Ярославль в событиях 1612г.

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Спасо- Преображенский монастырь в Ярославле

События 1612 года стали одной из самых ярких страниц в истории Ярославля. Для освобождения Русской земли от врагов ополчение под руководством Минина и Пожарского в начале апреля 1612 года пришло в Ярославль.

Освобожденный Ярославль на три года стал одним из важнейших городов Руси, где собирались силы против интервентов. И в славных событиях 1612 года Ярославлю была уготована ведущая роль. Именно здесь на 4 месяца остановилось народное ополчение Минина и Пожарского, выступившее из Нижнего Новгорода. Известно, что именно в это время ополчение князя Дмитрия Пожарского и земского старосты Кузьмы Минина укрепилось настолько, что создало «Совет всея Земли». В него вошли и представители знатных княжеских родов - Долгоруких,Куракиных,Бутурлиных,Шереметевых и других.

Возглавляли Совет Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Поскольку Минин был неграмотным, то вместо него подпись на грамотах ставил Пожарский: «В выборного человека всею землёю в Козмино место Минина князь Дмитрей Пожарской руку приложил». Грамоты подписывались всеми членами «Совета всея земли». А так как в то время неукоснительно соблюдалось «местничество», то подпись Пожарского стояла на десятом месте, а Минина — на пятнадцатом.

«Совет всея земли» стал приобретать черты настоящего правительства, а Ярославль становился столицей для других городов, фактически столицей Государства Российского.

Спасо-Преображенский монастырь. В начале ХVII века крепость Спасского монастыря имела мощные укрепления. Именно Спасский монастырь, наиболее надежная цитадель города, стал главной штаб-квартирой Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.Здесь формировалось народное ополчение, и обитель стала фактическим центром страны. Монастырь в начале XVIIвека (рисунок современного художника)

Первая грамота «ото всей земли» была направлена из Ярославля в Сольвычегодск 7 апреля 1612 г. В ней содержался призыв собрать свой «земский совет» и прислать для этого «изо всех чинов людей человека по два».

На ярославской земле тогда гуляли отряды казаков. Они воевали с местными дворянами, выбивая их из своих поместий. Действия казаков угрожали перекрыть дорогу из Ярославля на Вологду, Белоозеро и Поморье, поддерживавшее земское движение. Для наведения порядка были выделены отряды из состава ополчения, которые отогнали казаков. При этом четыре казачьих атамана перешли на сторону ярославского ополчения.

Кузьма Минин собирал казну, а князь Дмитрий Пожарский распоряжался ею в интересах «всей земли». Минин старался убедить богатых людей выделить деньги на нужды ополчения. Где действовал уговорами, где взывал к патриотическим чувствам, а где и применял силу. Известно, что он даже приказал взять под стражу своего "коллегу", ярославского земского старосту Григория Никитникова, который поначалу с недоверием отнесся к новому правительству и не хотел выделять деньги. Впоследствии ярославские купцы помогали и деньгами, а также организовали производство оружия для ополчения. По всем городам были разосланы грамоты с призывом присылать деньги в казну.

«Совет всей земли» подтверждал грамоты и привилегии, взимал пошлины от выданных поместных и вотчинных грамот.Те, кто приезжал в Ярославль били челом о своих нуждах. В ответ на эти челобитные «Совет всея земли» принимал земской приговор, по которому раздавались грамоты, проводились дозоры земель, назначения воевод, делались разные распоряжения. Несколько месяцев, которые ополчение простояло в Ярославле, потребовалось еще и для того, чтоб подготовить достаточное количество пищалей, свинца и пороха. Итогом финансовой деятельности ярославского правительства стало создание Денежного двора, где чеканили особую монету – ярославскую копейку (с надписью «С/ЯР»). Эта монета являлась и своеобразной политической программой ополчения,потому что на обороте монеты было имя Федора Иоанновича, последнего законного русского царя из династии Рюриковичей. На протяжении нескольких месяцев в Ярославль прибывали стрельцы, пушкари, дворяне и посадский люд. Из Нижнего Новгорода сюда пришли три тысячи человек, а из Ярославля на Москву двинулись уже 20 тысяч ополченцев.Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков,более тысячи стрельцов и множество крестьян. Во избежание морового поветрия ополчение было поделено на три части: одна стояла за Которослью, близ Толчковской слободы, другая – наМихайловом поле, возле Спасского монастыря, третья – на берегу Волги, ныне это район Октябрьского автомобильного моста. Стоит отдать дань уважения опыту и полководческому таланту Минина и Пожарского – войсками были заняты важнейшие с точки зрения обороны направления, и в случае внезапного нападения врага Ярославль был бы неуязвим.

Уже в марте 1612 года по распоряжению патриархаГермогена в Ярославль из Казани была доставлена чудотворная икона Божией Матери – давняя заступница Руси. Она призвана была воодушевить ополченцев на борьбу с захватчиками, и с ней воины Минина и Пожарского выступили в путь. На берегу Которосли, откуда ополченцы двинулись на Москву, сегодня стоит современная часовня Казанской иконы Божией Матери.

Есть и еще один ярославский монастырь, связанный с событиями Смутного времени и пребыванием в городе знаменитого ополчения Минина и Пожарского. Возрожденный недавно Кирилло-­Афанасьевский монастырь, что неподалеку от главной площади города – Советской, самим основанием своим напоминал о событиях Смутного времени и пребывании в городе ополчения Минина и Пожарского.
Кирилло - Афанасьевский монастырь

Дело в том, что именно в этой обители хранилась чудотворная икона Спаса Нерукотворного, по преданию, защитившая ополченцев и горожан от страшной болезни. Кирилло-Афанасьевский монастырь, основан в 1616г. в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Рисунок И. М. Белоногова, 1851г.

В 1612 году весь Ярославль превратился в большой военный лагерь. Войско было настолько многочисленным, что от огромного скопления народа в Ярославле началась эпидемия моровой язвы. Горожане и ополченцы умирали сотнями, и в середине мая ситуация достигла критического предела. От всякой подобной беды в те годы знали лишь одно средство – молитву. Общим советом решено было принести в Ярославль чудотворную Толгскую икону Божией матери и обойти с ней вокруг истощенного болезнью города. Однако накануне протоиерею Успенского собора Илье было видение, в котором для крестного хода ему повелевалось взять икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в небольшой часовне у деревянной церкви Афанасия и Кирилла. Протоиерей поначалу не стал придавать сну большого значения, но сам сходил в часовню и помолился возле этой иконы. Однако на следующую ночь видение повторилось. Когда ярославцы собрались для крестного хода, протоиерей Илья поведал им о видениях, и решено было взять икону из часовни.

Процессия с образом Спаса Нерукотворного двинулась в путь и, встретив Толгскую икону Богоматери, обошла вокруг города. В тот день многие больные получили исцеление, а на обратном пути к собору произошло еще одно чудо. Образ Спасителя, поравнявшись с той часовней, где пребывал прежде, вдруг остановился, и несшие его не могли двинуться с места. В этом горожане усмотрели знак свыше и вскоре поставили близ старой часовни новую деревянную церковь для размещения чудесной иконы - исцелительницы. Воодушевление ярославцев было так велико, что храм срубили за один день. Эпидемия в городе быстро прекратилась, а храм получил название Спасо­Пробоинского – от названия улицы Пробойной, ныне это площадь Челюскинцев.

Из Ярославля земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. 4 ноября 1612 г войны народного ополчения штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. Затем и вся Русская земля была освобождена от врагов.
Часовня Казанской богоматери

В 1613 году будущий царь Михаил Фёдорович по дороге в Москву, где должен был венчаться на царство, остановился в Ярославле. Отсюда он послал свою грамоту о согласии на престол. 21 февраля 1613 года государем российским был избран Михаил Фёдорович Романов. Во время миропомазания государя царский венец на золотом блюде держал родной дядя царя Иван Никитич Романов, скипетр — князь Д. Т. Трубецкой, а державу — князь Пожарский. В этом надо видеть выражение признательности юного царя и современников князю Пожарскому за то, что он во время всеобщего «шатания» твёрдо и непоколебимо стоял за правду и, поборов смуту, привёл «все царства Российского государства» к единению в борьбе за его независимость и в выборе нового российского царя. В память об этих событиях герб Ярославля венчает шапка Мономаха.

В 1997 году около бывшего Спасского монастыря возведена Часовня Казанской Богоматери. За годы Смуты большая часть Ярославля была сожжена, население разорено, а многие погибли или бежали.

Стелла «Клятва князя Пожарского» была установлена к тысячелетию Ярославля в 2010 году.

Персональные инструменты
Инструменты