Юденское, деревня (Ветлужский район Нижегородская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

«На областной конкурс «Памяти исчезнувших деревень» Тема: Работу выполнил Ширманов Дмитрий 5 класс. МОУ Новопокровская СОШ. Руководитель Шильникова Елена Валентиновна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ Новопокровская СОШ Адрес: 606877 Нижегородская обл., Ветлужский р-н, с. Новопокровское, Ул. Молодёжная, д.18 Тел.8-831-50-33-6-38

Введение

В нашем Новопокровском школьном музее собран богатый материал по топонимике родного края, есть макет карты исчезнувших деревень. Я посчитал, на территории нашей Проновской сельской администрации было раньше 112 населенных пунктов, а сейчас осталось всего десять. Куда они делись? Почему исчезли? Какую роль они сыграли в истории нашей страны? Куда делись люди из этих деревень? Наша семья три года работала над составлением родословного древа. Мой старший брат Михаил защищал эту работу на областном конкурсе «Моя семья в истории страны», где занял первое место. Я с большим интересом изучил его работу. Из нее я узнал, что мой папа Ширманов Вячеслав Николаевич, мой дед Ширманов Николай Павлович, моя прабабушка Ширманова Клавдия Андреевна родились в д. Юдинское , мой прапрадед Бусыгин Андрей тоже жил в д. Юдинское, а прапрапрадед Юдинцев Афанасий был одним из первопоселенцев деревни. Именно поэтому для своего исследования, для поиска ответов на свои вопросы, я выбрал деревню Юдинское Ветлужского района Нижегородской области. Мне предстоит непростое дело – проследить отражение событий истории России на судьбе деревни Юдинское, выяснить причину ее исчезновения, найти виноватых. Проследив параллель исторических событий происходящих в стране с судьбами жителей деревни Юдинское, я лучше узнаю землю, на которой живу. Эта работа расширит мой кругозор, обогатит память новыми интересными фактами и событиями.


Целью моей работы явилось изучение истории деревни Юдинское, попытка разобраться в причинах ее исчезновения. Задачи : 1. Изучение семейного архива. 2. Поиск материалов в Новопокровском школьном музее, краеведческом музее с. Новопокровского в МБУК Ветлужский государственный краеведческий музей. 3. Анализ собранного материала. Актуальность данной работы заключается для меня в необходимости изучить историю возникновения и исчезновения деревни, в которой жили пять поколений моих предков. Объект исследования – это документальные материалы семейного архива и музейные материалы. Предмет исследования – д. Юдинское Ветлужского района Нижегородской области. Памяти моих предков, живших в деревне Юдинское, я посвящаю свою работу. Глава 1. Возникновение деревни Юдинское Деревня Юдинское появилась по исторической справке Проновского сельсовета в 1893 году. Первые жители прибыли сюда из Вятской губернии, Котельнического уезда (упоминание в метрической книге храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Новопокровского). Среди первопоселенцев был мой прапрапрадед Афанасий Юдинцев. В деревне до 1980 года жила его дочь Феоктиста Афанасьевна, тетя моей прабабушки, которая и рассказала об этом моему папе. Название деревни связано с фамилиями первопоселенцев. Интересно то, что в деревне в 50-е годы жили 23 семьи, 13 из них были Юдинцевы. Это я узнал из земельной шнуровой книги колхоза им. М Горького, к которому принадлежала д. Юдинское, которую нашел в Новопокровском сельском музее. Это Юдинцева Мария Николаевна, Юдинцева Мария Андреевна, Юдинцев Николай Александрович, Юдинцева Марина Ивановна, Юдинцев Александр Григорьевич, Юдинцева Феоктиста Афанасьевна, Юдинцева Парасковья Степановна, Юдинцева Евдокия Васильевна, Юдинцева Зинаида Никитична, Юдинцева Анна Илларионовна, Юдинцев Александр Никитич, Юдинцев Александр Борисович, Юдинцев Иван Алексеевич. В 1970 году в деревне было 24 дома В документах о переписи населения, (копия в Новопокровский школьный музей передана из МБУК Ветлужскуий Государственный краеведческий музей), написано: «Юдинский починок, положение: верст до уездного города 96, Наличное население по переписи 1897 г мужчин-29, женщин-38, обоего пола -67. По сведениям волостного правления за 1907 год дворов – 11, душ обоего пола -71. В деревне были маслозавод и 2 ветряные мельницы». Нетрудно посчитать, что в каждом доме жило около 7-8 человек. Глава семьи осуществлял общее руководство хозяйством, а молодые работали физически. Зерно выращивали в каждом хозяйстве самостоятельно, за определенную плату на ветряных мельницах могли зерно смолоть. Интересно то, что деревня имела несколько названий: Юдинское, Юденское, Юдиха.

Глава 2. Жители деревни Юдинское

Жители деревни Юдинское за время ее существования менялись, уезжали и приезжали, рождались и умирали. Я хочу понять причину переезда последних жителей деревни, мне поможет мой папа. «Семья Русаковых, 6 человек, трое детей, бабушка, родители. Интересно то, что бабушка Катя Русакова была эвакуирована из Москвы в д. Юдинское во время Великой Отечественной войны. Получила похоронку на мужа, так и осталась жить здесь. Дети получили образование и не вернулись в деревню, родители переехали в соседнюю деревню Прониху в 1982г, расстояние до которой 2,5 км. Побоялись остаться одни. Семья Балябиных, 4 человека, двое детей и родители. Дети получили образование и не вернулись в деревню, родители переехали в с. Новопокровское, центральную усадьбу колхоза им. 21 партийного съезда. Семья Вихаревых, 4 человека, двое детей и родители. Дети получили образование и не вернулись в деревню, родители переехали в с. Новопокровское, центральную усадьбу колхоза им. 21 партийного съезда. Семья Долгих, 5 человек, бабушка, двое детей, переехали в 1971 г. в с. Новопокровское, центральную усадьбу колхоза им. 21 партийного съезда. Семья Смирновых, 4 человека, двое детей и родители, переехали в 1960г в Молдавию. Семья Ширмановых. 6 человек, бабушка, трое детей, родители, переехали в 1982г. в с. Новопокровское, центральную усадьбу колхоза им. 21 партийного съезда. Семья Богдановых,5 человек, трое детей, родители переехали в 1982г. в с. Новопокровское, центральную усадьбу колхоза им. 21 партийного съезда. Семья Богдановых, двое пенсионеров, переехали в соседнюю д. Пескушу, 2,5км в 1982г., побоялись остаться одни. Семья Рожиных, взрослые дети уехали в Мурманск. Старики умерли в д. Юдинское. Семья Долгих, взрослые дети уехали в Мантурово Костромской области. Старики умерли в д. Юдинское. Селезнева Л.А. инвалид, переехала к родственникам в с. Новопокровское. Юдинцева М.Н., пенсионерка, умерла в д. Юдинское. Семья Деминых, 5 человек, трое детей, родители, переехали в Коми АССР в 1971г. Семья Казаковых, 5 человек, двое детей, бабушка, переехали в Коми АССР в 1974г, бабушка осталась, позднее переехала в с. Новопокровское к дочери. Юдинцевы, пенсионеры, умерли в д. Юдинское. Юдинцева Ф.А., уехала в Молдавию к сыну в 1980г. Шишмакова Г.А., переехала к детям в 1970г. Семья Кабановых, пенсионеры и взрослый сын, переехали в с. Новопокровское в 1980г. Юдинцева М.А. пенсионерка, переехала в р.п. им. Калинина. Юдинцева М.Н. пенсионерка, умерла в д.Юдинское. Семья Кабановых, 5 человек, трое детей, бабушка, родители. Переехали в с. Новопокровское в 1980г. Семья Ширмановых, 4 человека, двое детей, родители, переехали в с. Новопокровске. Анализируя время переезда, можно увидеть, что первая волна переезда была в 70-е годы. Уезжали семьи, имеющие маленьких детей. В деревне не было школы. Ближайшая начальная школа до 1960 г была в д. Пигалка, на расстоянии 500м от Юдинского. Дорога до школы была чистая, песчаная, проходила полем , ребятишки гурьбой с удовольствием, играя ходили до школы и обратно. А тут школу перевезли в д. Пескушу на расстояние 2,5 км. Дорога лесом, петляющая тропинка с переходом через речку, опасная дорога. Ради своих детей родители переезжали в населенные пункты, где была школа. Последний дом в д. Юдинское был построен в 1958г. Последняя волна переселения была связана с укрупнением колхозов. Все трудоспособное население работало на Верховской ферме. Женщины были доярками, мужчины возили навоз, чистили стойла, возили на ферму сено. А в это время в укрупненном колхозе им. 21 партсъезда, в который вошел колхоз им. Горького, построили огромный животноводческий комплекс, с новым оборудованием, с молокопроводом. Было принято решение все маленькие фермы расформировать. Дояркам колхоз стал строить дома на центральной усадьбе в с. Новопокровском, деревня на глазах распадалась. Уезжали все трудоспособные жители. Оставшиеся пенсионеры тоже потянулись кто куда. Люди ехали к своему светлому будущему. Моя бабушка Дина была дояркой. На Верховской ферме у бабушки была группа коров - 14 штук, которых она должна была дважды вручную подоить, напоить, накормить, принести на носилках сено, почистить стойла, снести по оврагу в ведрах молоко, где оно охлаждалось в речке во флягах. К тому же, в селе Новопокровском была школа восьмилетка, где могли учиться дети, а не жить в с. Новопокровском в интернате, добираясь до дома по субботам и по понедельникам обратно, кто как может. Расстояние до Новопокровского было 5 км. Молодежь уезжала из деревни Юдинское в поисках работы по специальности, получив образование, а в деревне был только тяжелый физический труд.

Глава 3.Как вели хозяйство в деревне Юдинское

Это я записал со слов Юдинцевой Апполинарьи Александровны, 1935 г.р., уроженки и жительницы д. Юдинское : «Достаток не приходил сам по себе. Работали с утра до вечера – и стар, и мал. Заранее тятя все продумывал, перед выездом в поле, чтобы вовремя отсеяться, уложится в нужные сроки. В первую очередь готовил лошадь, давал ей отдых, запасал на это время овес, хорошее сено, без этого на лошадке не напашешь. Готовил плуг, для лошади хорошую сбрую: хомут, седелко, узду, вожжи, черезседельники, чтобы сбруя была для лошади удобной, не давила и не натирала мозолей. Еще нужна была борона. Первым сеяли овес. Говорили: «Сей овес в грязь- будешь князь!» овса сеяли много, он шел и себе на пироги и лепешки, да и на корм скоту. Потом сеяли горох, позже сажали картофель под соху в гребни. Всю посевную проводили за неделю. В тридцатые годы, когда началась коллективизация, работали бригадами. В деревне Юдинское колхоз был имени Максима Горького, центр колхоза был в деревне Верховское, которая располагалась на расстоянии 300м. Я помню последних лошадей Юдинской конюшни: Нега, Чалый, Черный, Буянко, Венерка. В сенокос для мальчишек главной радостью было сваживание сена на волокушах верхом, и наперегонки мчаться домой с работы. Мальчишкам доверяли лошадей, они летом ухаживали за лошадьми, гоняли их на речку, выпускали на ночь в выгон, утром запрягали. Сеяли старики и умелые мужики из специального лукошка, а женщины и подростки боронили. Все поля были загорожены, из деревни в деревню проезжали через ворота. Полей было три: озимое, паровое и яровое. До начала сенокоса на паровое поле вывозили весь навоз со дворов. На свой огород крестьянин вывозил сам, а на колхозное – коллективно. Сваливали в небольшие копны, которые перед пахотой разбрасывались, а потом навоз запахивался. Все полосы и все поля были хорошо удобрены навозом. После Тихонова дня (29 июня), на третий день, все на сенокос. Косили вручную в речках, на лесных полянах, сушили сено, ставили стога. Сенокос продолжался до ржаной жнивы. Одновременно начинали и подъем паров, готовилось поле для посева ржи. Сеяли рожь по бороненному полю под соху. Лошадь идет быстро, земля рыхлая. Очень нравилась такая работа. Рожь нужно было посеять до Фролова дня (31 августа), в народе говорили: «Фролки-голки». Это значит, что поздний сев – слабая озимь будет, не выдержит мороза. Ржаная жнива – одна из главных работ. Женщины оттачивали, нарезали серпы. Жатва серпом велась как в частном хозяйстве, так и в колхозе, до появления самоходных комбайнов. Все лето женщины гнули спину. Работали, не разгибая спины, на 30 градусной жаре. Некоторые нажинали по десять суслонов (суслон- 20 снопов). Жали серпом и овес, и ячмень, горох косили косами, руками теребили лен, до появления льнотеребилок. С половины сентября, еще до окончания копки картошки, начиналась вывозка снопов на тока и риги, ближе к овинам. В хозяйстве у каждого крестьянина был ток и овин, в колхозе ток был крытый, с обеих сторон стояло по овину. В кучи их складывали старики, чтобы снопы не промочило. А потом наступала молотьба. За ночь снопы просушивались, зерно крошилось. На овин уходило 20 суслонов. С каждого получали по пуду, это если средняя рожь, а то и больше. Молотили хлеб цепами. На колхозных овинах можно было молотить и в ненастную погоду. Зерно сортировали – на семена, себе, скотине, увозили в жницу на хранение. Первую рожь сразу на мельницу. А мы ждали. Душистый хлеб из нового урожая – этот вкус из детства я никогда не забуду. После всех сельхоз работ делали заготовки на зиму- ржаную, овсяную, ячневую, гороховую муку, толокно, крупы разные, солод для пива и кваса. Заготовляли на зиму картофель - целый голбец (подвал), огурцов- четыре или пять кадок, капусты по две кадки, забивали скот, мясо солили и укладывали в кадки. Так жил крестьянин в деревне, работая день и ночь. Эту школу крестьянскую я всю прошла - цену хлебу знаю не понаслышке, и когда сажусь за стол, несколько раз перекрещусь, прежде чем откусить душистый, мягкий ломоть хлеба». Глава 4. Великая Отечественная война в судьбе д. Юдинское Когда началась Великая Отечественная война, жители д. Юдинское, как и вся страна встали на защиту Родины. Из каждого дома уходили взрослые мужчины и совсем юные сыновья. В списках погибших по Проновскому сельсовету, я нашел фамилии жителей Юдинского: 1. Долгих Алексей Иванович 2. Ляпустин Исаан Савельевич 3. Рожин Капитон Кириллович 4. Рожин Павел Кириллович 5. Рожин Николай Кириллович 6. Рожин Иван Сергеевич 7. Юдинцев Николай Федорович 8. Юдинцев Петр Никитич 9. Юдинцев Алексей Никитич 10. Юдинцев Михаил Никитич 11. Юдинцев Дмитрий Федорович 12. Шишмаков Петр Алексеевич Страшно подумать, судя по списку, из двух семей не вернулись сразу по трое сыновей. Кроме этого Кабанов Г.М. попал в плен, где пережил много страшных дней. Остальные участники пришли домой израненные. На фотографиях можно сравнить бригады д. Юдинское до войны и после войны, на второй почти нет мужчин. Глава 5. Деревня Юдинское - одна большая семья По рассказу моей тети Черноперовой И.Н., д. Юдинское была очень дружной и в праздники и в будни. «Престольных праздников было два: Ильин день 2 августа и Покров 14 октября (праздник Покрова Пресвятой Богородицы, престольный праздник храма). В Ильин день с утра вся деревня шла на работу, на сенокос. После обеда на работу выходили только женщины и ребятишки, а на другой день и на третий только ребятишки и кто-нибудь из взрослых. Это были дни, когда мы правили сами. Сами запрягали лошадей, сами гребли сено, сами метали стог, обычно один. Была радость общего труда, мы знали, что после праздника нас строго проверят взрослые. Обычно хвалили. На работу в деревне выходили по звонку в железку, которая висела на столбе посреди деревни. Обед в сенокос готовили на всю деревню на улице, на костре во фляге из свежего мяса. За обедом я ходила с бидончиком, мне выдавали порцию мяса по количеству работников из семьи, а супа не жалели, чтобы хватило и работникам, и ребятишкам. Обычно в сенокос еще был квас, его на всю деревню готовила моя бабушка Ширманова К.А., он был кислым и вкусным. В каждом хозяйстве была корова, овцы, поросята, теленок, куры. Коров и овец пасли по очереди. Зимой почти все деревенские мужики уходили одной артелью на заработки под руководством своего бригадира Кабанова Г.М. В Пескушанскую школу нас зимой провожали на лошади , всех ждали, обо всех ребятишках проявляли заботу тоже сообща. Молодежь в деревне жила всегда весело, в старину были посиделки, где девушки пряли лен, а парни выбирали себе невест. Помню, как Юдинцева Ф.А. ткала половики на ткацком стане. В деревне у всех были яблоневые сады. У Долгих И.И. была пасека. Для нас, ребятишек, взрослые строили на берегу речки карусели и качели, мы там собирались и играли все вместе. Зимой здесь же катались на самодельных лыжах с гор. Помню, как в 1967 году у бабушки Клавы появился первый в деревне телевизор. Вся деревня собиралась в ее маленький домик, как в кинотеатр. Сидели на полу, смотрели все подряд. Особенно любили фигурное катание. Бабушка была деревенской целительницей, гладила живот, вылизывала мусор из глаз, занималась траволечением. Телефон провели в 1971 году, поставили на крыльце у Юдинцевой М.А. Жили весело, почти в каждом доме была гармонь. В праздники ходили по деревне и пели песни. И сейчас как будто слышу, поет отец: По деревне мы пройдем, Мы пройдем проухаем, К Володе Демину зайдем, Табаку понюхаем! Сейчас, встречаясь с жителями Юдинского, радуюсь встрече каждый раз, как будто встретила очень дорогого человека. Да так и есть».

Заключение 

Я много узнал о деревне Юдинское: когда она появилась, когда исчезла. Выяснил причины исчезновения деревни, в которой жили мои предки - пять поколений. Прошло уже тридцать лет, как исчезла д. Юдинское, но так знакомо звучат причины ее исчезновения: закрытие школы, отсутствие работы, укрупнение, объединение, отсутствие дорог, магазина, больницы и т.д. В настоящее время происходит то же самое. Кто виноват? Получается как-то странно, вроде бы все делается для улучшения условий для людей и тогда, и сейчас. Но ведь если бы не исчезла деревня Юдинское, не заросли бы поля вокруг ее. Я пока не нашел ответ на этот вопрос, но теперь понимаю, почему мои односельчане так яростно отстаивали свою самостоятельность, не позволили объединение нашего Проновского сельсовета с соседним Туранским. Просто они уже это раньше проходили и на своих ошибках научены. Что я могу сделать? Я могу сохранить память о деревне Юдинское, которая исчезла. Для этого я размещу собранные материалы в интернет-проект «Памяти исчезнувших деревень», который запущен в 2010 году по инициативе нашей Новопокровской школы на портале letopisi.ru. Жителям деревни Юдинское, которые разъехались в разные уголки России и даже за ее границу, будет приятно прочитать материалы о своей Родине, я думаю, что кто-нибудь обязательно захочет дополнить мою работу. Деревня Юдинское будет жить в памяти людей.

Приложение

Юдинская бригада на покосе в речке..jpg Д.Юдинское-2010.jpg Файл:Работники фермы.jpg

Персональные инструменты
Инструменты