Этнический туризм в Западном Казахстане

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Этнический туризм в Западно-Казахстанской области. Прежде всего, необходимо определить границы этнического туризма. Этнический туризм – одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран. Мировая практика показывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Традиции – это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс их жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих обычаев, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям.[1]


Этнический туризм может быть представлен двумя основными видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов или туризм, связанный с посещением родственников, мест рождения родителей Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе.


Благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта.


В данное время в России разрабатываются проекты развития этнического туризма, в этом заинтересованы и Европейские страны. За последнее время в этом своеобразном виде туризма произошли некоторые структурные изменения, отражающиеся на его характере. Если в 70–80-ые годы XX в. основную роль играли путешествия с целью посещения родственников или места их рождения, то в 90-ые годы происходит естественное сокращение первого поколения выходцев из других стран, и все большее место начинают занимать представители третьего и четвертого поколений, у которых в значительной мере утеряны прямые родственные связи. В большей степени мотивационную роль играет стремление познакомиться с родиной предков. Это налагает определенный отпечаток на их требования к путешествию.


Рассмотрим механизм действия этнического туризма на примере поволжских немцев в г. Саратове – в последнее десятилетие им уделяется особое внимание. Ежегодно в город приезжают десятки выходцев из поволжских немцев, посещают места рождения своих предков.[2]


Саратов обладает богатым историко-культурным наследием – архитектура города, памятные места, исторический центр, экспозиции музеев: например, экспозиции по истории и культуре поволжских немцев в Саратовском областном краеведческом и этнографическом музеях.


Как известно, в XVIII в. по приглашению Екатерины II произошло переселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья и Украины; многие из этих крестьянских семей оставались здесь на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык, веру и элементы национального менталитета.


В первые десятилетия Советской власти возрождение национальной идентичности российских немцев приветствовалось, что привело в 1918 г. к образованию одной из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России – Трудовой коммуны Автономной области Немцев Поволжья, в 1922 г. переоформленной в Автономную Советскую Социалистическую республику немцев Поволжья со столицей в городе Покровск (позже – Энгельс).[3]


По мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. В 1935–1936-ые гг. более десяти тысяч немцев были выселены из приграничной зоны на Украине в Казахстан.[4] В 1937–1938 гг. НКВД была проведена так называемая «немецкая операция»: согласно приказу народного комиссара внутренних дел СССР № 00439 от 25 июля 1937 года, все немцы, работавшие на предприятиях оборонной промышленности (или имеющих оборонные цеха) должны были быть арестованы. С 30 июля начались аресты и увольнения, а с осени 1937 началась массовая операция.


После издания Указа Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. была произведена тотальная депортация немцев на территорию Сибири, Казахстана и Средней Азии. В связи с началом Великой Отечественной войны, все советские немцы подвергались репрессиям и испытывали все тяготы депортации.


В ноябре – декабре 1941 г. с целью сосредоточить все семьи немецкой национальности в одном месте и поставить их под контроль соответствующих государственных органов из Уральска и пригородных районов под охраной МВД немецкое население области было выселено в Зауралье – Джамбейтинский район, в распоряжение спецкомендатуры. Так, в Западно-Казахстанской области появились первые спецпоселенцы.


Сейчас в этом районе немцев почти не осталось, но сохранились постройки, документальные источники, фотографии, также сохранилось немецкое кладбище. Как представляется, этнический туризм не организован в Западно-Казахстанской области, и на это нужно обратить внимание, так как этот вид туризма занимает особое место на международном уровне, а развитие иностранного туризма всегда останется на первом плане в развитии туризма и будет приносить основную часть прибыли.

Персональные инструменты
Инструменты