Эссе Максима Харченко Духовная красота в поэзии города
ДУХОВНАЯ КРАСОТА В ПОЭЗИИ ГОРОДА
Нижний Новгород - место уникальное по своему положению. Его культурное своеобразие выражается и в наличии экономико-инновацинных ресурсов, и в изобилии общественно- просветительских проектов, но более - в историческом и природном ландшафте города. От Печерского монастыря до Чкаловской лестницы, и дальше - по смотровой площадке Кремля рядом с Архангельским собором через выход у Сторожевой башни на длинную террасу рядом с гранитной лестницей и установленным на широком пологе Набатом, - открывается панорама Волжского откоса на фоне исторических памятников и улиц.
По вечерам на этом пространстве, осененном огненной зарей, гаснущей вместе с дымкой артемовских лугов, собирается молодежь, сходятся прихожане, отдыхает культурный бомонд. Встречаются люди разных настроений. Но порой, в приглушенном звучании зданий, памятников, реки и скверов наступает осознание единства всех этих лиц и каждого в со-причастности одной всеискупающей великой судьбе. Из отдаленных переулков души пробуждается вдохновение. Приходит символическая насыщенность, мистическая озаренность, открывающая в пределах и истории родного города свершения судеб человечества, эсхатологическую даль, зовущую тропами пилигримов... Такой образ творческого соединения эпохи Русского Ренессанса конца 19 века и современности выносится из атмосферы общения, одухотворенности , оживающей на глазах у прохожих истории.
Красота в природе, людях, жизни - носит одухотворенный, освящающий смысл. Она есть национальное Боговосприятие, раскрытие простора и перспективы веры, связи эпох, глубины и многогранности культуры. Духовное вдохновение – прорыв за пределы общепринятого, приобщение к Свободе и тайне, творческой моще, неоднозначности и полноте звучащего слова.
Известный идеолог и мыслитель А. А. Дугин выделяет солярную и лунную поэзию. Лунная – поднимается снизу, носит ущербный, неправомочный характер. Солярная – спускается сверху, выражает логосную, светоносную силу. В их взаимодействии рождается сложность творческого и жизненного пути.
На сегодняшний день, в Нижнем Новгороде сложились три базовых направления поэтического миропонимания.
Примыкающий к нижегородскому отделению Союза писателей России “Холм Поэтов” (Андрей Кульпин, Анрей Тремасов, Илья Аребейников и др.) ориентирует на классическое отношение, возрождение стилей и поэтического слога 18-19 столетья. Кредо организации -универсальность взглядов, интеллектуальность и интеллигентность во всем. Создание поэзии – отточенность стиля, требовательность к форме, достижение настоящего мастерства. Миссия, претворяемая на выступлениях, концертах, разборах на поэтической “школе”, ежегодном сборнике Холма, обсуждениях – возрождение подлинных образцов и форм высокой культуры в актуальных ракурсах современности.
Другим отношением к поэзии, предающим значения не форме, а жизненной среде и смыслу ее действия, выступает МАССОЛИТ ( Союз Молодых литераторов - Мария Кулакова, Артем Филатов, Арсений гончуков и др.). Всех участников, постмодернистов, роливиков, неформалов, - сплачивает сложность и конфликтность в подходе к обычной жизни. Глубина поэзии - в насущности и выраженности решаемых проблем. Организация предоставляет среду общения для раскрытия новых талантов. С 2006 года для авторов от 17 до 25 лет в мае проходит региональный конкурс "Молодой литератор". Проводятся мастер - классы, программа культурного развития (поэтический трамвай и др...),выезды за город, издание альманаха, концерт и выступления самих участников.
Третий подход поэтического творчества входит в стиль идеи Православного Просвещения. Движение существует в соборной жизни приходов, политики РПЦ и властей области по возрождению древних Храмов и монастырей, социальной поддержке незащищенных слоев населения, создании и развитии православных общественных организаций (Союз Православных Граджан, "Русский мир", программа Покровских Дней, День Народного Единства, торжественные мероприятия в Дивеееве и Нижегородской ярмарке - “Нижегородский край – земля Серафима Саровского” и т.д.)
Молодежный центр при Храме Сергия Радонежского – объединяет в служении заветам Церкви, наделении жизни ее духовным содержанием. Здесь проходят курсы сурдоперевода, оказывается поддерждка членам общины глухонемых “Cпас”, действует волонтерское движение “Милосердие”, издается газета, проводятся обсуждения Священных писаний, беседы со священником, свободные дискуссии, творческая деятельность и т. д.
Православное Просвещение – трактует Красоту как принцип Софийности, художественности замысла Бога.
В Древней Руси, на рубеже 12- 13 веков – с утверждением самобытной культуры православия, Мудрость воспринималась в человеческом и Божественном измерениях. Человеческая мудрость – не абстрактное знание, но единство эстетической, познавательной и этической его сторон, основанное на здравом духовном реализме. Ее суть в деятельном единении с миром, освобождении от его ложных пут хранением и исправлением греховных помыслов в радости и любви к ближним. Соборность как сторона этой мудрости – вshf;fkf активный общественно-политический интерес, имевший одним из плодов созванный в 1132 г. Андреем Боголюбским Первый в истории Европы соловно – представительный русский собор.
Божественная Мудрость – Страх Божий, духовное Призвание, обращение от перстного (шуицы) ума к Деснице, познанию Промысла о человеке, включает в себя дар целомудрия, смиренномудрия как универсальности любви о Боге, молитвы, видения красоты сотворенного мира через глубины веры в лишениях и изобилии.
Символ Софийности сопутствует Православному Просвещению на всех этапах его развития: в первый 9- 12 вв. – отождествлялась с Богородицей, несло осознание недостоинства в национальном менталитете принятия святыни веры, как обретения в Слове Спасителя пути освобождения и единения русского народа с истоками христианской культуры (возникают Новгородская, Киевская, Псковская София); во второй, с нач. 14 – 15 в. - как жертва народа в борьбе с татарскими завоевателями приобретает Мужественную Троическую суть (Троице - Сергиевская Лавра), после принятия в 1329 г. на Константинопольском соборе Паламитского догмата воспринимается в процессе роста монастырей на север страны (Северная Фиваида) как стяжание святости в скудости и безмолвии; В третий этап, конец 16 – нач. 17 в., как символ симфонии властей духовной и светской в значении утверждения Руси как наследницы Византии, хранительныцы веры, Третьего Рима, в идейной борьбе нестяжателей и иосифлян,а позднее грекофилов и латинистов - как путь независимости церкви от давления властей и доминирования схоластики; в четвертый период, 18 - сер. 19 века, софийность трансформировалась в мысль о соеденении народа и интеллигенции на почве православной веры, возрождения старчества (Оптина Пустынь и др.), развивается учение славянофилов о соборности; в пятый, конец 19 - нач 20 в., в эпоху русского религиозного Ренессанса, София освещается вновь в связи с апологетикой православия (от Соловьева до Бердяева и Флоренского) от нападок теософских и Восточных учений, в понимании сущности Православной церкви и социального служения, присутсвует в идеях христианского социализма, после востановления Патриархии и избрания Патриарха Тихона (св. мч.), последующих нападок на Церковь, софийность - несет печать новомученников и миротворцев как сберегших единство во Христе; в-шестой, эмигрантский период, софийность видится в проповеди Православия во всем мире, открывается Свято - Сергиевский Интитут во Франции, теологический факультет Варшавского университета, Свято- Владимирская православная семинария в Ньбю-Йорке,русские мыслители во главе с Н. Бердяевым и С. Булгаковыс создают союз "Братство святой Софии - Премудрости Божьей", создается Русское Христианское Студенческое Движение, усилиями афонских монахов, архим. Софрония (Сахарова) создается Свято - иоанновский русский монастырь в Эсексе (Англия) и прочее; в седьмой период, в современной России - софийность - представляется не только воссоединением разделенных Церквей и активным социальным служением, но более - в открытии правды веры заблelibv , вразумлении о значении жизни во христе, понимании настоящего времени в истории христианства.
Сегодня в Нижнем Новгороде Православное просвещение обретает внимание в связи с памятью новомученников. Кровь пострадавших во Христе тысяч священников, прихожан, хранителей и правозвестников веры, - освящает жизненность ценностей православия. Происходит активное исследование и канонизация новых святых.
В разное время в городе работали православные мыслители - В. Розанов, П. Флоренский, А. Ф. Лосев. Из поэтов православные мотивы присутствуют в стихах у Юрия Андрианова, Александра Люкина, Вадимира Гофмана. Из писателей, публицистов, - это Юрий Покровсй, Валерий Сдобняков. Владимир Цветков и др. . Характерное для этого творчества - отвлеченность от мирской суеты, приобщение к святыням, к осознанию смертности и греховности на границе этой жизни.
Духовная культура города открывается в сердце челоовека. Поэтическое мироотношение определяется в жизненной миссии ищущих высоких личностных ценностей. Обогатиться и раскрыть свой жизненый потенциал - назначение, следующее в охвате древних и современных традиций, обычаев, "заветов".
Многотысячный пасхальный крестный ход по канавинскому мосту из Алексадро – Невской Лавры до Печерского монастыря, - знаменует единство исторических вех, настроений эпохи, духовных исканий и усилий людей. В нем отражается надежда на нахождение в жизни интеллегенции и рабочих, священников, политиков и всех нижегородцев внутренней гармонии и творческого пути, ведущего через родники духа и преданий к раскрытию Бога и обретению непреходящего богатства своей Родины.