Эссе "На урок за миллионом"
Автор: Барышева Людмила Владимировна
Как компьютер понимать, миллион в нём «откопать» Учат в школе, учат в школе, учат в школе…
Когда учитель испытывает чувство удовлетворения от своей работы? Конечно, это случается, если его ученики занимают призовые места в областных олимпиадах по информатике (Путин Владимир, ученик 11 А класса), когда они читают очень много специальной литературы (Янчевский Егор, ученик 11 Б класса), когда они творчески подходят к решению очень сложных задач по информатике, когда в Интернете появляются их сайты (Бочарникова Юлия, Сапрыкина Надежда, Лысикова Юлия, Аверин Алексей, Янчевский Егор).
Десять лет назад я делала первые шаги в необъятный мир компьютерных технологий с «Агатом». Совершенствовались компьютеры, разрабатывались новые программы… Сейчас «Pentium-4» значительно облегчает мне жизнь как учителю: неоценима его помощь в создании наглядно-иллюстративного материала, в оценке знаний учащихся, в оформлении работ, в проведении практических занятий, в создании ученических проектов, в подведении итогов работы учительского коллектива и др.
Мне всегда хотелось, чтобы ребята, имея компьютер, использовали его не только для игр, но и для получения широкого спектра знаний. Мало для ученика найти в сети Интернет материал для реферата и получить отличную оценку. Сегодняшнее поколение должно быть интеллектуальнее предыдущего, поэтому его надо научить анализировать, синтезировать, делать выводы и обобщения на продуктивном и творческом уровнях. Поэтому я применяю в своей педагогической деятельности метод проектов. Этим я заинтересовалась несколько лет назад и описала в своей работе на районном конкурсе «Учитель года – 2001». Основная цель этих проектов и моей сегодняшней работы: научить ученика учиться, помочь ему изучить материал, провести исследование, создать свой информационный продукт.
Методику проектов Intel® «Обучение для будущего» я использовала в очередном школьном проекте «Как стать миллионером?». Данный проект открывает ученикам путь к сокровищам информатики: они учатся составлять алгоритмы, разрабатывать стратегию выигрыша, составлять программы в системе Visual Basic, знакомятся с основами разработки гипертекста и пытаются создавать Web-сайты, проводить исследования в Excel, использовать PowerPoint и Publisher для создания наглядного материала по интересующей их теме. Чтобы рационализировать учебную деятельность учеников, была спланирована работа в соответствии с возрастом учащихся и программой по информатике.
Например, в 4 классе проект позволяет формировать информационную культуру учащихся. Они впервые вовлекаются в исследовательскую работу, поэтому для них были сделаны заготовки буклетов, куда ребята вписывали ход исследований и выводы самостоятельно. А идею проекта подсказали мне сами ребята. Когда мы готовились к районному семинару (9 декабря 2005г.) учителей начальных классов по теме «Стратегия достижения оптимального результата», я спросила ребят: «Чем бы вы хотели заниматься на открытом уроке? Какие задачи вам больше нравятся?» Вместе полистали тетради «Информатика в играх и задачах» (4 класс, часть1, А.В.Горячев), и я услышала ответ: «Хотим путешествовать». «Что нас будет интересовать во время путешествия?» - спросила я. «Сокровища…»- начал рассуждать Виталий. Ребята подхватили его идею, и мне она очень понравилась. Поэтому открытый урок был направлен на поиски клада по карте. Поиски были осложнены появлением соперника. Ребята блестяще справились с заданиями. Гости урока, учителя начальных классов, поблагодарили меня и ребят за работу. А учитель начальных классов Валентина Васильевна Богатова сказала: «Сегодня мои ученики, как никогда, были очень активные на уроке!» В предложенных буклетах грамотно были изложены и аккуратно произведены записи только у некоторых учеников. С ними мы и довели до конца работу на компьютере после урока.
Ученикам 9 класса я предложила задачи для исследований по теме «Электронные таблицы: абсолютные и относительные ссылки». Ребятам предстояло выяснить, чем закончится история с договором между начальником и подчинённым и что нужно делать папе Карло, чтобы стать миллионером через 3 года. Ребята выдвинули несколько гипотез. «Проверьте» - предложила я. Каково было их удивление, когда были получены результаты. Ребята пришли к выводу, что всегда нужно продумывать свои действия в ситуациях, которых ты попадаешь, что счастье не в деньгах, и не в их количестве, но хорошая работа никогда не помешает. Помимо приобретения навыков работы на компьютере ребята продемонстрировали свои творческие возможности: например, у Стрекнёвой Анастасии исследование в Excel было дано в литературной обработке.
Ученики 11 классов восприняли идею создания игры «Случайный миллионер» и Web-сайта о компьютерных играх без восторга, им показалось это трудным. Но по ходу изучения тем интерес возрастал даже у тех, кто пришёл в десятый класс из другой школы, где не изучалась информатика. Разделы «Основы объектно-ориентированного программирования» и «Основы языка разметки гипертекстовой страницы» были успешно изучены. Ребята поняли что, играя в современные компьютерные игры, никогда не станешь миллионером: игры рассчитаны на проигрыш.
Подведение итогов проекта «Как стать миллионером?» проходило в три этапа. Сначала на уроках мы отобрали самые лучшие работы. Затем в рамках Недели информатики 12 апреля они были представлены на очередном заседании Школьного Информационного Центра «Компас», где ребята защищали свои работы. Актив «Компаса» обсуждал достоинства работ выступающих, рекомендовал учащимся что-то доделать. Ребята обсуждали, какие работы можно отобрать для Web-сайта нашего проекта. Выступающие принимали это как должное.
В течение двух недель ребята ещё доводили свои работы до совершенства. Помогали им консультанты Центра.
10 мая состоялась презентация всего проекта. Перед большой школьной аудиторией выступили участники проекта и актив ШИЦ «Компас». Участники проекта получили сертификаты, дающие право на получение отличной отметки по соответствующим темам предмета. Лучшие работы были поощрены дисками CD-RW, чтобы ребята могли перезаписывать информацию на них миллион раз по 800 миллионов байт. Выступающих слушали не только большая школьная аудитория, но и их родители, учителя. Мы – ученики и я – показали результат современного совместного сотрудничества. Лучшие работы мы поместили на сайте проекта http://milions3.narod.ru
Очень много времени было проведено учениками в компьютерном классе и дома за работой над проектом. Я думаю, что компьютер как игрушка на это время для них отошёл на второй план. Сейчас для них компьютер – это не только инструмент для достижения цели в проекте, но и средство для получения отличной отметки за качественные знания.