Экскурсионно-краеведческий маршрут Н.Г. Тумакова № 4

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
                                       МАРШРУТ № 4
                    Протяженность 25км. Продолжительность пешего-2 дня.
           ЦЕЛЬ: Знакомство с природой левобережья, прошлой и настоящей историей.
                      Красные Баки – Караси – Кириллово - Ядрово.
                                     Описание маршрута

От Красных Баков идем по трассе маршрута № 8 до лесного кордона Боровский. Здесь наш путь получает новое направление - на дер. Караси. Знакомимся с природой окружающей нас местности. Что характерно для всего левобережья Краснобаковского района? Левобережье резко отличается, как по растительности, так и по рельефу от правобережья района. Левобережье - самая богатая лесами часть Краснобаковского района, а потому и в экономике населения лес и лесные промыслы занимали и сейчас занимают виднейшее место. Участок от Боровского кордона к востоку носил название «Корабельная дача». Название установлено было по Указу Петра Первого. Здесь произрастали прекрасные лиственные леса, которые шли тогда на караблестроение. Сейчас здесь вновь возрождается лиственница, сведенная полностью в конце XVIII - начале XIV веков. /Более подробно о лесах этого участка смотрите по маршруту № 8/. Рельеф левобережья очень своеобразен. Это обширная равнина, возникшая после высыхания огромных озер, образовавшихся из вод таявшего древнего ледника. Потоки ледника отложили здесь огромные массы грубых песков. Когда иссякли воды ледника и высохли пески, рельеф создавался ветрами, а потому здесь много песчаных холмов и бугров различной формы. Почти все селения этой части района расположены на буграх, являющихся останками пород, не затопленных и не размытых водными потоками, отходившими от таявшего ледника. Заселение этой территории шло в разное время. По возрасту селения можно разделить на две большие группы: 1.Старые селения, имеющие возраст 200-300 лет. 2. Молодые селения, возникшие в первые годы Советской власти из переселенцев правобережья Краснобаковского района. Есть небольшая группа селений, возникших в начале этого века, но окончательное развитие, получившие тоже в Советское время. Первое селение, которое встречается на нашем пути - это деревня КАРАСИ - Она возникла на лесном урочище, носившем название «Бобры», в 1922 году. Первые поселенцем здесь был Купоросов из дер. Ядрово. Потом приехали сюда из дер. Гулихи братья Карасёвы. Вот по их фамилии и дали название всему починку. Вся эта местность, где расположена деревня Караси, носит общее название «Крупчиха». Здесь было имение помещицы Крупчиной, а отсюда и название всей этой местности. В XIX веке помещица разорилась. Лес и имение было куплено князем Трубецким. В 1903 году один из уцелевших домов этого имения был отдан князем Трубецким земству для постройки Ильинской начальной школы. «Крупчиха» - любимое место грибовщиков и ягодников Красных Баков. Теперь мы вступаем на территории Кирилловского сельского Совета. Это сравнительно густонаселённая территория левобережья, но получившая свое главное развитие в Советское время. До Октябрьской революции это был глухой уголок Варнавинского уезда Костромской губернии, граничивший с Нижегородской губернией. Заселение этой территории шло с Ветлуги и с Усты. К числу самых старых селений относятся: Кириллово, Зубово, Шоля, Могили, Заводь, Ядрово. Об этих местах, где расположены старые селения, народ сохраняет много легенд и преданий. Вот некоторые из них. В районе деревень Шоля и Могили был когда-то татарский стан князя Шоля, а в холмах, у деревни Могили, татары хоронили своих воинов, погибавших в боях с русскими. Русское селение Шоля возникло здесь около 200 лет тому назад из переселенцев Заводи и дер.Теплухино. Это было, вероятно, когда проходила организация Моисеихинского удельного имения /1796 г./. Во время лесного пожара 1839 года деревня сгорела нацело и после пожара застраивалось заново. Деревня Могили во время лесного пожара 1839 года тоже сгорела и после заселялась переселенцами из Воздвиженского Воскресенского района. По просьбе жителей деревни Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1961года селению присвоено новое название – ВЫСОКОВО. Упорно сохраняется у местного населения легенда о прохождении через этот район отрядов Ивана Грозного во время похода на Казань/1552г./ Жители рассказывает о существовании здесь «Ратной тропы», по которой шли войска Ивана Грозного. Одна местность в Носовском лесничестве носит название «Кладовый враг». Судя по легенде Иван Грозный во время похода по "Ратной тропе" делал на ней склады из вещей, оружия, продовольствия, чтобы на случай неудачи похода иметь базы на пути отступления. Но, как мы знаем, поход закончился удачно, и Иван Грозный возвратился из Казани по Волге через Н-Новгород. Сделанные склады на "Ратной тропе" остались неиспользованными, и некоторые воины решили ими воспользоваться. Поселились эти беглые воины вдоль «Ратной тропы», разыскивая оставленные запасы-клады, а отсюда и название – «Кладовый враг» - /овраг/. Хочется отметить, что эта легенда подтверждается и некоторыми документами. Так, Иван Грозный дарит Варнавинскому монастырю Грамоту на владения землями по реке Ветлуге/25.VII-1551 г./. А ведь это год подготовки похода на Казань. Думается, что это не случайное совпадение дат. Вероятно, Иван Грозный получал от монастыря ценные сведения и помощь для организации похода, и в знак благодарности за эти услуги он и дарит монастырю обширные территории по реке Ветлуге. Подходим к деревне КИРИЛЛОВО. Это старинное селение. Оно возникло в вотчине бабушки Петра Первого боярыни АННЫ Леонтьевны Нарышкиной, а название дано в честь её мужа-дедушки Петра I. В это же время и в этой же вотчине возникла и деревня НИКИТИНО, потом названная - ЗАВОДЬ. До Октябрьской революции эти селения были маленькими островками среди бескрайних дремучих лесов Ветлужского края. Большинство селений этого сельского совета возникло в Советское время. В Советское же время получили дальнейшее развитие и старые селения. Кириллово - стало центром сельского Совета, центром лесозаготовок и сплава леса по Устье, культурным центром с большой восьмилетней школой, почтой, клубом, библиотекой, стационарной киноустановкой, центром большого укрупненного колхоза. В 1952 году на реке Усте под Кирилловом была построена ГЭС, мощностью в 450 клвт - первая ГЭС нашего Краснобаковского района, дававшая электроэнергию селениям левобережья и районному центру - Красным Бакам. Кирилловская ГЭС работала до 1 января 1964 года, - до подключения нашего района к государственной электросети. Река Уста имеет ряд специфических особенностей, которые мешают иметь на ней ГЭС с постоянной мощностью. Бассейн реки Усты сложен из песчаных отложений древнего ледника, которые быстро поглощают воды дождей, тающих снегов, но и быстро их отдают. Благодаря этому осенние и весенние паводки на Усте бурные, но короткие по времени, приносившие частые разрушения плотины и не дававшие возможность ритмично подавать энергию. Теперь знакомимся с молодыми селениями этого сельского Совета, возникшими в 20-е годы. Семеновка. Возникла в 20-х годах из переселенцев правобережных деревень района. Название дано по речке Семёновке, на которой возникла деревня.

Мёжка. Возникла в 20-х годах. Название дано по названию речки, на которой она расположена. Название же речки происходит от марийского слова «МЕЖ», что значит «мех»- место богатое пушными зверями.

База. Возникла на широком пожарном просеке, который прорубался в 1921-1922 годах отрядом солдат. Это были правительственные меры по борьбе с массовыми пожарами в лесах в это время. На месте современной деревни была база этого отряда. Когда отряд ушел, то это место понравилось крестьянам деревни Кириллово. Вот они и решили выехать сюда на жительство. Сначала выехали 3 семьи в 1922-1923 годах. В годы коллективизации /1929-1931г./ крестьяне этой деревни организовали коммуну из 15 хозяйств. Это была вторая коммуна на территории Краснобаковского района /первая была на месте имения помещика Пампушки на ст. Ветлужской в 1919-1921/. Базовская коммуна просуществовала более года. Силами коммунаров были построены 3 дома: два для семей коммунаров, а третий для столовой. Потом в этом помещении была начальная школа / по материалам учителя Шулёхина/.

Свобода или Свободный. Селение возникло в 1924-1925 годах из переселенцев деревни Кочеватово. Название выражает чувство гордости первых поселенцев – «свободный труд на свободной земле». Из 22 селений Кирилловского сельского Совета, существующих сейчас, 16 возникло в Советское время. Этих селений возникло больше, но некоторые после коллективизации объединились. Прощаясь с КИРИЛЛОВЫМ, заходим к памятнику-обелиску. Он воздвигнут в честь славных воинов Кирилловского сельсовета, отдавших свои прекрасные жизни на борьбу с немецкими захватчиками. Среди этих имен занесён в список и знатный гражданин Кириллова и Краснобаковского района - генерал майор Тихомиров Владимир Васильевич. Он участник первой мировой войны, участник гражданской войны, которую закончил в Средней Азии у Авганской границы в борьбе с басмачеством, за что на его груди красовался орден, врученный ему Авганским правительством. После окончания гражданской войны он окончил академию генерального штаба Советской армии и стал кадровым офицером. В годы Великой Отечественной войны командовал дивизией. Участвовал в боях под Сталинградом, на Курской дуге, на Днепре. И вот в этих боях при переправе через Днепр он сильно простудился и умер в полевом госпитале и похоронен на украинской земле. Прощаемся с Кирилловом и окружающими селениями.

Наш маршрут заканчивается знакомством с последним крупным населённым пунктом этого сельского Совета - деревней Ядрово. Она красиво раскинулась по высокому левому коренному берегу Ветлуги. С востока её окружают зелёные ленты молодых сосновых лесов, а с запада она вплотную подходит к кромке берега, под которым расположено старое зарастающее озеро – старица Ядровское. Один этот факт уже говорит о большом возрасте селения. Около 200 лет тому назад здесь было озеро, а главное русло реки Ветлуги. Первым доказательством этого служит современный библогический вид озера, а вторым доказательством являются исторические документы записи старинных церковных книг о селе Ильинском. Каков же действительный возраст деревни Ядрово? Какова его история? Старожилы Ядрова передают легенду, что якобы их деревня составляла центр/ядро/поселений, созданных Петром Первым из семей стрельцов, казненных за участие в стрелецком бунте 1698 г. Факты, однако, говорят о другом. В 1636 году вся Ветлужская волость, простиравшиеся от верховьев реки Ветлуги до Нижегородских земель /до устья Усты/, была пожалована царём жене князя Ф. Мстиславского. Мстиславская раздробила эту огромную территорию на отдельные владения. Началась оживленная постройка деревень и распашка новых земель из-под леса, которая интенсивно продолжалась до конца столетия. Вот в это время и возникла дер. Ядрово. «В вотчине боярыни Анны Леонтьевны Нарышкиной, матери царицы Натальи Кирилловны, в 80-х годах /XVII в./возникает деревня Ядрово, что поселено на Микитинских лесных росчищах». /Ю.Готье. "Замосковский край в 17 веке", стр.303/. Вот из этой исторической справки ясно видно, что население древни откуда-то было завезено и принудительно поселено уже на готовую лесную расчистку. Кто же сделал эти "росчища", где были эти более ранние селения? Сначала сделаем современную грамматическую поправку в названии "Микитинские" росчища, следует читать, как Никитинские. А - теперь посмотрим, сохранились ли близ Ядрова подобные названия? Да, сохранились. Это село Заводь. По старим спискам Заводь - имело название НИКИТИНО. Это название сохранялось даже до половины 19 века. Бот. по моему мнению, лесные росчища Заводи /Никитина/, выводящие прямым путем с реки Усты на реку Ветлугу, и были использованы для постройки деревни Ядрово. Мощные лиственичные леса, покрывавшие этот район, были той манящей силой, которая толкала столичную знать создавать здесь новые поселения. Деревня Ядрово сделалась лесной пристанью ценного картельного леса. Но теперь спрашивается, как быть с легендой? Пока нам известны из работ уренских краеведов только два селения, созданные по приказу Петра Первого в пределах Ветлужского края - это Темта, создавшиеся из семей стрельцов, и деревня Непряхино, создающаяся из семей карабельных мастеров, чем-то провинившихся перед Петром Первым. Оба эти селения в пределах Уренского района на притоках реки Усты. Есть русская пословица "Дыма без огня не бывает". Конечно, вполне возможно допустить, что деревня Ядрово, - единственная деревня среднего Приветлужья, расположенная на кромке левого коренного берега Веглуги, окрепшая за два десятилетия своего существования на новом месте, могла служить базой, с которой семьи стрельцов переправлялись в глубь лесного массива. События эти происходили во второй половине лета, а река Уста в это время года бывает очень мелководной, а потому и использовав её для транспорта было трудно. Возможно, вот это обстоятельство и послужило основанием для народной легенды.

В 19 веке деревня Ядрово была одна из крупнейших деревень на территории нашего района. Здесь было много бедноты, лесных рабочих, батраков. На противоположном берегу в 70-х годах 19 века возник лесопильный завод, верфь деревянного баржестроения городецкого купца Дерюгина. Здесь царила жестокая эксплуатация рабочих и кошмарные условия их труда. Вот эти условия и определили возникновение здесь революционной организации еще в начале этого века. Это была первая революционная организация на территории нашего района. Пока не найдено всех материалов о работе этой организации и её составе, но уже официально известно, что здесь были и молодые парни из деревни Ядрово. Это Шамин Василий Васильевич и Топников Пётр Семенович, арестованные жандармами 13 апреля 1903 года за то, что /завязав отношения с противоправительственными агитаторами получал для чтения нелегальные издания, произносил публично речи революционного содержания среди односельчан дер.Ядрово, порицал существующий государственный строй и дерзко отзывался о верховной власти/из архивной справки по делу Шамина В.В. / Шамин Василий Васильевич прошёл молодые годы тяжёлой дорогой революционера. «3 декабря был выслан в Олонецкую губернию в глухое село Данилово под надзор полиции на три года», куда и прибыл 24 апреля 1904 года, пройдя через 10 этапных тюрем. «В декабре 1904 года Шамин В.В.находился в Повенецкой колонии политссыльных, в которой жил и Михаил Иванович Калинин - выдающийся большевик-ленинец, тоже отбывавший ссылку под надзором полиции. Но знакомство Шамина с Калининым, естественно, произошло раньше декабря 1904 года, так как политссыльные имели конспиративные связи. В письме близкого друга товарища Калинина политссыльного В.Е. Груздовского за май 1904г. среди перечисленных фамилий политссыльных, с которыми велась переписка, значится и фамилия Шамина - крестьянина Костромской губернии»… Таково содержание сухой и лаконичной справки архива. А ведь за этим скрывается трудная, опасная жизнь революционера. Но Шамин Василий Васильевич и его товарищи, имена которых нам еще не стали известными, смело шли навстречу заре Великого Октября. И сегодня, в дни подготовки к празднованию 50-летия образования Союза Советских Социалистических Республик, отдалим их памяти наш низкий земной поклон.

Сегодня с гордостью можно сказать, что подвиги ядровских борцов за свободу принесли прекрасные результаты. Сегодня Ядрово живет полнокровной жизнью советских деревень и сёл. Из рядов прежних и батраков вышли прекрасные партийные и советские работники /Вертохин Николай Григорьевич/,врачи, учителя, агрономы, преподаватели ВУЗов /Пургин, Ветошкины/. В Ядрове до сего времени многие знают и помнят Шамина В.В. Здесь живет его дочь Шамина Анастасия Васильевна, прошедшая то же суровую жизнь. От них можно узнать много подробностей о прошлом этой и окружающих деревень. Можно узнать подробности о деятельности революционной группы Шамина В. В. до октября 1917г. Побеседовав со старожилами деревни, можно продолжить наш путь до реки Ветлуги. По реке Ветлуге можно возвратиться в Красные Баки по берегу или же продолжить поход вниз. Материалы по этому району имеются в описании маршрута № 10.

Персональные инструменты
Инструменты