Щеколдино во время Великой Отечественной войны
Деревня Щеколдино была оккупирована немцами 14 октября 1941 года. Все мужчины были на фронте, в деревне оставались старики, женщины и дети.по воспоминаниям местной жительницы Яковлевой Тамары Петровны: "Немцы вели себя в деревне очень нагло. Когда они пришли в деревню, то приказали жителям выстроиться в шеренгу, выбрали старосту, Лебедева П.С. Потом стали ходить по дворам со словами: яйки, мясо, масло. Туши свиней, овец жарили на больших кострах на улице, остальное мясо увозили. Так они ходили каждый день до тех пор, пока у жителей ничего не осталось.16 октября 1941 года из леса солдаты принесли в деревню на плащ-палатке двух раненых. Ими оказались лейтенант Зайцев и старший лейтенант Панарин. У солдат были прострелены ноги. В подвале дома Лебедевой Марии и разместили раненых. Медицинскую помощь им оказывал старенький фельдшер Денисов Илья Егорович. Он, рискуя своей жизнью, лечил бойцов, делал им перевязки.Кормили раненых всей деревней.После войны, один из выживших солдат долго писал письма Илье Егоровичу. Лейтенант Зайцев и ст. лейтенант Панарин стали готовить молодежь для переброски их в партизанский отряд. Ребята собирали оружие для партизан, собирали сведения о расположении немецких батарей. Возглавил подпольную группу Василий кузнецов, уроженец деревни Щеколдино 9 ему было 16 лет). Подпольная организация комсомольцев ( 14 человек) наладила связь через Ефима Осиповича Громова, жителя с. Буконтово, где до войны был сельский Совет. По заданию партизан Е.О. Громов согласился работать старостой в деревне. Он организовал ребятам встречу с партизанами в лесу за мельницей на реке Осуге в день праздника Первое Мая. 27 июня 1942 г. В результате предательства Иван Виноградов, которому при допросе угрожали расправой , выдал товарищей и других жителей деревень.По его доносу было арестовано и расстреляно около 80 человек местных жителей, среди них 14 комсомольцев подполья. Тамара Петровна ( двоюродная сестра Алексея Яковлева) вспоминает: «27 июня рано утром в наш дом постучали. Мама открыла дверь. В дом вошли четверо эсесовцев со старостой, Лебедевым П.С. Они разбудили брата и спросили у него, где он прячет оружие. Под подушкой Алексей прятал пистолет.Староста сказал, чтобы Алеша принес все остальное оружие. Маме сказали, чтобы она собрала пару нательного белья и продуктов на три дня. Мы подумали, что Алешу увезут в Германию на работы. В середине дня все мальчишек собрали и повели к дому старосты. Там им приказали вырыть яму. В этой яме комсомольцев пытали, били плетьми. Потом их выстроили в шеренгу и повели в Логово, через брод в Золотилово. Вечером мы узнали , что наших ребят расстреляли. При расстреле Василий Кузнецов и Иван Смирнов пытались бежать, но немцы из автоматов прострелили им ноги.Когда страшная весть дошла до Щеколдино, раздался такой вой матерей, что ничем нельзя его было заглушить»
На обелиске,который был поставлен на месте гибели ребят такие слова: «Бессмертным в борьбе комсомольцам от комсомольцев Зубцовского района». Вот имена комсомольцев, расстрелянных 27 июня 1942 г.: Бровиков Е.А. Бровиков И.А. Громов Г.Н. Громов Н.И. Гусев Б.А. Иванов Н.И. Кузнецов В.Ф. Мауричев М.В. Мауричев С.М. Меньшиков Е.С. Прокофьев Е.Т. Смирнов И.В. Яковлев А.Д.
В августе 1942 года оккупация д. Щеколдино закончилась. В д. Щеколдино не осталось ни одного дома, все сгорели.Яковлева Тамара Петровна вспоминает: "Наша семья последней уезжала из д. Щеколдино и первой вернулась. Эвакуированы мы были в Кесову Гору, там прожиди 3 месяца. Когда передали сообщение, что 3 марта освободили г. Ржев, то мама сказала, что пора возвращаться домой. На вокзале в г. Зубцове к нам подошли солдаты и спросили, куда мы собрались ехать. От них мы и узнали, что в Щеколдино домов нет, сожжены и что все поля заминированы. Наша семья вместе с саперами отправились в Щеколдино. Только по тополям и огромной липе можно было узнать нашу деревню". Липа жива до сих пор. Файл:Липа - героиня..JPG