Шмелёв, Иван Алексеевич
Шмелёв Иван Алексеевич | |
Участник Великой Отечественной войны | |
Дата рождения: | 1920 год |
Место рождения: | г.Кулебаки Горьковская область |
Дата смерти: | 6 марта 1942 года |
Место смерти: | Вязьма Смоленская область |
Они под Вязьмой полегли,
А сколько точно, кто же знает?
Стояли насмерть, как могли,
Москву собою заслоняя.
В кровавом Вяземском котле
Той осенью, в том сорок первом,
Не оставалось на земле
От взрывов мест живых, наверно.
Им вышла страшная судьба -
Лежать и зарастать травою,
Была не слышна их мольба,
Ведь окруженцы - не герои.
И до сих пор, и до сих пор
Мы каждый год в лесах находим
Бойцов, дострелянных в упор
И все хороним, все хороним...
И русская берет тоска
От боли этой, как от хмели...
Простите, братцы, что пока
Не всех мы вас найти сумели.
Игорь Михайлов
Поисковик из Смоленской области 24-28 июня 1998 г. Вязьма
Содержание |
Память через поколения
65 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Закончился XX век, унёсший в лету многие свои события. Только вот память о Великой войне с фашистами до сих пор живёт в сердцах людей. Не одно поколение успело вырасти уже с тех пор. Но эхо войны мы слышим и сегодня. Память о тех, кто воевал, ушёл и не вернулся болью отдаётся в наших душах. Памяти моего дедушки Шмелёва Ивана Алексеевича посвящается мой рассказ. Чтоб знали и помнили дети, внуки, правнуки и никогда не забывали, что такое война...
Шмелёв Иван Алексеевич
Это стихотворение написано правнуком Ивана Алексеевича, Сергеем Вериным, который только по рассказам своего дедушки Верина Ивана Филипповича, участника войны, по книгам да фильмам знал о войне.
Сколько лет Луна с небес светит,
Но не стало на Земле тише.
О войне шумят дети,
А потом всерьёз кричат. Слышишь?
А потом, как снег весной тает,
Будут их покой беречь свечи.
Ветер души соберёт в стаи
И подарит облаков вечность.
Почему жестоки так люди,
И куда от злобы нам деться?
А война, она всегда будет,
Ведь играем в неё с детства.
Семья
Иван Алексеевич Шмелёв родился в 1920 году в простой рабочей семье в г.Кулебаки Горьковской области. Его отец Шмелёв Алексей Иванович работал на металлургическом заводе. Мать, Мария Ивановна, занималась хозяйством. В семье было трое детей: старший сын Павел, Иван и младшая сестра Настя. С детства дети приучались к труду. Сыновьям приходилось делать всё, потому что семья была большая, и одной матери не справиться, отец работал. Семья жила дружно. Иван рано повзрослел и вместе со старшим братом Павлом помогал матери по хозяйству. Сначала женился старший брат, а в 1938 году женился и Иван. Его жена Алясьева Елизавета Васильевна стала жить в доме родителей мужа. В 1939 году родилась первая дочь Вера, в 1941 году - младшая Нина.
Война
Шёл 1941 год. В первые дни войны уходит на фронт старший брат Павел. С фронта он не вернулся. Пропал без вести в августе 1941 года.
Источник:Книга памяти. Нижегородская область. том 9
Некоторое время Иван продолжал трудиться вместе со своим отцом на заводе. В годы войны Кулебакский металлургический завод выпускал снаряды для фронта. Работать приходилось день и ночь. Рабочих рук не хватало, поэтому Ивану дают бронь. В то время это означало, что ты остаешься в тылу. Но Иван сам отказывается от брони и осенью 1941 года уходит на фронт.
Боевой путь Шмелёва Ивана Алексеевича
Боевой путь красноармейца Шмелёва Ивана Алексеевича оказался очень коротким: начался в 1941 году и уже в начале 1942 года закончился. Шмелёв Иван Алексеевич участвовал в боях за Москву,в зимнем наступлении Красной Армии 1941-1942 годов. В ходе боёв раненым был взят в плен, находился в Вяземском концлагере. Умер 06 марта 1942 года от ран. Об этом написано в Книге памяти. Нижегородская область.Т.9. В 2005 году руководитель Архангельского регионального общественного фонда «Поиск» Игорь Иванович Ивлев, работая в Центральном архиве Министерства обороны, обнаружил списки лиц, умерших в Вязьме, в пересыльном лагере Дулаг-184 за январь, февраль, март, июль, август, сентябрь, октябрь 1942 г. В списке умерших горьковчан значится Шмелёв Иван Алексеевич.
38. 2171 Шмелев Иван Алексеевич
1920 русский рядовой Горьковская обл.,
г.Кулебаки, ул. Лежиева, д. 11
16.03.42.
Первая цифра означает порядковый номер из лагерного списка, последняя - дату смерти. Списки размещены на Форуме поисковых движений в разделе http://srpo.ru/forum/index.php?board=6.0 в подразделе «45-я кавалерийская дивизия» - http://srpo.ru/forum/index.php?board=86.0 Примерно 4200 фамилий с адресами, званиями, в/ч, национальностями...
Из воспоминаний дочери Казаковой (Шмелёвой) Веры Ивановны
"Когда началась война, мне было всего 3 года. Войну я практически не помню. Но из рассказов мамы, Шмелёвой Елизаветы Васильевны, помню, что отец присылал домой несколько писем. Долгое время у нас хранилось последнее письмо с фронта - солдатский треугольник. Испытывая трудности в послевоенные годы, мы обратились за помощью в газету "Красная Звезда", куда были вынуждены отправить это единственное подтверждение о том, что Шмелёв Иван Алексеевич был красноармейцем и сражался, защищая Родину. В своём последнем письме отец писал: "...Ухожу на боевое задание. Не знаю, останусь жив или нет..." После этого письма известий от него не было.
Шли годы. Мы жили в ожидании хоть какой-то весточки. Но известий не было до конца войны.
Известие о гибели отца, Ивана Шмелёва, пришло 13 июля 1945 годаиз РВК. Это была похоронка".
Победа
В 1945 году радостная весть о Победе разлетелась во все уголки страны. Но для семьи Шмелёвых эта радость была "со слезами на глазах". С войны не вернулись оба сына Алексея Ивановича и Марии Ивановны Павел и Иван. От младшего Ивана писем не было долгих 3 года.
Поиски
Сразу после окончания войны начались поиски места, где погиб Иван Алексеевич. Из похоронки было известно, что красноармеец Шмелёв Иван Алексеевич, находясь в плену г.Вяхма, умер 6-го марта 1942 года. Позднее удалось выяснить, что лагерь находился в г.Вязьма Смоленской области. Теперь стало известно и о самом концлагере "Дулаг-184", в котором умер от ран Шмелёв Иван Алексеевич, уроженец Горьковской области г.Кулебаки. Оказалось, что с октября 1941 года по март 1943 года в городе Вязьме находился пересылочный лагерь дулаг-184, лазареты №№1, 2, 3, организованные фашистами.Территория концлагеря была огорожена колючей проволокой. Военнопленные находились под открытым небом. В нем ежедневно умирали военнопленные и гражданские лица, здесь же их хоронили.
Военнопленные Красной Армии на Смоленщине, Лагеря, условия заключения, потери
Из книги "Долг памяти" / Сост. А.Л. Какуев, И.В. Долгушев. – Смоленск: Маджента, 2005. С. 3.
"С октября 1941 года по март 1943 года в городе Вязьме находился пересылочный лагерь дулаг-184, лазареты №№1, 2, 3, организованные фашистами. В нем ежедневно умирали военнопленные и гражданские лица, здесь же их хоронили. Во время освобождения Вязьмы в 1943 году сотрудниками отдела контрразведки «СМЕРШ» 33-й армии Западного фронта были захвачены списки дулаг-184 за январь, февраль, март, июль, август, сентябрь, октябрь 1942 года. В них значились умершими и захороненными 5422 человека. Найденные документы были доставлены в установленном порядке в управление тыла штаба 33-й армии. Откуда их переслали как обычное донесение о потерях личного состава в управление по персональному учету потерь сержантского и рядового состава Генерального штаба Красной Армии без пометки «военнопленные». По этой причине документы более 60 лет были не выявлены. В результате изучения списков было установлено: - за указанный период в лазарете 1, 2, 3 скончались и были захоронены 5422 человека; - имеются практически полные данные на 3991 человека, частичные (неполные) данные на 192 человека; - захоронены безымянными (неизвестные) 1239 человек. У многих известны: фамилия, имя, отчество, звание, воинская часть, место жительство (республика, область, район, город, улица, деревня, село и др.)".
Спустя 67 лет
Из рассказа внучки Вериной Любови Александровны
67 лет мы ничего не знали о месте захоронения Шмелёва Ивана Алексеевича. Мы с бабушкой (женой Шмелёва И.А.)неоднократно пытались найти г.Вяхму, но тщетно. Не знаем почему, наверное, кто-то давным-давно допустил ошибку, а возможно, и просто опечатку всего лишь в одном слове! Дело в том, что в похоронке было написано г.Вяхма. Оказалось, г.Вязьма! Уже давно нет в живых родителей Ивана Алексеевича, в 1990 году умерла его жена Елизавета Васильевна, так и не посетив могилу своего мужа. Сегодня в семье Шмелёвых остался живым единственный очевидец событий тех лет - его дочь, Вера Ивановна Казакова, которая и поныне проживает в г.Кулебаки. Ей недавно исполнилось 70 лет. Другая дочь Ивана умерла в войну от воспаления лёгких, когда ей было всего лишь 4 месяца. Да пожелтевшая от времени похоронка напоминает нам о той ужасной войне 1941-1945гг, о красноаармейце Шмелёве Иване Алексеевиче, который храбро сражался, защищая Родину от фашистских захватчиков, раненый попал в плен, но не сломался. Теперь, спустя 67 лет, мы знаем место, где покоится прах Ивана Алексеевича Шмелёва. И очень жаль, что нет на этом месте ни одной солдатской могилы. Историю нельзя стереть! Историю надо помнить, потому что история - это люди, это жизни!
Мемориальный мясокомбинат
Жизнь глазами домохозяйки
Юлия Калинина; 16 июля
В начале войны в городе Вязьма Смоленской области фашисты устроили пересыльный лагерь №184. Там погибли приблизительно 80 тысяч пленных — бойцов регулярных армий и ополченцев, защищавших Москву на дальних подступах.
Родственники не знали, что с ними случилось. Они даже не знали, что в Вязьме был лагерь. Ушел человек в ополчение и пропал без вести в 41-м, а где, при каких обстоятельствах — неизвестно. Черное пятно. Поисковые отряды занялись этим лагерем. Спустя 67 лет им удалось выяснить фамилии нескольких пленных, найти их родственников и в октябре прошлого года привезти в Вязьму тридцать человек — детей, внуков, правнуков. Возле памятника погибшим прошли панихида, возложение венков, все было очень душевно и трогательно. Но, когда родственники захотели увидеть то место, где стоял лагерь, оказалось, что смотреть нечего. Вернее, смотреть есть что, но лучше не смотреть, потому что там сейчас мясокомбинат, со всеми вытекающими последствиями — костями животных и прочими отходами, а также асфальтовая дорога и частные огороды с постройками. Фашисты расстреливали пленных и закапывали во рвах. В 1943 году, когда Вязьму освободили, следственные органы установили, что в лагере было 45 рвов размером 100 на 4 метра с останками погибших. Прямо на этих рвах теперь растят овощи, разделывают туши, по ним ездят машины, и ни одно захоронение даже не обозначено. Увидев такую картину, родственники ужаснулись и написали председателю комитета “Победа” президенту Медведеву и губернатору Смоленской области: надо на месте лагеря создать мемориальный комплекс. Если 80 тысяч человек погибли здесь, защищая страну, на их останках уже нельзя колбасу крутить, это не по-людски. Нечего тогда эстонцев клеймить, что они оскверняют память, — мы сами еще хуже. От губернатора области пришел ответ: “Приближается славная дата нашего народа — 65-я годовщина со Дня Победы”, поэтому администрация облагораживает все памятные места, но переносить мясокомбинат и огороды не будет в связи с отсутствием финансовых средств. Комитет “Победа” объяснил, что “развернута большая работа по увековечению памяти павших защитников Отечества”, но вся координация возложена на Минобороны. Управление Минобороны РФ по увековечению памяти погибших ответило, что создание мемориальных комплексов в их компетенцию не входит, одновременно проинформировав, “что эксгумационные работы на месте захоронения узников концлагеря затруднены тем, что на местах захоронения в настоящее время находятся различные объекты народного хозяйства: частные огороды, асфальтовые дороги, машиностроительный завод и мясокомбинат”. Как будто родственники были не в курсе. Как будто не они подняли эту тему. В соответствии с указом президента, Управление по увековечению памяти сейчас собирается открывать представительства в Германии, Литве, Латвии, Чехии, Словакии, Венгрии и Польше — везде, где есть захоронения советских воинов, чтоб зорко следить, как бы их там не осквернили. А то, что в самой России оскверняются точно такие же останки, — это их не волнует. Это вообще никого не волнует. Окажись такой лагерь где-нибудь в Польше или Литве — мы бы мигом ор подняли: какое кощунство, мясокомбинат на костях советских солдат! Мы бы разорвали их, как фуфайку, этих неблагодарных колбасников. А в Вязьме оно вроде как и в порядке вещей. Мало ли кого где зарыли, жизнь не остановишь. 45 рвов шириной 4 метра, длиной 100. Четыре футбольных поля по площади — битком набитые человеческими останками.
Сколько людей там погибло... Ради чего?
Читая статью, хочется прокричть словами Роберта Рождественского из Реквиема
Память
Помните!
Через века,
через года,—
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда
помните!
Р. Рождественский
В родном городе Ивана Алексеевича в г.Кулебаки Нижегородской области издана Книга Памяти кулебачан, на площади Победы стоит памятник защитникам Родины. Вечный огонь и таблички с именами кулебачан, погибших в годы Великой Отечественной войны, где значится Шмелёв Иван Алексеевич.
Р.S. Недавно нам позвонили из Строково Московской области. На нас вышла члены поисковой группы, которые разыскивают семьи погибших узников лагеря Дулаг-184. Оказалось, что на месте страшного массового захоронения в память о жертвах немецкого пересыльного лагеря Дулаг-184, где погибло около 80 тысяч советских военнопленных, участников обороны Москвы, сегодня установлен Мемориал. Благодаря усилиям общественной организации "Вяземский мемориал", объединившей родственников пленников лагеря, поисковиков, ветеранов Великой Отечественной войны, историков, общественных деятелей, волонтеров, были установлены имена четырех тысяч погибших.
"20-тонный мемориал, проект которого создал народный художник Салават Щербаков, установлен в буквальном смысле слова на останках узников немецкого пересыльного лагеря. "Дулаг-184" был организован фашистами в Вязьме, на пересечении улиц Репина и Кронштадтской в октябре 1941 года и действовал до дня освобождения города - 12 марта 1943 года. Зимой 1941-42 года, по свидетельствам пленных врачей, здесь погибло до 70 тысяч защитников Москвы, захваченных в "Вяземском котле". Позже в "Дулаге" оказались участники битвы за Москву, окруженцы 33-й армии генерала Ефремова, участники первой Ржевско-Сычевской операции… После освобождения города здесь обнаружили 45 рвов, каждый длиной в 100 метров и шириной четыре метра, заполненных телами узников лагеря. По данным Министерства обороны РФ, во рвах погребено более 80 тысяч защитников Москвы. Переоценить значение сегодняшнего события невозможно. В советское время памятники погибшим военнопленным не ставили, и в период послевоенного восстановления Вязьмы в стенах недостроенного авиазавода, где немцы разместили "Дулаг", был построен мясокомбинат."
http://www.rg.ru/author-Dmitrij-Raichev/Текст: Дмитрий Раичев (Смоленск)