Шелкография

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Что такое шелкография?

Термин этимологически состоит из двух корней: "шелко" и "графия" (с греческого: Grafe - писание, изображение).
Это означает, что происхождение названия относится к работе, связанной с декорированием шелка или с помощью него. 

Согласно традиции, шелкография возникла в Китае, как и все вещи, о месте происхождения которых точно не знают и поэтому относят их к далеким туманным странам. Существуют гипотезы о китайском происхождении шелкографии, основывающиеся на том факте, что шелк начали производить в этой стране за целых 12 столетий до Христа. Но нет, однако, свидетельств, которые могут с достоверностью это подтвердить. Согласно дошедшим до нас историческим фактам, шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие особые совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы. Археологические находки и исторические исследования показывают, что финикийцы (или какой-то соседний народ) нашли способ воспроизводить рисунки, на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными. Но представляют рождение "множительной" системы, системы "повторения изображения". Нужно рассматривать рождение шелкографского искусства не как искусства, происходящего от печатания по тканям - шелку или другим, - а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных тканей. Значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя, примерно в 1185-1333 гг. около города Камакура (остров Нипон), бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда процветали все виды искусства, включая печать. Декорировались доспехи самураев и украшения для коней как трафаретным методом, так и с помощью гениального новшества: поскольку резерв изображения, полученного только путем вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорированной ткани. В Европе в средние века наблюдается распространение этого метода печати, получившего большое развитие в конце ХVI века. Распространение метода происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жанн Папильон начал выпускать обои методом, названным Pochoir. В ХVIII веке это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в Америке, где с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия. Большой шаг вперед произошел в 1907 году, когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем - резиновых ракелей) для нанесения краски. Изобретение было каталогизировано под названием SILK SCREEN PRINTING (англ. - печатание шелковым ситом). Современное название "шелкография" поэтому совсем недавнее. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до постеров, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей. Шелкография - это не одна технология, а совокупность нескольких применяемых технологий: технологии натяжения формных рам, технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, использования многих возможностей печати, выбора краски, просушки специальным методом и много другого. Действительно, толщина слоя краски, наносимой в трафаретной печати, не может быть сравнимой с толщиной слоя краски в других способах печатания. Офсетное клише наносит на слой краски от 1 до 2 микрон. В трафаретной печати идет от нормальных 10/12 микрон до 500 и более при многих нанесениях. Форма запечатываемого материала также не слишком останавливает эволюцию трафаретной печати. Достаточно подумать, что кроме плоских листов печать наносится на авторучки, стаканы, тарелки, панели приборов, обои, часы, каминные полки, лобовые и задние стекла автомобилей, подносы, зонты и множество других предметов. Наконец, что касается размеров: определить их как "безграничные", наверное, было бы преувеличением, но теоретический предел трафаретной печати очень высокий. Достаточно взять большую раму и натянуть на нее ситовую ткань. Есть шелкографы, которые ежедневно печатают форматы 9x4 м, а некоторые и того больше. Все это должно заставить размышлять о многогранности шелкографии и о тех трудностях, которые могут возникнуть при таком ее применении. От этого лучше понимаешь, что шелкография - это слишком обширное ремесло, которое имеет разнообразные преимущества: - простота процесса; - оборудование, доступное по низкой цене; - возможность печатать на тканях различного типа; - значительная толщина наносимой краски и специфически шелкографическая яркость красок; - долговечность запечатанных материалов; - экономия при печатании маленьких и средних тиражей; Технология трафаретной печати .В трафаретной печати оттиск получают путем продавливания краски через избирательно задубленную сетчатую печатную форму на ткань. Машины трафаретной печати нашли применение для печатания афиш, плакатов, переплетных крышек, высокохудожественных репродукций, рельефных изображений с толщиной красочного слоя 15-100 мкм. В радиоэлектронной промышленности эти машины используются для изготовления печатных плат, пленочных переключателей, различных шкал, маркировочных обозначений, в силикатной - для получения оттисков на стекле, фарфоре, керамике, в деревообрабатывающей - для имитации ценных пород древесины, печатания красочных аппликаций, в текстильной - для печатания на тканях, в пищевой и парфюмерной - для запечатывания упаковочного материала, изготовления самоклеящихся этикеток. Первые машины трафаретной печати появились в 20-х годах ХХ в., хотя сам способ печати был известен много раньше. Уже в XVII в. он применялся в Японии для нанесения рисунка на кимоно. Первоначально форма изготовлялась из шелковых нитей, отсюда и старое название - шелкография, позже - из синтетических или металлических сеток, натянутых на специальную раму. Область применения трафаретной печати Пользуясь плодами трафаретной печати, мы иногда не замечаем ее применение. Любое современное радиоэлектронное или телевизионное устройство содержит электрические платы, которые удерживают и соединяют между собой радиодетали посредством узких медных дорожек. Чтобы получить такую плату, необходимо травление медной фольги, наклеенной на тонкую пластмассовую пластинку. Уникальность трафаретной техники заключается в том, что возможно применение широкого диапазона печатных красок на различных связующих, которые позволяют работать на любых материалах: бумаге, пластике, стекле, ткани и т.д. С помощью шелкографии можно производить печать на флагах и транспарантах, спортивных и дорожных сумках, грубых тканях, на хлопчатобумажном и льняном полотне. обширный текст (вывески, транспоранты), флаги, вымпелы, флажки, футболки, кепки, бейсболки, спецодежда, спортивные, дорожные сумки, махровая одежда, грубые и гладкие ткани, искусственный мех, печать клеевым раствором для закрепления мелко рубленного шерстяного волокна,.Для каждого материала существует специальная краска, которая обеспечивает стойкость к истиранию. Система методов трафаретной печати обладает некоторыми особенностями, которые ускользают при поверхностном анализе. Обычно думают о шелкографии как о процессе с незначительными характерными особенностями, простом, в котором достаточно использовать ситовую ткань и пропустить через нее краску. В действительности же в шелкографическом процессе есть специфика, которая делает его уникальным. Кроме того, к сожалению, нет ни школ, ни учебников, которые унифицировали бы каким-то образом все то, что каждый человек занимающийся шелкографией должен знать. В действительности каждый является носителем собственной "привычки" в работе и редко стремится ее поменять, получая надежные результаты с тем или иным расходным материалом. Поэтому качество продукции зависит не только от точного соблюдения технологических рекомендаций, но и от знаний и опыта каждого мастера. Современный вид трафаретная печать приобрела в 30-50-х годах XX века. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до плакатов, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей. Однако на практике чисто коммерческое использование процесса печатания привело к тому, что шелкография не рассматривалась как новое воплощение графики, как настоящий процесс печати, а имела по сути подчиненное положение, что заставляло предвзято считать ее второстепенным методом, специальным видом переноса изображения. Сейчас трафаретная печать применяется не только в текстильной, но и, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и в других отраслях промышленности. Трафаретная печать в мире высоких технологий Начальный этап в процессе шелкографии - подготовка фотоформы. Рисунок формируется в компьютере, после этого выводится прозрачная пленка с его изображением в масштабе 1:1 относительно будущего печатного изображения. С этого изображения изготавливается трафарет - рамка с натянутой на нее мелкой синтетической либо металлической сеткой (чем мельче сетка, тем выше разрешающая способность).Сетку покрывают фотоэмульсией и высушивают. Затем кладут на нее фотоформу и экспонируют (засвечивают в специальной камере). После экспонирования, трафарет промывается: незасветившаяся часть эмульсии вымывается - остается нужное изображение. Если изображение состоит из нескольких цветов, то соответствующее количество трафаретов (под каждый цвет). Следующий этап в процессе трафарета - непосредственно печать. Изделие, на которое наносится изображение, кладется на рабочий стол, на него опускается трафарет. Сверху на сетку кладется нужное количество краски и продавливается ракелем. Таким образом, изображение остается на изделии. При печати нескольких цветов на текстильных изделиях используется специальный вид станка, так называемая "карусель". На таких станках закрепляется сразу несколько рамок (по количеству цветов).В трафаретной печати применяется ручное, полуавтоматическое или полностью автоматическое оборудование, которое эффективно для печати больших тиражей. Многообразие запечатываемых материалов с различными физико-химическими свойствами поверхности обусловило большой ассортимент красок для трафаретной печати. Существует "пенящиеся" краски, флуоресцентные (светящиеся в полной темноте), краски со специальными отражающими свойствами, термочувствительные, металлосодержащие и др. Например, для ткани идеально подходят пластизольные краски (после высыхания становятся на ощупь как тонкий слой резины).При желании изображение можно сделать выпуклым, используя специальные добавки, а при последующей термообработке краска поднимается как тесто, создавая эффект объемного изображения.

Персональные инструменты
Инструменты