Чёрный журавль в Приморье
Черный журавль
Grus monacha Temminck, 1835
Синоним:
Журавль- монах
Название вида на других языках:
Hooded Crane (англ.)
Полевые признаки. Очень редкая, почти не изученная и загадочная птица. Все сведения о ней представляют для ученых большой интерес. Значительно меньше серого журавля (вес 3,3-3,5 кг, размах крыльев - около 165 см). Общая окраска черная, голова и шея белые, темя красное. Клюв зеленоватый, ноги черные. Глаза карминно-красные. Полет, как у серого журавля. Менее осторожен, чем серый журавль. Молодые черные журавли издали кажутся серыми (Сыроечковский, Рогачева, 1980).
Биология. Биология вида почти не изучена. До самого последнего времени (Пукинский, 1978) ни один ученый не видел гнезд, кладок и птенцов. Для территории, смежной с краем, наиболее полные сведения собраны недавно Б.Н. Андреевым (1974) для бассейна Вилюя. Здесь журавли встречаются на древнем денудационном плато, на высотах 500-700 м. Биотоп - заболоченные редкостойные лиственничники на понижениях водораздельных увалов с развитыми сфагново- кассандровыми болотами ("тумара") и низинными болотами, часто с открытыми плесами воды. Гнезда в редкостойной тайге или на заболоченных гарях. Кормятся на низинных болотах. Гнездовые участки постоянны в течение многих лет. Здесь, в северной тайге, черные журавли, безусловно, многочисленнее серых. Прилет в середине мая. Бывают смешанные стаи обоих видов. Кладки очень ранние - даже в мае. Пуховые птенцы - в конце июля. Охотно поедает ягоды брусники и особенно голубики. Будто бы поедает сибирских углозубов (Сыроечковский, Рогачева, 1980).
Распространение. Редкий, малоизученный вид, эндемик Восточной Сибири. Занесен в Красные книги МСОП, СССР и РСФСР и в Приложение I СИТЕС. Гнездовой ареал мозаичен (Рогачева, 1988). В настоящее время доказано гнездование в следующих районах Сибири и Дальнего Востока: в бассейне среднего Вилюя (Андреев, 1974, 1976); по среднему и нижнему Амуру (Флинт, 1983); на Олекмо-Чарском нагорье (Воробьев, 1963); по р. Бикин в Приморье (Пукинский, 1978). Вероятно гнездование в верховьях Нижней Тунгуски, ее притока р. Непы и по р. Чоне (Тарасов, 1965). В прошлом веке черный журавль, возможно, гнездился на болотах Минусинской котловины - так же, как и на юге Западной Сибири в районе Томска (Залесский, 1921; Иоганзен, 1907). В пределах Средней Сибири 28 октября 1912 года черный журавль был добыт в западной части Минусинского уезда, у рудника "Юлия" (район левых притоков Чулыма), и передан А.Я. Тугаринову (1913). С тех пор сведений о встречах и гнездовании черного журавля на юге края не было. Поэтому особенно интересны данные С М. Прокофьева (1987) о встречах, а возможно и гнездовании (или попытке загнездиться), этой редкой птицы в Минусинской котловине: он неоднакратно встречал черного журавля на весеннем и осеннем пролетах в Ширинской степи и Июсской лесостепи. Были и летние встречи. В конце мая 1978 г. две птицы вместе с двумя серыми журавлями встречены на Подзаплотских болотах. 20 августа 1978 г. С.М. Прокофьев наблюдал еще четырех черных журавлей на пойменном лугу у оз. Сарат. В 1979 г. в Ширинской степи 4 особи встречались все лето на большом болоте в юго-западной части Черного озера; среди них два журавля были молодые, еще не умевшие летать. Это чрезвычайно интересные сведения, свидетельствующие о вероятном гнездовании. По данным опроса местных жителей, черные журавли встречались на упомянутом болоте в 1976-1978 гг. В 1980 г. болото стали осушать, и журавли с него исчезли, хотя в начале мая снова были встречены на пролете (Рогачева, 1988). Примерно в этих же местах черный журавль встречен в 1999 г. сотрудниками кафедры зоологии Красноярского педуниверситета.
В таежной части края и смежных районов известны следующие встречи. 19 июня 1920 г. одна птица обнаружена в стае серых журавлей на Енисее; в 1921 г. черный журавль был добыт на р. Кеть, в непосредственной близости от границ края (Залесский, 1921; Иоганзен, 1907). В 1966 г. Б.Н. Андреев (1974, 1976) нашел гнездовья черного журавля в верховьях Вилюя до среднего течения р. Поспорин (почти у 66 с.ш.). Он же обнаружил, что этот журавль нередок на гнездовье по всему верхнему Вилюю, а по данным опроса жителей пос. Эконда в Эвенкии, черные журавли встречаются в смежных с Вилюем местах бассейна Нижней Тунгуски, по р. Кочечум и даже на р. Оленек, т.е. уже в Заполярье. В сборах А.Л. Чекановского (1873-1874 гг.) есть экземпляр черного журавля с Нижней Тунгуски, хранящийся теперь в коллекции ЗИН АН СССР. В 1963 г. участник нашей экспедиции Ю.А. Симуков сообщил о найденном им гнезде черного журавля на берегу оз. Виви в Эвенкии. Это сообщение нуждается в дополнительной проверке. В соседнем с Эвенкией Катангском районе Иркутской области черный журавль встречен в 1961 г. в верховьях р. Непы (приток Нижней Тунгуски); по сведениям, полученным от эвенков, этот журавль гнездится в обширных труднодоступных моховых болотах в бассейне р. Непы и в урочище Мархай по р. Чоне, притоку Вилюя (Тарасов, 1965). Таким образом, вероятно гнездование черного журавля в глубинных районах Восточной Эвенкии. Не участвующие в размножении птицы кочуют и вне гнездового ареала. Основные Зимовки: Япония (острова Кюсю и Хонсю), западная часть Кореи, низовья р. Янцзы в Китае, Индия.
Численность черного журавля в России оценивалась примерно в 3000 птиц (Флинт, 1983), большая часть из которых зимует в Японии на островах Кюсю и Хонсю. Численность все время снижается, в основном за счет браконьерской охоты на пролете и зимовках.