Черкасов, Иван Алексеевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Черкасов, Иван Алексеевич Родился в 1918 году. Это мой прадедушка - папа моей бабушки. Умер он в 2002 году, когда мне было всего два года. Я почти его не помню. А биографию его я узнала спустя несколько лет.

В двенадцать лет мой прадедушка остался круглым сиротой. Перекинув единственную пару обуви через плечо, он пешком отправился в Нижний Новгород. С самого детства он мечтал стать летчиком. Засматривался на летчиков, которых встречал на улицах большого города, завидовал им. А когда пошел учиться в фабрично- заводское училище на слесаря – сборщика, то вместе с товарищами записался в аэроклуб. Небо. Оно звало неоглядной высью, голубизной необозримого простора. Но прежде чем подружиться с ним, нужно было учиться. Теоретические занятия сочетались с практическими. Настоящим праздником для себя он считал день, когда предложили сделать первый прыжок с парашютом. Оттолкнувшись, он « провалился» в небо. Оно объяло вихрем воздушных потоков, скоростью полета, необычайной упругостью. Рывок за кольцо, резкий толчок - и яркий купол парашюта взметнулся над ним. Летать он учился на стареньком У-2. Поднимал под облака машину, разворачивал ее против ветра, словно легкий одуванчик, парил в тишине. Но была и работа. Работа мотора, работа мысли, рук, держащих штурвал, работа каждого нерва.

- «Спокойней, спокойней», - раздавалось в наушниках, когда он бросал самолет в резкое пикирование, - «Небо не любит баловства». После ФЗУ мой прадедушка закончил политехнический техникум и поступил в Харьковское авиационное училище. Шел 1941 год. Училище он закончил в звании лейтенанта и – сразу на фронт. Занимался барражированием (охраной) наиболее важных участков фронта. Одним из таких считались узловая железнодорожная станция Бологое, которая расположилась между Москвой и Ленинградом…

…В тот день военный самолет И-16 Ивана Черкасова был в небе. Только что в яростной схватке его эскадрилья (в свои 23 года мой прадедушка уже командовал эскадрильей) отогнала фашистских стервятников Ю-88, рвавшихся к переполненной военной техникой станции. Накинувшись на организованное упорное сопротивление, вражеские бомбардировщики сбросили свой смертоносный груз в стороне. Теперь к станции шел самолет- разведчик Мессершмидт-110 проверять «работу» своих предшественников. На перехват вышел один из истребителей эскадрильи Евгений Пичугин. Густая облачность мешала сразу выйти на цель. Разведчик хитро маневрировал, укрывшись в мутной пелене. Неоднократно Евгений «садился на хвост» немцу, атаковал его. Но тот был неуязвим. Выход из зоны боя врагу перекрывал Иван Черкасов. Поняв безысходность своего положения, фашист пошел напролом, зная, что свой боекомплект русский летчик израсходовал, Иван видел, что Евгений не отвернул своей машины, а смело рубанул своим винтом по крылу со свастикой. А затем оба самолета, разваливаясь в падении, упали. За тот бой Евгению Пичугину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Это один из многочисленных эпизодов, которыми была насыщена военная жизнь моего прадедушки. Воевал он и на Карельском фронте и в Заполярье. Летал и над Баренцевым морем, сопровождая военные и гражданские корабли.

После войны Кавалер орденов Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени полковник Черкасов Иван Алексеевич служил в военно – морской авиации, а затем учил « вставать на крыло» молодых летчиков в высшем авиационном училище им. Сталина в г. Ейске. Воспитывал новое поколение летчиков. Передавал свой богатый опыт, сам демонстрировал полеты высшего пилотажа. Очень жалел о том, что не удалось полетать на сверхзвуковых истребителях. Медкомиссия не пропустила. А ее стороной не обойдешь …

Но было в его жизни еще одно событие, которое напомнило ему о военном прошлом… Ток сложилось, что в наш город тогда еще Горький приехала из Москвы военная комиссия, а возглавлял ее бывший друг, однополчанин моего прадедушки генерал Алексей Николаевич Подчерняев, который случайно наткнулся в ходе проверки на документы полковника, участника Великой Отечественной войны Черкасова Ивана Алексеевича. Они встретились.

Сколько было в тот вечер этих « а помнишь…» Вспомнили своих друзей, товарищей. Вспомнили, как трудно было в неравных схватках тогда еще молодым ребятам, как били врага в конце войны. Били и «юнкерсов» и «хенкелей», да так, что только щепки от тех летели.

Персональные инструменты
Инструменты