Чамалалы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Чамалалы
Общая численность: 9 300 (2002)
Расселение: Россия
Язык: аварский, русский чеченский
Религия: мусульманство (суннизм)
Родственные народы: аварцы


ЧАМАЛ‘АЛЫ, чамалали, чамалади, чама-ига (самоназвание - "сухая курага"), народ в Российской Федерации. Общая численность около 9,5 тыс. человек. Переписи населения СССР включали Чамалалов в состав аварцев. Преподавание в школах на аварском языке. Верующие - мусульмане суннитского толка шафиитского мазхаба.

Содержание

Численность

В наши дни чамалалы компактно проживают в 29 селах и хуторах Республики Дагестан (Цумадинский р-н), составляя 1851 хозяйство (население 7207 чел.) в селах Ниж. и Верх. Гаквари, Гадири, Цумада, Гигатли и т.д. Часть чамалалов (343 хоз-ва, 2075 чел.) проживает в 8 сел. Шаройского р-на Чеченской респ. (сел. Кенхи, Хилиди, Агабехи и т.д.).

Язык

Говорят на чамалальском языке нахско-дагестанской семьи. Диалекты - гакваринский и гигатлинский. Распространены аварский, русский, частично чеченский языки.


Расселение

Живут в Дагестане (Цумадинский район, 7,2 тыс. человек) и Чечне (2,1 тыс. человек).


Традиционные занятия

Традиционные занятия - земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу. В животноводстве преобладало отгонное овцеводство. Развиты садоводство (яблони, груши, сливы, абрикосы и др.), пчеловодство, виноградарство (в долине реки Андийское Койсу). Современные занятия - животноводство, пахотное земледелие, огородничество, садоводство, частично пчеловодство, ремёсла.

Традиционные верования

Верующие - мусульмане-сунниты, шафииты.

Самоназвание

Чамалали, чамалади, чама-ига (самоназвание - "сухая курага")


История

Ремёсла

Ремёсла - сукноделие, производство войлока, паласов, медной посуды, деревянной утвари, обработка серебра, кузнечное, обработка шкур, кожи. Было развито отходничество в Чечню, города и хлебные районы Дагестана.


Традиционные поселения

Поселения кучевые, ступенчатые, окружённые сторожевыми башнями. Каждое селение состояло из 5-12 кварталов, первоначально - тухумных поселений. Каждый квартал имел свою мечеть, в центре селения находилась пятничная мечеть (джума). Общиной управляли выборные старшины из влиятельных тухумов. За годы советской власти селения расширились. Новая часть селений имеет разбросанную планировку.

Дома каменные, одно-, двух- и трёхэтажные, квадратные в плане, со входом с улицы, одно- и многокамерные в зависимости от состоятельности жителей и рельефа местности. Крыши домов глинобитные, плоские, полы каменные или глинобитные. В последнее время появились дома с четырёхскатными или двускатными крышами из шифера или кровельного железа, с деревянными полами, полутораэтажные - с высоким, углублённым в землю цоколем-кладовой.

Традиционный костюм

Традиционная мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинных шуб различных типов, безрукавок и курток, войлочной бурки. Головным убором служила овчинная папаха конической формы. Традиционная обувь - чарыки из сыромятной кожи, сапоги из войлока, вязаные шерстяные носки.

Женщины в нац. головном уборе - чухто

Женская одежда состояла из рубахи, тёмного платья, подпоясанного длинным матерчатым поясом яркой расцветки, штанов, овчинной шубы. Головным убором служила чухто - чепец, закрывающий голову, и пришитый к нему мешочек для волос, свисающий на спину. Поверх чухто носили платок из домотканого сукна. Украшением мужчин служили пояс, кинжал, газыри, женщин - налобная цепочка из серебра или меди, пришиваемая к чухто, кольца, серьги, шейные цепочки, подвески, бусы, медные и серебряные монеты.

Пища

Ежедневная пища - хинкал с мясом и чесноком. Хлеб преимущественно пресный.

Семья

Преобладает малая семья. Предпочитают кузенные браки. Существуют патрилинейные родственные группы-тухумы.


Фольклор

Чамалалы создали богатый песенный и танцевальный фольклор. Песни исполняются на аварском языке. Основные музыкальные инструменты - пандур (струнный инструмент со струнами из кишок животных), зурна (род дудки), бубен. Из календарных обрядов основной - праздник первой борозды. Сохранились вера в духов гор, народная демонология, культ святых, предков. Были распространены знахарство, гадания, обряды вызова дождя, солнца, различные виды магии.

Литература

«Энциклопедия культур народов Юга России»

статья "Чамалалы"

Персональные инструменты
Инструменты