Церковь села Воробьёво

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Введение.

Цель работы - изучение истории церкви села Воробьёво. Хотя этой церкви уже давно нет и само село Воробьёво затоплено водами Усть-Илимского водохранилища, нам необходимо сохранить память об этом месте, потому что эта страница истории нашего края не должна совсем исчез-нуть. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) найти и изучить сведения по истории церкви в Иркутской области и в селе Воробьёво; 2) выявить архитектурные особенности церкви села Воробьёво; 3) собрать устные свидетельства старожилов о церкви.

Основным источником по истории церкви в Иркутской области является научно-справочное издание И.В. Калининой «Православные храмы Иркутской епархии XVII – начала XX века». В этой книге есть сведения и о церкви села Воробьёво. 

Другим источником по истории церкви являются документы, размещён-ные на сайтах Интернета, в частности сайт Краеведческого центра Усть-Илимского района, где даны общие данные по строительству церквей в Вос-точной Сибири. Также сохранились две фотографии церкви села Воробьёво, сделанные в 1913 г. Н.А. Пономарёвым и в 1970 году Н.Е. Пановым. Они дают представле-ние об изменениях, произошедших после революции. Работа выполнялась в посёлке Эдучанка с 1 октября 2005 по 1 февраля 2006 года. При написании работы были использованы такие методы работы с ин-формацией, как анализ источников, описание, беседа со старожилами посёлка. Путём анализа источников производился отбор фактов, которые необходимы для описания истории церкви села Воробьёво. Беседы со старожилами посёлка помогли дополнить исследование сведениями, не обнаруженными в других ис-точниках. Описание результатов. Первые упоминание о деревне Воробьево относятся к 1723 году. По пе-редаточной описи 1723 г. в ней было всего два двора. Постепенно Воробьёво становилось всё больше. Место было очень удобным для земледелия, охоты, рыбной ловли. Возникла необходимость в строительстве церкви. История церковного зодчества в Восточной Сибири насчитывает чуть бо-лее 350 лет. Первые православные церкви появились здесь после закрепления отвоеванных земель возведением в 1630-е годы острогов Илимского, Братского, Тутурского и позже — Киренского, Балаганского, Иркутского, и других. В XVII веке территория современной Иркутской области входила в состав Си-бирской епархии, учрежденной в 1620 году и с 1668 года именуемой Тоболь-ской митрополией. Первыми православными культовыми сооружениями в Восточной Сиби-ри стали часовни. Исторические данные свидетельствуют, что, несмотря на то, что одной из главных построек острога считалась церковь, строительство ее русские первопроходцы начинали обычно не сразу. Автор "Истории христиан-ства в Иркутске" П.Громов объясняет это трудностями освоения нового края и особенностями устройства церкви: "Первые основатели Иркутска, имевшие в руках топоры и под боком лес, могли срубить церковное здание, но за всем ос-тальным, что нужно для православного храма: и за иконами, и за мукой, и за церковным вином, не говоря о колоколах, - они должны были обращаться к правительству, которое не находило возможности одолеть трудности, главным образом заключавшиеся в неустройстве дорог" Нужно добавить, что возведение церкви усложнялось еще необходимо-стью получить благословенную грамоту от митрополита на закладку храма, а затем и на освящение. Поскольку Иркутский край относился в XVII веке к То-больской митрополии, обычно разрешение на его устройство следовало лишь через несколько лет после просьбы храмоздателя. Естественно, такие трудности задерживали возведение церквей. Очевидно, что в малодворных деревнях воз-ведение церквей было нецелесообразным, и здесь устраивались небольшие де-ревянные часовни. В начале XVIII века существовали часовни в селениях сред-ней Ангары, в том числе в селении Карапчанском. Однако до настоящего вре-мени ни одной древней деревянной часовни не сохранилось. В селе Воробьево о возведении церкви задумались только в конце XIX века. Необходимость строительства церкви можно объяснить двумя причинами. Во-первых, село находилось далеко от приходской церкви, дороги были плохие. Во-вторых, количество населения постоянно росло. Например, к 1913 году в се-ле по клировым ведомостям 1913-1917 годов насчитывалось 64 двора. Это было самое крупное село в Карапчанском Николаевском приходе. Душ мужского пола было 217, женского – 188 (см. Приложение 1). Сооружение и открытие новых церквей в отдаленных северных районах епархии было делом чрезвычайно сложным. Связано это было с недостаточным количеством священнослужителей, а также с отсутствием дорог, а отсюда и доставкой необходимой церковной утвари и другими не менее важными при-чинами. Поэтому, когда жители деревни Воробьево стали ходатайствовать о строительстве церкви, иркутский архиепископ Парфений разрешил возвести только часовню. Было рекомендовано строить часовню "по форме церкви с той именно целью, чтобы можно было совершать в таковом доме священнодейст-вие на походных антиминсах". Но по окончании строительства решено было освятить здание по чину церкви и приписать ее к приходу Николаевской церкви с. Карапчанка. Освящение состоялось 17 января 1865 года. Существует народное пре-дание, объясняющее довольно редкое посвящение церкви памяти Чудотворца Григория, связывающее это с "помощью сего святителя во время какого-то древнего потопа в Ершовской деревне", поблизости от д. Воробьева. Святитель Григорий Неокесарийский (память 17 ноября по старому сти-лю) родился в г. Неокесарии (север Малой Азии). В юности он учился в Алек-сандрии у знаменитого учителя, пресвитера Оригена. Вернувшись в Неокеса-рию, Григорий удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое ду-ховное совершенство и дары прозорливости и пророчества. Епископ Федим из Каппадокийского города Амасии, узнав о св. Григории, решил поставить его епископом в Неокесарии. Перед хиротонией святой Григорий усиленно молил-ся, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария с апосто-лом Иоанном Богословом, который научил святого, как достойно следует испо-ведовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал все, что открыл ему Иоанн Богослов. На этом великом Божественном Откровении было основа-но учение о святой Троице, впоследствии развитое отцами Церкви - Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Скончался около 266-270 г. Во время гражданской войны церкви Приилимья были разграблены. Об этом пишет В.В. Пушкарёв в работе «История земли Илимской»: «Местное население, хотя и пассивно, но всё же помогало советам и партизанам продовольствием, фуражом, порохом, свинцом, деньгами. Большие суммы на собственное содержание и вооруже-ние партизаны получили, ограбив несколько церквей по крупным илимским сёлам» . В 1919 году здание церкви, по свидетельствам старожилов, было приспо-соблено под конюшню. А во время Великой Отечественной войны, когда пра-вительством использовались все средства для достижения победы, в том числе и религия, в церкви был устроен клуб. До наших дней церковь не сохранилась. Перед затоплением её разобрали. Церковь представляла собой небольшой сруб под четырехскатной кровлей с главкой на стройной шейке. С восточной и западной сторон выступали более низкие прирубы алтаря и притвора, также увенчанные главками. Ярусная четве-риковая колокольня, завершённая четырёхскатным колпаком, соединялась с церковью крытым переходом. Килевидный верх наличников напоминал о моти-вах древнерусской архитектуры (см. Приложение 2). Выделяют несколько типов церквей: крестово-купольные, шатровые, ярус-ные, церкви-ротонды, храмы-«корабли». Церковь села Воробьево – храм-«корабль». Такие церкви имеют кубическую форму, соединены с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминают корабль. Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм - ко-рабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблаз-нов житейскому морю. В заключение хочется напомнить стихотворение Николая Тряпкина «Песнь о российском храме»: Он стоял здесь давно, золотясь в поднебесной прохладе, Посредине села, да у тех ли базарных рядов, Он стоял здесь не хуже, чем главный собор в Цареграде, И держал бы осанку на стогнах любых городов.

Он стоял величаво, ухоженный лептой народной, И, как белый Архангел, взымался над грешной землёй, И зимою и летом, мерцая во мгле непогодной. Он держал свою вахту, как верный собрат-часовой.

А во дни торжества он, как птица и гордый и вольный, И царил, и парил, не жалея воскрылий своих, И гремел голосами, и грохал жезлом колокольным, И вовсю распускался хвостом перезвонов цветных.

И стоял он, бессменный, у каждой незримой печали, И любые восторги он гласом своим освящал. И под знаком его здесь рождались, любили, хворали, И под знаком его покидали сей грустный причал. Но пришли времена – и замолкли здесь медные гулы. И поднялся над ним растревоженный галочий хор… По всей стране были уничтожены храмы, не смотря на то, что многие из них представляли историческую и культурную ценность. Но сегодня мы должны помнить свою историю, частью которой являются и церкви небольших сибир-ских сёл, такие, как Церковь памяти Святого Григория Неокесарийского в селе Воробьёво. Настоящая работа может быть продолжена, так как, к сожалению, автору не удалось разыскать информацию о священнослужителях церкви села Воробьёво и их судьбе после революции. Также необходимо узнать и об убранстве церкви. Но в настоящее время эти сведения недоступны.






Литература: 1. Громов П. Начало христианства в Иркутске и святый Иннокентий, пер-вый епископ Иркутский. Иркутск, 1868, с.5. e-mail:kraeved@ilimnet.ru 2. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начало XX века. Научно-справочное издание. М. «Галарт», 2000. 3. Краеведческий центр Усть-Илимского района: e-mail:kraeved@ilimnet.ru 4. Православный календарь 2003-2004гг. www.prilutsk.mrezha.ru 5. Пушкарёв В.В. История земли Илимской (сборник статей). – Усть-Илимск, 2003. 6. Россия древняя и вечная. Сборник. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1992. – с. 317. 7. Соловьёв В.М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004. – с. 200. 8. Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. В 2 т. – Иркутск, 1949. – Т. 1. – с. 263.

Автор: ученица 6 класса МОУ "Эдучанская средняя общеобразовательная школа" Новожилова Карина

Персональные инструменты
Инструменты