Церковь Святой Троицы в селе Дуброво Пермского края

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Церковь Святой Троицы — православная церковь в с. Дуброво.

Содержание

История

Введение

Безумным был XX век. Сколько уничтожено в наших традициях, растоптано осмеяно. Время сегодня поворачивается к нам лицом. Возрождается то, что было уничтожено, запрещено, предано забвению. Одна из страниц истории – это история религии, история церкви Сегодня она требует переосмысления, формирования правильного отношения к этому явлению. Начало XX века характеризуется ростом количества церквей и монастырей. По архивным данным на территории Еловского района насчитывалось 10 церквей.

Исторические судьбы церквей шагали в ногу со временем. После Октябрьских событий церковный корабль удалялся от тихой гавани, отправлялся в будущее море политических страстей. Обострились государственно-церковные отношения. В годы Советской власти были ликвидированы все церкви Еловского района. Была объявлена государственная политика атеизма. Но сломить интерес к вере не удалось. В 80-ых годах XX века вновь люди обрели спокойное исполнение духовных таинств. Были открыты Еловская и Дубровская церкви.

История возникновения церкви

Сейчас среди жителей села Дуброво идёт много споров о том, когда была построена и как правильно называлась Дубровская церковь. По сообщениям Николая Федоровича Суворина – уполномоченного Совета по делам религий по Пермскому краю, согласно Пермским епархиальным ведомостям 1909 – 1911 годов Дубровская церковь была освящена и начала действовать в 1837 году, и называлась она Троицкой церковью.

Церковь была 2-х престольная. Зимой в ней молились в первой половине, т. к. она была самая тёплая, а летом молились в другой половине. В Церкви внимание привлекает, прежде всего, иконостас – ряды икон. Иконы были разные: Пресвятая Богородица (её подарил купец Мошков), Николай Чудотворец, Екатерина Великомученица, Мученик Стефан, Мученица Параскева, Икона Божьей Матери, Тихвинская Божья Матерь, 6 пар Хоругвей, а в центре икона Христа-Спасителя

Церковь Святой Троицы в годы Советской власти

В 1933 – 1934 годах церковь была закрыта. Почти 10 лет Храм не действовал.

А 9 мая 1945 года – в праздник Победы церковь была вновь открыты, приехал священник и представитель из райисполкома. Церковь работала до начала 60-ых годов.

В 1953 году здесь работал молодой поп, затем прислали пожилого попа, было две монашки, которые потом уехали в д. Кобели. Через некоторое время за попом приехали дети и увезли его, так как он был старым человеком. Последний диакон здесь был Оленев Иван Петрович.

В 1961 году начали ломать колокольню церкви. Иконы были увезены в Осу, а обратно их уже не возвратили. Эта колокольня была настолько высока, что её было видно с Малиновой горы, когда идёшь пешком из с. Елово. Были наняты рабочие – татары, за это им отдали 1800 рублей. Долго пришлось им ломать колокольню, кирпичи не поддавались разлому, настолько они были крепки. Церковь строили на совесть, качественно, а в раствор были добавлены сырые яйца. Церковь вновь закрыли. Постепенно старинный храм Святой Троицы – памятник нашей истории – пришёл в разруху и запустение. В дальнейшем здесь хранилось колхозное зерно. 70-80 года церковь была отдана под сельповский склад, который существовал до 1990 года.

Церковь работала до 1956 года.

Пожар в церкви

В 1993 году в марте был пожар. Всё население спасало церковь: носили краску, иконы в дом культуры. Сгорело всё внутреннее убранство, остались почти голые стены. И снова прихожане Дубровской церкви Святой Троицы по крохам восстанавливают свой храм, повреждённый пожарам.

Видно, Бог нам прощенья не дарит
За греховные наши дела,
Если чёрною, едкою гарью
Занавесил пожар купола,
Если стихло молитвы журчанье,
Если свечи угасли опять,
Если нет уж ни сил, ни желанья,
Чтобы Храм этот снова поднять.

После долгих лет забвения, осквернения, упадка, Храм уже приподнимался стараниями верующих, уже шли в нём службы, но пожар уничтожил плоды многочисленных трудов.

Работы по восстановлению церкви

Работу восстановления пришлось начинать сначала. Те же старушки опять обивают пороги предприятий, организаций. Опять несут из своих небогатых запасов утварь и рукоделия на украшение Храма. Но теперь им проще появился руководитель и вдохновитель всех работ – священник отец Олег. Имея мирную профессию строителя, он, не покладая рук, делает в будни работу посильную одному, а в воскресенье и по праздникам ведёт службу. Дубровцы по мере сил украшают Троицкий Храм, с благодарностью принимая любую лепту, пожертвованную на его восстановление. Затем службу стал вести местный отец Виктор. С помощью местного населения он закрыл крышу в церкви, сгоревшую от пожара. Напилил тёсу на пилораме, сделал пол внутри помещения. В выходные и праздничные дни в церкви идёт служба. В 2005 году отец Виктора оставил приход и уехал в Большую Усу. На сегодняшний день своего священника в с. Дуброво нет. По большим праздникам службу ведёт священнослужитель Еловской церкви отец Геннадий.


Служители церкви

В 1992 году в церкви служил поп Иоанн Троянский, поляк по происхождению, остался здесь после революции, женился. Во время советской власти они были репрессированы. Попы жили на квартире. В церкви до революции было 2 монашки, был староста – отец Александра Агаповича Жигулева. В церкви он проработал 20 лет, скал свечки из воска. Сторожем был Василий Тихонович, жил он в сторожке. Отопление в церкви было дровами, сторож каждый день исправно топил печи.

Одежда священнослужителей

Одежда священнослужителей менялась в зависимости от праздника: на Пасху – облачение красное, в Преображение и Крещение – белое, в Богородичные праздники – голубое, в Великий пост – чёрное. Священник обычно носил пояс – символ Божественной силы, а сверху накидывал плащ – фелонь. Она была расшита золотом и украшена священными изображениями. Диакон носил Стихарь – длинную одежду с отверстием для головы и с широкими рукавами. На левом плече у Диакона была Орарь – длинная лента, которую он держит правой рукой. На руках у Диакона поручи – нарукавники.


Функции церкви

В церкви молились, венчали, отпевали, крестили. Венчание было обычно по средам, пятницам и в воскресенья. В церкви молитвы читаются нараспев или поются. Поёт поп, а остальные молящиеся слушают или подпевают. В церкви всегда тихо, войдя в церковь и выходя нужно перекреститься.


Заключение

Пусть же этот памятник ещё стоит и служит людям века. Пусть он будет напоминанием, грядущим поколениям о мастерах, умельцах, живших на нашей земле с незапамятных времён. Дорога в храм Святой Троицы открыта всегда и для всех.

В 2007 году храму исполняется 170 лет.

С 1992 года он является памятником культуры областного значения. Несмотря на то, что приход церкви небольшой, актив церкви под руководством Ермаковой Екатерины Демьяновны трепетно следит за порядком в храме, организует службы, даже тогда, когда не приезжает батюшка, беспокоится о сохранности здания и его ремонте.

--Жуланова Мария 10:31, 27 сентября 2010 (UTC)

Персональные инструменты
Инструменты