Фесенко, Тамара Дмитриевна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Тамара Дмитриевна и родились в многодетной крестьянской семье Давыдовых в поселке Камышлово Свердловской области. Зинаида была младшей, родилась 5 октября 1926 года, а Тамара на четыре года старше(11 марта 1921 года). В семье было 5 детей, четыре девочки и один мальчик, инвалид с детства. Девочки любили своего брата, и все время нянчились с ним. Отец работал на железнодорожной станции котельщиком, но рано умер, и семья жила бедно, но была скотина, за которой семья с любовью ухаживала. Времени на игры оставалось мало, но Тамара в детстве все время играла с ребятами в школу, и это сказалось в будущем на выборе ее профессии. Она закончила Камышловское педучилище, стала преподавать немецкий язык в школе деревни Калиновка и учиться заочно в Московском институте иностранных языков. Все складывалось отлично в ее жизни: любимый муж, учеба в Москве, любимая работа.

Но все разрушила война. Муж еще за месяц до войны в мае 1941 года был направлен на западную границу. Прощаясь, он ей сказал: «Война - не женское дело. Твой фронт-школа. Учи детишек, им дальше жить». Но Тамара с самого начала войны рвалась на фронт. Каждый день приходила она с рапортом в райвоенкомат. Но прямо при ней выбрасывали ее заявление и юную учительницу отправляли обратно в школу.

ФесенкоТД.jpg
И Тамара решила действовать. Она села в отправляющийся из Еланских лагерей военный эшелон, в продуваемый всеми ветрами вагон - теплушку, с которым прибыла во фронтовую полосу в Подмосковье, где была зачислена в штат медико - санитарной роты, но проработала она недолго. Оценив ее знание немецкого языка, Тамару перевели в штаб переводчиком; обучили и шифровальной работе. Она ничего не боялась: ни артобстрелов, ни бомбардировок. Но в сентябре 1943 года Тамара получила серьезное ранение и контузию после немецкой бомбежки. В московском госпитале после лечения ей предложили комиссование, но она наотрез отказалась.

В этот раз она получила направление в особый отдел военной контрразведки «Смерш» 162 –й отдельной танковой бригады 25-го танкового корпуса резерва Ставки Главного командования. И сразу бой! Тяжелые бои на Сандомирском плацдарме, и снова тяжелая контузия, госпитали, лечение.

В мае 1944 года ее поставили на ноги московские врачи, но в этом госпитали медленно умирал ее любимый муж, которого доставили сюда со страшными ранениями, давшими тяжелые осложнения. Врачи делали все, что могли, но положительных результатов не было. И тогда она, скромная и нерешительная, пишет письмо министру здравоохранения, которое она закончила словами «Если Вы когда-нибудь любили, Вы должны меня понять». И чудо свершилось. Ее принял министр, выслушал, ободрил и дал команду по оказанию максимальной помощи. Она еще на целых два года вырвала мужа у смерти. И это были их самые счастливые годы. И подарком тех лет стала единственная дочь Юля от любимого человека. Но война не кончилась, и она вновь вернулась в свой гвардейский 25-ый танковый корпус. И опять бои. Позади были болота Северо - Западного фронта, Польша, а впереди Германия, Чехословакия, Австрия, Венгрия. Восьмого мая наши передовые части были уже на окраине Праги, и мы остановились в пригороде. Ночью кругом поднялась пальба, крики. Мы выскочили из штаба, и нам сообщили, что Германия капитулировала. Наутро мы проезжали через столицу Чехословакии. Это был самый настоящий праздник. Казалось, что здесь к нему давно готовились: столько было флагов и цветов.

Не только в столице, в любом населенном пункте советских танкистов советских танкистов чуть не на руках носили, угощали от души. Такого массового радушия я в своей жизни больше не припомню. Но нашему корпусу до 12 мая пришлось участвовать в стычках с отдельными немецкими частями, которые прорывались на запад. Несколько дней после капитуляции фашисты продолжали убивать наших парней, гибли и мирные люди. Когда мои внуки спрашивают о войне, то я отвечаю так: «Я подвигов В День Победы ей, хрупкой невысокой девушке, было 23 года, а на груди ее были орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги ». Тамаре Дмитриевне вручили Благодарность Верховного Главнокомандующего, благодарственную грамоту маршала Конева. Да, ей редко приходилось брать в руки автомат и вести бой, но Тамара Дмитриевна четко делала свое непростое дело. Ее отдел боролся со шпионажем и диверсиями, обеспечивал необходимую боеготовность наших войск и их защиту, осуществлял дезинформацию врага для обеспечения минимальности наших потерь в ходе боевых операций. Она присутствовала на первых допросах генерала А.А. Власова, занималась документацией по этому делу. Ей до сих пор тяжело вспоминать этот судебный процесс Власова и его соучастников, которые ради своих шкурных интересов предали Родину.

По 90-ые годы Тамара Дмитриевна ездила в Москву на встречу с однополчанами.

После войны она прибыла на завод имени М.И. Калинина, где возглавила отдел 65 и женсовет завода. Высокая самодисциплина и ответственность, незаурядный талант организатора снискали уважение заводчан. Пока могла ходить (Она 7 лет прикована к постели), она была нашим частым гостем в нашей школе, и на часах мужества дети слушали с волнением ее рассказ о войне. В последний раз члены Совета школьного музея видели ее на территории завода в канун Дня Победы и удивлялись, с каким уважением к ней обращаются. Но пришла беда, и столько мужества надо, чтобы лежа жить. 7 лет она мужественно переносила свой недуг, а 16 декабря 2014 года ее не стало. Спасибо Вам, дорогая Тамара Дмитриевна, за мир на земле, который Вы отстояли в свои молодые годы.

Персональные инструменты
Инструменты