Учебный проект Ученик + Компьютер = ?
Проект в рамках программы Intel "Обучение для будущего" |
Авторы проекта
Творческое название проекта
"Ученик + Компьютер = ?"
Тема в учебном плане
Работа над проектом осуществлялась во внеурочное время. Создание проекта и работа по его реализации проводилась в рамках подготовки к участию команды обучающихся школы в III районном компьютерном фестивале (г.Ковдор, 2007 год).
Темы в учебном плане:
- 7 класс
Обработка графической и мультимедийной информации – 15 часов.
- 8 класс
Обработка текстовой информации – 10 часов.
- 10 класс
Обработка текстовой информации – 12 часов. Обработка графической и мультимедийной информации – 10 часов.
- 11 класс
Социальная информатика и разработка Web - сайтов – 16 часов.
Цели и задачи учебного проекта
Цели:
Дидактические:
- Популяризация компьютерных технологий среди учащихся;
- Обмен опытом использования компьютерных технологий;
- Демонстрация умения учащихся выполнять конкурсные задания с использованием разнообразных программных сред.
Методические:
- Формирование команды учащихся для участия в Компьютерных фестивалях;
- Развитие творчества учащихся в прикладном применении компьютера;
- Выявление и содействие творческой и социально - активной молодежи, использующей в своей деятельности компьютерные технологии;
- Активизация творческого потенциала учащихся.
Задачи:
Методические:
- Совершенствование проведения занятий в форме конкурса;
- Создание условий для личностной самореализации, развитие образного мышления и творческих способностей, расширение кругозора;
- Выявление талантливой молодежи, повышение уровня компьютерной грамотности;
- Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, самостоятельной работы, самообразования, самоконтроля.
Дидактические:
- Популяризация и пропаганда компьютерных знаний;
- Демонстрация умений и навыков, достижения учащихся в различных областях информационных технологий, их оценка специалистами и сверстниками;
- Формирование у учащихся умений и навыков поиска необходимой информации в различных источниках, выполнять конкурсные задания защищать их.
Образовательные:
- Обобщение представления учащихся об информационной культуре;
- Создание интеллектуальной компьютерно - ориентированной среды обитания для увлеченных, творчески настроенных учащихся.
Развивающие:
- Развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение), логического мышления, внимания, интереса к предмету, развитие креативности учащихся;
- Развитие творчества учащихся и учителя в прикладном применении компьютера;
- Развитие логического, образного мышления, фантазии, творческого подхода к выполнению конкурсных заданий.
Воспитательные:
- Воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде;
- Содействие формированию гармоничной, высоконравственной, полноценной личности;
- Содействие профессиональному самоопределению учащихся;
- Расширить круг общения учащихся со своими сверстниками;
- Отвлечение подростков от пагубного влияния улицы, организация интересного досуга.
Основополагающий и проблемные вопросы учебного проекта
Основополагающий вопрос:
Можно ли измерить и оценить творческий потенциал наших учеников?
Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта
1. Тема: Компьютерная графика
Вопрос для исследования:
Насколько многообразны возможности компьютерной графики?
Цели исследования:
- Дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
- Изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
- Рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
- Научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
- Научить выполнять обмен графическими данными между различными программами;
- Показать учащимся многообразие возможностей компьютерной графики;
- Продемонстрировать на Компьютерном фестивале умения учащихся применять на практике различные возможности графических программ.
Актуальность исследования:
Знания, полученные при изучении данного вопроса, учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции и Web-страниц, в докладах, статьях, мультимедиа-презентациях, для дальнейшего использования в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
Этапы исследования:
- Подготовительный: рассмотреть основные возможности наиболее популярных графических программ.
- Практический: закрепить на практике принципы построения и хранения изображений, научиться создавать и редактировать изображения, используя программы: Paint, Corel Painter, Microsoft Word, Adobe PhotoShop, Macromedia Flash, Animation Shop, ProShow Gold.
- Обобщающий: создание проектов и их защита на Компьютерном фестивале.
Варианты представления результатов исследования:
- Бориев Замир, Лемешев Александр, Муленков Сергей - 1 место в конкурсе плакатов "Занимательная информатика" (Microsoft Word)
- Жилина Ирина - 1 место в конкурсе "Лучшая эмблема фестиваля" (старшая группа) (Paint, Corel Painter)
- Бориев Замир, Лемешев Александр, Муленков Сергей, Ржауцкая Ксения - 2 место в конкурсе страниц сайтов образовательных учреждений "Информационные компьютерные технологии" (Microsoft Word, Adobe PhotoShop, Macromedia Flash, Microsoft FrontPage)
- Жидов Андрей - 3 место в конкурсе "Лучшая эмблема фестиваля" (младшая группа) (Paint, Corel Painter)
- Жемчюговайте Полина - 3 место в конкурсе презентаций "Компьютер и профессия", грамота в номинации "Самая оригинальная презентация" (PowerPoint, Adobe PhotoShop, Animation Shop)
2. Тема: Компьютерная сказка
Вопрос для исследования:
Есть ли место музыке и литературе в информатике?
Цели исследования:
- Повышение роли современных информационных технологий в образовательном пространстве;
- Создание условий для самовыражения учащихся;
- Развитие у учащихся навыков литературного творчества, неординарного мышления, фантазии и воображения;
- Освоение учащимися основных методов работы с микрофонами и программными средствами Sound Forge;
- Развитие умений и навыков учащихся по созданию слайд – фильмов, используя программу ProShow Gold.
Актуальность исследования:
Приобретенные знания и умения учащиеся смогут использовать в практической учебной деятельности и повседневной жизни: для представления информации в виде мультимедиа объектов, подготовки и проведения выступлений на различных уроках и конкурсах, оформления результатов учебной работы, создания личных коллекций информационных объектов (слайд – фильмов, музыкальных файлов).
Этапы исследования:
- Подготовительный: написание сценария сказки, подбор изображений, подбор музыкальных файлов.
- Практический: обработка изображений, используя пакет Adobe PhotoShop, монтаж и редактирование звуковых файлов программными средствами Sound Forge, подготовка костюмов, репетиции.
- Обобщающий: создание слайд - фильма, используя программу ProShow Gold, выступление на Компьютерном фестивале.
Варианты представления результатов исследования:
- Команда (Бориев Замир, Лемешев Александр, Муленков Сергей, Жемчюговайте Полина, Федоровская Анастасия, Смондарев Дмитрий, Богданов Дмитрий, Пивень Галина) - 2 место в конкурсе "Домашнее задание" (Sound Forge, ProShow Gold, Adobe Photoshop)
3. Тема: Сайт школы
Вопрос для исследования:
Смогут ли учащиеся создать, редактировать, обновлять, форматировать Web-страницы с помощью пакета Microsoft FrontPage?
Цели исследования:
- Познакомить учащихся со способами представления информации в сети Интернет;
- Формировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования Web - сайтов;
- Реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайта;
- Формировать у учащихся навыки работы в коллективе с комплексными Web - проектами;
- Развивать у учащихся самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности;
- Создать и разместить в сети Интернет Web-сайт школы.
Цели и задачи сайта школы
Цель: Развитие единого образовательного информационного пространства школы.
Задачи:
- Систематическое информирование участников образовательного процесса о деятельности школы;
- Презентация достижений учащихся и педагогического коллектива, его особенностей, истории развития, реализуемых образовательных программ, формирование позитивного имиджа школы;
- Демонстрация опыта деятельности и достижений педагогов и обучающихся школы;
- Стимулирование творческой активности педагогов и обучающихся.
Актуальность исследования:
Изучение данного вопроса должно помочь учащимся: понять роль и место конструктора – проектировщика - дизайнера в формировании окружающей человека предметной среды; повысить свою компетентность в области компьютерного проектирования; приобрести начальную профессиональную подготовку (рабочую профессию) по данному направлению, что повысит их социальную адаптацию после окончания школы. Умения и навыки учащихся интерактивно использовать типовые инструментально-технологические средства и эффективно работать в неоднородных командах могут быть использованы ими для личностного развития и профессионального самоопределения.
Этапы исследования:
- Подготовительный: сбор материала, редактирование изображений для размещения на страницах сайта, разработка дизайна сайта.
- Практический: закрепить на практике принципы работы пакетов: Microsoft FrontPage, Adobe PhotoShop, Macromedia Flash.
- Обобщающий: создание и размещение сайта школы в сети Интернет.
Варианты представления результатов исследования:
- Группой учащихся в составе: Бориев Замир, Муленков Сергей, Ржауцкая Ксения, Жемчюговайте Полина создан cайт школы (Microsoft Word, Adobe PhotoShop, Macromedia Flash, Microsoft FrontPage)
Предметные области
- Информатика и информационные технологии
- Литература
- Медицина
Возраст учащихся
Учащиеся 7 – 11 классов.
Краткая аннотация проекта
Методическая тема школы: Обеспечение деятельностного характера образования, направленности содержания образования на формирование общих умений и навыков, получение обучающимися опыта коммуникативной, практической, творческой деятельности.
Цель воспитательной работы: Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.
Для решения поставленной задачи необходимо оказывать помощь каждому учащемуся выстроить свой собственный интеллектуальный мир, выявлять и поддерживать инициативных и талантливых учащихся, ориентировать их на овладение информационно-коммуникационными технологиями, внедрять инновационные педагогические и информационные технологии обучения и воспитания. Нужно формировать базовые интеллектуальные качества личности: любознательность, критичность, креативность (способность к творчеству), умение генерировать необычные идеи, умение работать по плану, самоконтроль, диалогичность. Участие в проектной деятельности ребят разных возрастов, объединенных одними интересами – один из шагов к достижению поставленной цели.
Все конкурсные работы выполнены на основе оригинальных идей учащихся, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации. Широко представлены элементы мультимедиа. При выполнении заданий преобладала групповая деятельность учащихся, большой акцент делался на поиск информации и самостоятельное исследование.
Проект полностью сориентирован на личностно ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве и метод проектов, в основе которого: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Продолжительность работы над проектом
Конкурсные работы на Компьютерный фестиваль создавались в течение 1 месяца. Сайт школы создавался в течение 1,5 месяцев.
Ключевые слова
Презентация проекта
Дидактические материалы
Работы учащихся
- Emblgilg.jpg
1 место в конкурсе "Лучшая эмблема фестиваля" автор: Жилина Ирина, 10 класс - Emblgidg.jpg
3 место в конкурсе "Лучшая эмблема фестиваля" автор: Жидов Андрей, 7 класс - Plakfestg.jpg
1 место в конкурсе плакатов "Занимательная информатика" авторы: Бориев Замир, Муленков Сергей, Лемешев Александр, 9 класс - Iktfestng.jpg
2 место в конкурсе страниц сайтов образовательных учреждений авторы: Бориев Замир, Муленков Сергей, Лемешев Александр, Ржауцкая Ксения, 9 класс
- Virusfestg.jpg
Компьютерная сказка Презентация , Звуковое сопровождение - Polfestmedg.jpg
3 место в конкурсе презентаций "Компьютер и профессия" Жемчюговайте Полина, 9 класс - Grwebg.jpg
Бориев Замир, Ржауцкая Ксения, Жемчюговайте Полина, Муленков Сергей - Saytschoolg.jpg
Критерии оценивания работ учащихся
Оценка работ учащихся в рамках Компьютерного фестиваля осуществлялась специалистами и сверстниками.
Критерии оценивания работ были объявлены заранее организаторами фестиваля.
Выполнение проекта:
- Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность, значимость работы.
- Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений.
- Аргументированность предлагаемых фактов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
- Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование текста, качество эскизов, схем, рисунков.
Защита проекта:
- Качество защиты: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убеждённость.
- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные знания.
- Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, импровизация, удержание внимания аудитории.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.
- Деловые и волевые качества выступающего: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.
Сайт школы оценивают его посетители. Нам небезразлично их мнение.
Здесь вы можете познакомиться с нашими розовыми снами.
Ссылки на ресурсы Летописи
Ссылки на ресурсы Интернет по теме учебного проекта
- flashzone.ru - На сайте можно прочитать статьи и уроки по Macromedia Flash.
- www.flashdocs.net - Сайт посвящен программе Macromedia Flash. Здесь вы сможете не только научиться создавать свои ролики, мультфильмы, программы, но и просматривать и добавлять свои flash-работы (игры, мультипликации). Так же вы сможете получить ответ на интересующий вас вопрос.
- www.flasher.ru - Международный клуб Flash-мастеров.
- www.allphotoshop.ru - Всё о программе Adobe Photoshop.
- www.myphotoshop.ru - Кисти, плагины, практические уроки.
- www.photoshop-master.ru - Уроки по Adobe Photoshop.
- photoshop.demiart.ru - Уроки по Adobe Photoshop.
- webcity.narod.ru - Руководство по созданию, поддержке и раскрутке своих домашних страничек.
- www.dewser.info - Практическая помощь при самостоятельном создании сайта.
- www.sitem.ru - Учебники по созданию сайта.
- infoweb.nm.ru - Все для начинающего web - мастера.
- www.rusdoc.ru - Запись и редактирование звукового файла с помощью программы Sound Forge
- www.computerbooks.ru - Самоучитель по SoundForge