Учебный проект Родословная моей семьи: были ли эмансипированы женщины рода канжигалы
Родословная моей семьи: были ли эмансипированы женщины рода канжигалы
Содержание |
Цель:
- Рассказать о роли женщины в патриархальной казахской семье: были ли эмансипированы женщины- матери, женщины – хозяйки, женщины- труженицы
Задачи:
1. Изучить родословную моей семьи со стороны мамы .
2. Выяснить особенности значимости рождения сына в казахской семье.
3. Выяснить роль женщины в семье как продолжательницы рода.
Краткая аннотация работы:
В этой работе рассказывается о родословной семьи Такеновых, к которой принадлежит мама автора. В казахской семье большое значение придают рождению сына, устраиваются празднества в честь этого. Рождение дочери воспринимается обыденно, хотя роль женщины в развитии семьи любой национальности трудно переоценить. Женщина: это мать, это труженица, это эпицентр всех семейных дел. Автор пытается доказать, что без женщины нет семьи, она наравне с мужчинами растит детей, добывает пропитание, занимается воспитанием – умалять роль женщины никто не имеет права. В конце работы были сделаны выводы и предложения, рекомендации для сверстников о необходимости знать историю своих прародителей.
Из истории семьи
Моя мама – казашка, полное имя Бибзара. Отец- русский, Николай. Детей при слиянии азиатской крови и православной принято считать метисами. Я- метиска, внешне не отличаюсь особо от представителей европеоидной нации. Я согласна с мамой, что у каждого ребенка должен быть свой ангел – хранитель, и так как мама мусульманка, я маленькой девочкой, с согласия папы, приняла мусульманство. Мне дали новое имя - Нурсиля, так зовут мою бабушку.
Меня заинтересовало происхождение моей казахской семьи. Вот что я узнала: казахские семьи многочисленные. И в каждой из них глубоко чтят прародителей, и не только пра -. Оказывается, нужно знать имена всех дедов до седьмого колена. Потому что кровными считались родственники по мужской линии до седьмого колена, между которыми запрещались браки. И чтобы исключить кровосмешение, каждый должен быть знать семь своих предков. То есть, молодой парень не мог жениться на своей семиюродной сестре. Таковы законы моих предков. (Так как моя мама знала до седьмого колена, получалось, я уже восьмая в этой колонне).
Начну по порядку. Казахи делятся на три ветви: жузы- Старший, Средний, Младший. «Жуз» по арабски- часть целого, по – казахски: сотня, по – русски их назвали бы «ордами». Орды имели свои особенности племенного образования. В каждый жуз входили племена, которые делились на роды, колена, фамилии. Племена имели свои предания, восходившие к мифическому предку. Были свои постоянные территории обитания, традиции, обычаи.
Родители мамы- мой дедушка (ата) Аманжол и бабушка (аже) Нурсиля принадлежали к роду аргынов. Очень крупный род, в котором было подразделение рода - канжигалы. Это были кочевники, не очень богатые казахи, которые жили в основном в Северных районах Казахстана. В настоящее время большинство представителей аргынов живут в России: в Омской, Тюменской, Курганской областях. После замужества девушки, соответственно, считались представительницами того рода, за которого выходили замуж. Моя бабушка была в девичестве рода балта, которые жили в Тюменской области.
Род канжигалы относился к Среднему жузу. Так как этот жуз по географическому расположению ближе к Российской границе- к Сибири, казахи этого жуза узнали о технике, машинах, раньше, чем южане (Алма- атинская, Чимкентская и др. области):, занимаялись не только разведением скота, но и вспахивали земли, выращивали огороднические культуры; приобщились к образованию: дети пошли в русские школы.
Хотя в каждой семье рождались девочки, как я указала выше, при замужестве они становились уже представительницами рода мужа, поэтому у казахов большое значение придают рождению сына. Сын- продолжатель рода и продолжатель имени отца. Мой дед Аманжол заставлял заучивать сыновей именно имена своих дедов до седьмого колена. А сыновей у него пятеро, то есть пятеро родных братьев моей мамы, мои дяди.
Как звали бабушек и пра – прабабушек при этом, сколько было дочерей: теток и пра- пратеток у моего деда – об этом семейная история умалчивает. Знаю подробно только, сколько на сегодняшний день представительниц женского пола в роде канжигалы до четвертого колена. Их знает по именам моя мама.
Итак, начну рассказ с пра- пра- пра- пра- пра- прадеда Жаикбая . У него родился сын Мамбет, который был рад рождению сына Куандыка. Мама мне рассказывала, что казахи, как и многие русские семьи, берут фамилию по имени деда, прадеда. У нас есть родственники по фамилии Куандыковы, Жаекбаевы, Жолдасовы.
У Куандыка родились три сына: мои пра- пра- прадедушки Айбас, Жолдас, Кенжебай. Моя семья произошла от Айбаса. У него родился единственный сын Така (от которого произошла фамилия Такеновы, здесь начинается разделение семьи Такеновых от основной ветки), который женился на девушке Салима, единственная моя пра- прабабка, имя которой известно. Салима переехала перед войной с детьми в Россию, в Свердловскую область, с пятью сыновьями: Галымом, Алимжаном, Жантасом, Иманжаном, Шакиржаном. Были и дочери, о которых мы знаем очень мало.
Чем занимались в хозяйстве наши женщины
Алимжан является моим прадедом, то есть отцом моего деда Аманжола. Хотя моя прабабушка Тныштык родила больше десяти детей, в живых остались только шесть сыновей. Среди умерших были девочки. Переехав в Россию, мои предки продолжали заниматься скотоводством, разводили овец, коров, лошадей. Селились в основном близ деревень, в деревянных, брусчатых избах. Сами рыли себе колодцы, строили бани. Летом пасли колхозные или совхозные стада крупного рогатого скота, зимой занимались своим хозяйством. Женщины, как правило, называемые домашними хозяйками, официально не числились работающими. Хотя работы с утра до вечера хватало: доили кобыл и производили кумыс, доили по 3-5 коров, сепарировали молоко и возделывали из сметаны масло, стригли сезонно овец, вычешивали пух у коз. К зиме резали скот на продажу, птицу, с последних нужно было ободрать пух. Я видела у бабы Нурсили перины и огромные перьевые подушки из перьев домашних гусей. Из овечьей шерсти волочили шерстяные ковры – кизе, их украшивали казахским орнаментом. Один такой кизе есть в нашей семье. Помимо домашней работы, нужно было ухаживать за многочисленной ребятней: подшивать, ремонтировать одежду, вязать носки, рукавицы. Прабабушка Тныштык была очень чистоплотной женщиной: ее медные самовары блестели, словно золотые, их Тныштык начищала золой. Она сама шила из конской кожи курд.юки, напоминающую форму больших кувшинов без ручек, в которых бродил кумыс. И хотя я уважаю традиции моего народа: я не согласна с мнением представителей мужского пола. Да, сын продолжает род отца, он несет его имя через года, но что он может сделать, если ему не родит женщина, не воспитает его детей, не обошьет? Детей было много в семьях, но основная доля всей тяжести семейных дел приходилась все же на женщин – бабок, имена которых до нас не дошли. Мой дед Аманжол является старшим сыном моего прадеда Алимжана. И я хочу вкратце рассказать, сколько внучек и правнучек родилось у прадеда Алимжана.
Старшая сноха прадеда Алимжана- моя бабушка Нурсиля родила пять мальчиков и пять девочек. Она – кавалер орденов Славы трех степеней, у нее есть золотая звезда матери – героини. Начиная с пятого ребенка, она от Правительства СССР получала по 48 рублей в месяц как детское пособие. Вечерами она вязала шали на продажу из нежного козьего пуха, а в это время в русской печи пекся хлеб, который поднимался до невероятных размеров. Своим старшим детям, студентам - очникам, она отправляла ведрами домашние яйца, круги сливочного масла, банки сметаны, творога, и все возделанное ее неустанными руками.
Я горжусь сестрами и тетями
На сегодняшний день у прадеда Алимжана 14 внучек, среди них моя мама. Все девочки с детских лет доили коров, кобыл, пасли наравне с братьями на лошади совхозные стада, косили сено, пололи и копали картошку. Самая старшая правнучка- старшая сестра мамы- Шамаран, ей 51 год. Она, после окончания педагогического института, всю жизнь проработала в органах МВД и в звании майора уволилась на пенсию. Всю свою сознательную жизнь моя тетя, будучи старшим ребенком в семье, помогала всем своим младшим братьям и сестрам: у нее вечно квартировали не только единоутробные сестры и братья, но и двою – троюродные. Кого устраивала на работу, кому помогала с учебой, кому с деньгами, сердобольность моей тети Шамаран, с ее мужским, волевым характером, не знает границ. Ее два сына- мои двоюродные братья и муж стоят по стойке смирно, когда она приходит домой с работы. Моя мама, окончив факультет журналистики Алма- атинского университета, тоже служила в органах МВД, дослужилась до майора. Двоюродная сестра мамы, Акмарал, племянница моего деда Аманжола (дочь его брата Рыма- моего двоюродного деда), окончив школу с золотой медалью, получила направление на бесплатное обучение в Евразийском университете г. Астаны, стажировалась в Лондоне, Египте. Свободно говорит на четырех языках: русском, казахском, английском и арабском. Вот такие есть у меня тети, о чем не могу похвастать со стороны дядек. Хотя, конечно, немало достойных и среди мужской половины.
К правнучкам деда Алимжана отношусь я, нас всего 12 девочек. Самая старшая- Айгерим, она племянница моей мамы, дочь старшего брата Кенесары ( на фото слева – она держит на руках братика Алдияра; держит руки на моем плече – моя двоюродная сестра Алтын). Пока Айгерим заканчивает школу, хотя ей в феврале будет 18 лет; потом- моя родная сестра Дара, которая нынче поступила в Тюменский нефтегазовый университет. Моя троюродная сестренка Дана Такенова в 6 лет в прошлом году стала мисс Казахстан, а нынешним летом это миниатюрная, белолицая девчушка завоевала в Болгарии титул «Мисс Вселенная». Ну разве это не здорово! Моя средняя сестра Сания- очень увлекающаяся девочка. Она занимается скалолазанием, туризмом, скейт – бордом, Сноу- бордом, у-шу, участвует в городских соревнованиях, занимая там призовые места. У нас в доме немало спортивных грамот, которые она приносит почти еженедельно. (на фото справа: Санюта и Дара). Санюта замечательно вышивает. Ее работы учитель рукоделия нашей школы постоянно отправляет на выставки народного творчества.
Мы, внучки деда Аманжола, не такие, как моя мама и ее сестры: мы не жили в деревне, не умеем доить коров и ухаживать за маленькими козлятами и выпасать гусиных цыплят. Мы можем похвастать только успехами в школе или занятиями на дополнительных секциях. А моя мама и ее сестры, активно помогая дома по хозяйству, хорошо заканчивали школу, занимались спортом, не боясь, из села ехали в столичные города и становились студентами желаемого вуза. Мне есть чем гордиться. И пусть мои тети, двоюродные тети и троюродные сестры не продолжают род моего пращура Жаикбая, но они молодцы.
Они активны, целеустремленны, наравне с мужьями водят машины, зарабатывают деньги, и так же вечерами вяжут, штопают носки, агитируют нас хорошо учиться, уважительно относиться к старшим и …мужчинам. От своих дядек, двоюродных братьев я почти не слышу интересных историй, не получаю практических дельных советов. Нет, я не умаляю роли моих родственников – мужчин, я люблю моего папу, я не представляю жизнь нашей семьи без него, но роль женщин в ветке от пра- и так семь раз- деда Жаикбая не меньше, чем у мужчин. Их роль возвышеннее, сильнее; жаль, мне неизвестны имена всех моих семи прабабок – я горжусь вами! Благодаря вам – родилась я( и, конечно, благодаря русским прабабкам со стороны папы). ( Фото выше: моя мама слева, справа – папа, снизу –Я; фото снизу: Дара и Я).
Знать свои корни необходимо, это интересно, это важно. Заставляйте бабушек, дедушек вспоминать: как зовут их родителей, прародителей, откуда они; записывайте, рассказывайте своим детям, те пусть расскажут своим.
Используемая литература:
- рассказы и воспоминания мамы, а так же ее папы, моего дедушки, дядек и теток;
- статьи из журнала «Дружба народов» за 2007 год;
- фотографии из семейного альбома.