Учебный проект Дорога к храму

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Тольятти - столица легкового автомобилестроения.

Тольятти-город молодых, средний возраст жителей - 28 лет.

В Тольятти, городе современном, где значительную долю населения составляет молодёжь, особенно отрадно то, что на 700 тысяч жителей - уже сейчас существует 6 постоянно действующих приходов.

Приход благочинного Ставропольского округа отца Николая Манихина - самый древний в городе. Ведь Богороднично - Казанский храм является правопреемником Троицкого собора, заложенного при основании Ставрополя - на - Волге в 1738 году. Церковь и все постройки - за оградой, предназначались не для того, чтобы уйти от мира, а для защиты этого маленького островка видимой благодати от царящего вокруг зла. Добру надо дать время окрепнуть.

Долгие годы на весь 700 - тысячный город приходилась одна Богороднично - Казанская церковь, которая расположена в Центральном районе города.. Люди были вынуждены ездить туда из Автозаводского, Комсомольского районов, микрорайона Шлюзовой и даже из поселка Федоровка. В середине 30-х годов Федоровскую церковь постигла участь многих православных храмов - ее закрыли, а иконы и церковную утварь растащили. В феврале 1958 года Федоровка была присоединена к Тольятти, а 19 мая 1989 года в ней был открыт храм. Тогда же протоиереем Николаем Манихиным было совершено освещение церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

За рекордно короткий срок - два с половиной года - в Автозаводском районе г. Тольятти был возведен храм имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Особенностью стиля всех храмов, построенных в Тольятти в последние годы - сочетание византийской и русской архитектуры, изразцовой мозаики.

В современном мире так много направлений и стилей, что легко найти то, что будет выражать индивидуальность. Все атрибуты интерьера можно объединить в соответствии с характером каждого помещения. Как объект украшения я выбрала выставочный зал учреждения, который должен в ближайшее время открыться. А средство-оформление этого зала творческими проектными работами, выполненными различными средствами ДПИ. Освоив вязание крючком, овладев искусством кружевоплетения, я создала оригинальные панно, которые украсят выставочный зал и сделают наше учреждение уютным и непохожим на другие.

Цель проекта:

Создать серию работ в технике «белое кружево», для оформления выставочного зала, тем самым способствовать приобщению детей к духовному наследию христианства. к ценностям отечественной культуры, воспитанию патриотических чувств, чувства доброты и взаимопонимания, уважения к русским национальным традициям.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить историю возникновения и реконструкции святых мест г. Тольятти. 2.Разработать проект панно для оформления выставочного зала. 3.Изучить различные технологии изготовления кружева. 4.Создать оригинальные панно, совершенствуя навыки работы с крючком.

МОУДОД ЦРТДЮ «Родник»

Проект

"Дорога к храму"

Номинация: «Технология»

Автор

Хлынова Елена Олеговна, 11 класс

Россия, г. Тольятти

МОУДОД ЦРТДЮ «Родник»

Научный руководитель:

Мязина Наталья Иосифовна

Педагог дополнительного образования

г. Тольятти 2007 г.

1. Введение

Богороднично — Казанский храм. В 1990 году началась новая реконструкция Богороднично - Казанского храма. В первую очередь возвели величественную колокольню, и её звон разносится далеко окрест, теперь церковь видна отовсюду, после укрепления фундамента храма он в 1996 году был надстроен ввысь, у него появилось 5 куполов.[1], [Приложение I] В 1989 году при Богороднично - Казанской церкви построили крестильный храм во имя Блаженной Ксении Петербургской, тогда же открылась воскресная школа, сейчас в ней обучается более 100 детей. [Приложение II] В следующем, 1990 году, построили торговый зал. Здесь можно купить свечи, духовную литературу, заказать требы. С сентября 1991 года при храме действует знаменская богадельня, рассчитанная на 15 мест, в 1989 году открылась благотворительная столовая. В Ставропольском благочинии Самарской епархии - настоящее православное возрождение. В Тольятти, городе современном, где значительную долю населения составляет молодёжь, наблюдать это особенно отрадно, на 700 тысяч жителей - уже 6 постоянно действующих приходов. Приход благочинного Ставропольского округа отца Николая Манихина - самый древний в городе. Ведь Богороднично - Казанский храм является правопреемником Троицкого собора, заложенного при основании Ставрополя - на - Волге в 1738 году. Церковь и все постройки - за оградой, предназначались не для того, чтобы уйти от мира, а для защиты этого маленького островка видимой благодати от царящего вокруг зла. Добру надо дать время окрепнуть. [1], [Приложение III] В Богороднично - Казанском храме всегда многолюдно. К отцу Николаю после службы - очередь, любят прихожане своего пастыря, а забот у него немало. В 1988году, согласно новому уставу русской православной церкви, на отца Николая были возложены не только духовные, но и хозяйственные функции, так что вторая реконструкция храма легла в основном на его плечи. Наверное, мастерство церковного строителя перешло к отцу Николаю от прадеда Ивана Емельяновича Манухина, построившего в конце прошлого века церковь Космы и Дамиана в с. Камышенка Шигонского района. Долгие годы на весь 700 - тысячный город приходилась одна Богороднично - Казанская церковь. Люди были вынуждены ездить туда из Автозаводского, Комсомольского районов, микрорайона Шлюзовой и даже из Федоровки. Положение изменилось в 1988 году. Тогда по инициативе Виктора Алексеевича Богданова, ныне монаха Иова, в поселке Федоровка была образована «двадцатка» (группа верующих из 20 человек, которая может выступать с ходатайством об открытии храма). «Двадцатка», к которой вскоре присоединилось 1000 человек, обратилась к властям с просьбой вернуть верующим старинный Федоровский храм, пребывающий в запустении.

[1] ( это что?)

Храм Святой Великомученицы Варвары.

В конце 30-х годов прошлого века у богатого помещика Н. Ф. Бахметева при родах умерла красавица - жена Варвара. Безутешный в своем горе муж решил в память о супруге построить храм. В 1846 году каменная церковь в селе Федоровка была сооружена, а ее престол освятили в честь святой великомученицы Варвары -небесной покровительницы почившей супруги помещика. Первым настоятелем Варваринской церкви стал священник Александр Корнилеевич Ястребов. [1], [Приложение IV] В 1817 году в Варваринской церкви крестили Петра Флеринского, сына псаломщика той церкви Димитрия Флеринского. Впоследствии Петр Димитриевич Флеринский стал священником, а в1924 году, после принятия монашества с именем Павла, епископом. Уже, будучи на покое, епископ Павел в конце 30-х годов направляет духовную жизнь Казани, Куйбышева и некоторых других городов. В тот период, когда почти нигде не было епископов (репрессии затронули их прежде всего) и верующие были предоставлены сами себе, его слово приобретало громадное значение. К владыке обращались с самыми разными вопросами, и он, не присваивая себе административных функций, давал советы, с которыми верующие очень считались. Об этой его деятельности знал и митрополит, впоследствии Патриарх Сергей (Страгородский), высоко ценивший епископа Павла.

В середине 30-х годов Федоровскую церковь постигла участь многих православных храмов - ее закрыли, а иконы и церковную утварь растащили. Старожилы рассказывают, что все церковное имущество было погружено на баржу и затоплено. Только немногие иконы удалось спасти верующим, одна из них была возвращена недавно в возрожденный храм. [1] В феврале 1958 года Федоровка была присоединена к Тольятти, но храм в ней так и не разрешили открыть. В церкви первоначально находился клуб, затем здание было заброшено и запущено. Узнав, что верующие обратились с ходатайством открыть храм, местные власти устроили в нем магазин: дескать, здание не пустует, а, значит, и церковь в нем открыть нельзя. Полтора года хлопотал В. А. Богданов об открытии храма, ездил в Москву, спорил с местными чиновниками, доказывая свою правоту. [1] С самого начала его поддержали и благословили архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн и благочинный Ставропольского округа протоиерей Николай Манихин. Молитвы этих пастырей и настойчивость верующих привели к желаемым результатам. 19 мая 1989 года храм в Федоровке был открыт. Тогда же протоиереем Николаем Манихиным было совершено освещение церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и храм с того времени стал называться Благовещенским. Прихожане своими силами и средствами постепенно его благоустроили. Архиепископ Иоанн выделил на восстановление храма 1000 рублей, помогал в становлении церкви и протоиерей Николай Манихин. Постепенно Благовещенская церковь была оштукатурена, расписана, в ней устроили иконостас, выложили мрамором пол, установили купола. [1], [Приложение V]

Первым настоятелем возрожденного храма стал Владимир Николаевич Новиков, выпускник Ленинградской Духовной Академии. Он является настоятелем храма и по сей день. Стараниями отца Владимира и прихожан рядом с Благовещенской церковью строится храмовой комплекс. Его сооружение началось в 1990 году по благословению архиепископа Самарского и Сызранского Евсевия. В нем будет размещено 2 храма., 10 келий, хозяйственные помещения. Престол главного храма планируется освятить в честь иконы «умиление пресвятой Богородицы». В малом храме будет трапезная. Бог даст, через несколько лет на этом месте будет построен монастырь.

За рекордно короткий срок - два с половиной года - в Автозаводском районе г. Тольятти был возведен храм имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он является составной частью грандиозного храмового комплекса, состоящего из крестильного храма и примыкающего к нему административного корпуса (дома причта), колокольни и Преображенского собора вместимостью до 5000 человек. [1]

Церковь Предтечи и Крестителя Господня.

Это старорусский стиль XV - XVI веков. Если Храм Спасителя - это уже XIX век, то это нечто более раннее. Обратите внимание, как он похож на Кремлёвские соборы. Помимо традиционных, использовали множество новейших технологий и эксклюзивных материалов, что позволило сократить нормативные сроки строительства, обеспечив в то же время высочайшее качество работ. Белоснежные стены да ещё строгие, уходящие ввысь колонны, отражающиеся в мраморной мозаике пола, зрительно увеличивают и без того необъятное пространство. Нечто подобное в знаменитом храме Покрова на Нерли – эта крохотная церквушка, которая выглядит игрушкой по сравнению с собором, кажется лёгкой и исполненной воздухом внутри. Наверное, многие православные, попав в Спасо-Преображенский собор, могли бы угадать в нём образы тех храмов, которые им довелось видеть и полюбить раньше: золотые херувимы на паникадилах и резьбе иконостаса чем - то напоминают дивеевских, а сам внешний вид храма - кремлёвские соборы в Москве, но всё это органично сочетается, создавая неповторимый облик собора. Подвесной деревянный потолок в притворе - почти как в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Электрическое освещение храма осуществляется тринадцатью огромными люстрами - паникадилами: самое большое, семиярусное, располагается перед алтарём, его высота 9,6 м, вес - 3 тонны. Для церковного хора предусмотрена площадка на высоте 7,5 м, куда ведут две просторные лестницы. [1], [Приложение VI]

Внутренние и наружные двери собора вьшолнены из отборного штучного дуба с резьбой, с латунной фурнитурой и латунными решётками. Окна деревянные из дуба с мозаичным остеклением. Многим из входящих в собор в первый раз сразу же бросается в глаза деталь, непривычная для православного храма. - несколько рядов массивных дубовых скамей в правой части, а также вдоль стен. Одна из особенностей храма - то. что при его строительстве применялись как старинные, так и самые современные технологии : наружная отделка, защищающая стены собора от атмосферных воздействий. выполнена белой обмазкой, изготовленной по специальной рецептуре и позволяющей видеть структуру кирпичной кладки. [Приложение VII] Цоколь облицован гранитом, полы выполнены мозаикой из 12 разновидностей мрамора, кровля - из нержавеющей стали с покрытием под цвет золота на куполах и под медь на кровле; из нержавеющей стали и наклонные кресты с облицовкой под золото. Ещё одна " изюминка " собора в том, что наверное, можно назвать особенностью стиля всех храмов, построенных в Тольятти в последние годы, - сочетание византийской и русской архитектуры, изразцовой мозаики. Керамические изразцы установлены в нишах под карнизами, закомарами храма, ими украшен дом причта, составляющий с собором единый архитектурный ансамбль. Выполнена надпись на центральном барбане - тропарь в честь Преображения Господня. В алтаре собора уже установлен мозаичный образ Спасителя в византийском стиле; другие мозаичные иконы, и в первую очередь -икона Преображения Господня над входом, украшает фасад. Своего рода произведение искусства - чугунная ограда собора, над которой потрудились специалисты металлургического производства. [1]

2.Основная часть

2.1.Цель. Задачи.

Цель проекта:

Создать серию работ в технике «белое кружево», для оформления выставочного зала, тем самым способствовать приобщению детей к духовному наследию христианства, к ценностям отечественной культуры, воспитанию патриотических чувств, чувства доброты и взаимопонимания, уважения к русским национальным традициям. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить историю возникновения и реконструкции святых мест г. Тольятти. 2.Разработать проект панно для оформления выставочного зала учреждения. 3.Изучить различные технологии изготовления кружева. 4.Создать оригинальные панно, при этом совершенствуя умения и навыки работы с крючком.

2.5.Экономическое обоснование

Не умаляя ролевого значения различных сфер человеческой жизни, следует признать главенствующее место экономики. Экономика - это вид деятельности людей, который позволяет им обеспечивать себе материальные условия для жизни на Земле. Создав экономику, человечество совершило качественный скачек в развитии. Она обеспечила людям защиту от превратностей окружающего мира. Все живые обитатели Земли получают пропитание от природы, но лишь люди научились добывать его столько, сколько им нужно. Выгода - обеспечение сбережения личных сил и времени при достижении желаемого уровня собственного благосостояния. Стремление к рациональности заставляет людей устраивать свою жизнь таким образом, чтобы высвободить как можно больше верхних ступеней пирамиды Маслоу. Словом, мы постоянно выбираем из двух или более вариантов то решение, которое нас устраивает. Себестоимость - денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, включающее затраты на потребляемые средства производства и оплату труда. На изготовление коллекции картин «Дорога к храму» потребовалось: Ткань стрейч -бархат-100 рублей. Пряжа хлопчатобумажная - 10 руб. х. 6=60 рублей Деревянная рамка - 60 руб. х 4 = 240 рублей Вата б/у Итого за 4 картины: 400 рублей.

Я не только сэкономила деньги, но и получила нестандартные, существующие в единственном экземпляре картины.

2.6. Описание внешнего вида

Вязание- прекрасное, древнее, но нестареющее рукоделие. Оно является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного мастерства всех народов. Вязание постоянно совершенствуется, поэтому ни одна работа не может быть исчерпывающе-полной и законченной. Моя работа состоит из четырех картин-церквей. Каждый сюжет по - своему индивидуален. На переднем плане расположены храмы. На каждой картине вы видите разные церкви, отличающиеся друг от друга, что придает каждой из них индивидуальность. Так же в каждом панно присутствуют элементы живой природы. Это и деревья, и облака, и тропинка уходящая в даль. Изящный, тонкий, французский узор наиболее выгодно и ярко просматривается на темно -синем фоне. Отдельные детали картины прикрепляются ручными стежками хлопчатобумажными нитками в тон кружева. Оригинальность картинам придает живая природа.[Приложение III, IV, V, VIII]

2.7. Цвет. Сочетание цветов

Цвет — одно из самых важных средств создания образа. Мир вещей - мир необычного. Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью и насыщенностью. Цветной тон - это цветность: красный, синий, желтый, и т. д. Яркость- это степень близости к белому цвету. Поэтому самыми светлыми, а значит, и яркими будут цвета ближе к белому - розовый, голубой, желтый. Насыщенность - это степень густоты цвета. Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. По-гречески «хромо» - цвет, «а» - отрицание. Поэтому все цвета солнечного спектра - хроматические. А черный, белый, серый - ахроматические. Это бесцветные, неокрашенные тона, они не имеют насыщенности и цветного тона, отличаются друг от друга только яркостью, а черный цвет не имеет и яркости. Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Например, желтый - синий, красный - зеленый, оранжевый -голубой. Если дополнительные цвета расположить рядом, они усиливают насыщенность цвета. Один и тот же цвет в окружении темных тонов кажется светлее, а в окружении светлых тонов- темнее. Гармоничное сочетание получают из оттенков расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу. Контрастное сочетание составляют из цветов, лежащих напротив друг друга. Ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой и гармонируют с любым цветом. Насыщенные цвета хорошо выглядят с черным и белым, а мало насыщенные - с разными оттенками серого.[4] Поэтому правильный подбор в сочетании цветов играет большую роль в работе над комплексом. Чистые, яркие тона радуют глаза, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и не выразительные могут угнетать, вызывать чувство подавленности. В своей работе я выбрала традиционный белый цвет.

Организация рабочего места

Перед началом любого дела, прежде всего, нужно оборудовать удобное рабочее место. Оно должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны. Очень важно правильное положение вязальщицы при работе. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 35-30 см, чтобы не развивалась близорукость, и в глаза не попадали частички шерсти. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы грудь не была сжата, корпус несколько наклонен вперед, ноги - на небольшой подставке. Кроме крючка и спиц (обычных инструментов для любого вязания) могут пригодиться и дополнительные инструменты: игла с длинным ушком (штопальная) для сшивания деталей изделия, ножницы, сантиметровая лента для снятия мерок, швейные булавки. Могут понадобиться и такие приспособления, как моталка и перематывающее устройство. Как следует из названия, моталки предназначены для разматывания мотков пряжи, а перематывающее устройство - для сматывания клубка, от которого можно вязать сразу двумя нитями: одна идет от края, другая из его середины . оба приспособления встречаются в магазинах, но операции, выполняемые с их помощью, можно осуществлять и в ручную. [2] Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно были всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти. Во время вязания клубок лучше держать в специальной коробочнице, небольшой корзине или коробке, стоящие на полу с левой стороны от работающего. По окончании работы все инструменты следует убирать в рабочую коробку, концы спиц или крючок — вкалывать в клубок и убирать вместе с неоконченной работой. Инструменты и материалы. Материалом для различных вязаных поделок могут послужить остатки от любой пряжи: шерстяной, полушерстяной, искусственной, синтетической, хлопчатобумажной, шелковой, а также пряжа от старых трикотажных вещей. Даже узлы, которые получаются при связывании нитей распускаемого трикотажного полотна, не являются недостатком при вязании таких поделок: из сильно узловатой пряжи можно сделать гриву льву, уши собаке и т. д.[9] Перед началом роспуска старого изделия необходимо распороть его по швам. Затем распускать полотно и сматывать нити в клубок. Кроме вязальной пряжи понадобятся швейные нитки различных цветов, мулине черного цвета. Основными инструментами для работы могут служить крючки диаметром 0,5 - 4 мм и длиной около 140 мм. Делают крючки из дерева, пластмассы, кости, алюминия. Плотность вязки должна быть такой, чтобы не просвечивалась набивка, и в то же время крючок легко скользил по вязке. Толщина нити должна быть в два раза тоньше крючка.[7] Помимо крючка для работы понадобятся иголки, наперсток, ножницы, карандаши.


2.9.Условные обозначения













2.10.Схема выполнения работы

2.11.1. Работа над эскизами

2.11.2. Работа над эскизами


2.11.3. Работа над эскизами




2.11.4. Работа над эскизами







3. Заключение

Работая над своим проектом, я узнала много нового и пришла к выводу, что кружевные изделия универсальны и их популярность никогда не снизится. Мне хотелось не только выполнить панно качественно, но и самое главное, чтобы они были по своему индивидуальны. Вязание развивает познавательную и творческую активность, сознательность, воспитывает чувство прекрасного, способствует формированию таких черт характера, как усидчивость и аккуратность. Овладев основными приемами вязания крючком, я научилась превращать обыкновенный клубок ниток в оригинальные картины, тем самым доказала себе и окружающим, что создание и воплощение в жизнь такого проекта, несложное задание, как кажется на первый взгляд.

Я считаю, что у меня получились интересные работы. Кроме того, они выполнены из экологически чистых материалов, что придает им особую ценность.

Очень важно отметить в заключении то, что я не только пользовалась определенными знаниями, но и приобрела новые. При работе над проектом я обошла немало библиотек, посетила тольяттинские храмы, пообщалась с церковными служителями, которые любезно предоставили свои архивные материалы. Из них я узнала много новых и интересных вещей, как о самом городе Тольятти, так и о его святынях.

Работа над проектом закончена.

Итог работы : все задачи, которые я ставила перед собой в начале выполнены, и мои картины займут достойное место в выставочном зале , приобщая детей к духовному наследию христианства, к ценностям отечественной культуры.

4. Список литературы

1. Архивные материалы храмов г.Тольятти, 2007. 2. Богданов В.В. Истории обыкновенных вещей. Педагогика – Пресс, 1990 . 3. Бобитова М.В. Вязание крючком. –Харьков, 1997. 4. Власова А.А. Вязание: от умения к мастерству. – СПБ.: Лениздат, 1992. 5. Еременко Т.И. Иголка-волшебница.: Кн. для учащихся 5-8 кл. сред. шк.-М.:Просвещение,1988. 6. Еременко Т.И. Рукоделие. – М.: Легпромбытиздат,1992. 7. Максимова М.В. Азбука вязания . М. – Ленпромбытиздат, 1990. 8. Нестерова Д.В. Рукоделие: энциклопедия./ Д.В. Нестерова. – М.: АСТ,2007. 9. Тарасенко С.Ф.Забавные поделки крючком и спицами. М. – Просвещение,1992.


Приложение I












Панно «Богороднично -Казанский храм» Приложение IV














Панно «Храм Святой Великомученицы Варвары»









Приложение V























Храм Предтече и Крестителя Господня Иоанна ПриложениеVII






Панно «Храм Предтече и Крестителя Господня Иоанна»


МОУДОД ЦРТДЮ Родник.

Конкурс В фокусе учебный проект'2007

Персональные инструменты
Инструменты