Участник:Русин Сергей Николаевич/Регалии Почётного гражданина

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Тофалария — историко-культурный регион в центральной части горной системы Восточных Саян на западе Иркутской области на территории Нижнеудинского района. Населён кочевыми таёжными оленеводами - охотниками и собирателями лекарственных трав.

Почётный гражданин Нижнеудинского района. Русин Сергей Николаевич. 1.jpg.jpg
      По традиции глава района вручил Русину Сергею Николаевичу ленту, диплом, знак и удостоверение - все регалии для его нового звания «Почётный гражданин района». Высшая степень признательности жителей присвоилось абсолютно увлеченному человеку за неоспоримые заслуги, получившие широкое общественное признание. Сергей Николаевич - это образец трудолюбия, настойчивости и самоотдачи в достижении цели, активной жизненной позиции и любви к природе, личностный ориентир для молодежи. Член Русского Географического Общества, путешественник, писатель и художник Русин Сергей Николаевич внёс большой вклад в создание положительного образа нашего района. Трудовая деятельность и яркое творчество Сергея Николаевича - служение Тофаларии и получение «Почётного гражданина» заслуженная награда. Великолепные книги - альбомы «Ленточки странствий» и «Ловец Солнца» - это просто шедевры и до сих пор являются непревзойденными!
      - Я рад столь высокой оценкой результатов работы, которые стали возможны благодаря поддержке и помощи земляков Роленкова Сергея Николаевича и Роленкова Бориса Николаевича. Я здесь родился, получил образование, работаю всю жизнь. Для меня Нижнеудинская земля - родная, она вскормила, дала талант, мудрость и стремление чувствовать себя полезным в этой жизни, - обратился Русин Сергей Николаевич к аудитории, затихшей в напряженном внимании, - Почётный гражданин - не только честь, но и огромная ответственность. Спасибо за то доверие, которое мне оказали, я постараюсь его оправдать. Мне всегда казалось, что горная система Восточных Саян находятся в центре мира. Воодушевленный идеей гармоничного взаимодействия личной истины человека и своенравной природы, я организовал экспедиции и краеведческие изыскания, открывал выставки и одерживал победы в конкурсах, учил детей и писал книги. Большое количество проектов находится в стадии реализации. Благодаря знаниям, здравому смыслу и неподдельной искренности они будут закончены на пользу района и населяющих его людей. Нижнеудинская земля культурный очаг и зона таёжного оленеводства - подлинное олицетворение Сибири и она достойна того, чтобы добрая слава её выходила за границы региона и была общечеловеческой.
      Восхищаясь страной гор, рассказал о путешествиях к сердцу Сибири – Тофаларии, удивительном и совершенно необычном мире. Экспедиции с кочевниками и собирателями лекарственных трав в труднодоступные горно-таежные районы Саян - часть проекта, созданная для написания произведений призванных заполнить пробелы о взаимном влиянии человека и природы. Погружаясь в мир многоликой Сибири, приоткрыл яркость природы и сюжеты жизни кочевников в абсолютно дикой местности, на стойбищах и угодьях в полной автономии. Горные панорамы, прозрачная вода озёр и искры белого снега на лапах кедров, девственная тайга и звенящие водопады превращают перекочёвки за оленями в чарующие приключения. Дух странствий приводит к новым встречам с животными и птицами, закаляет характер, приучая радоваться текущему моменту, не распыляя себя между прошлым и будущим. Бесконечное хождение, смысл жизни, личное счастье, фольклор, мировоззрение, опыт духовной жизни народа - темы исследования. Судьба кочевников неразрывно связана с горной тайгой - источником жизни и всех материальных благ. Мать-Тайга кормит, поит, оберегает и даёт всё необходимое, а дети тайги живут и трудятся на ней, соблюдая её законы, деля с ней радость и тяжесть. Слаб и ничтожен человек перед лицом могучей природы, если берёт с тайги лишнее, неминуемо ждёт его суровое наказание в виде неудачи на охоте. Тайга бесконечно добра, терпелива и щедра к своим детям, но хлипких и алчных не любит.
      Снежные ожерелья горных вершин меняют цвет в зависимости от положения солнца, представая в золотом, серебряном или розовом свете. Встреча восхода солнца в горах наполняет всю сущность спокойствием и безмятежностью. Дикий северный олень под охраной гор водится в изобилии. Издревле живущие в горах люди, создавали стоянки и системы расселения. На огромных территориях оленьих пастбищ разводят и приручают вьючно-верхового северного оленя, сочетая таёжное оленеводство с охотой на пушного и копытного зверя. Пробуждаясь от зимнего сна - Горы Чёрного Гуся заснеженными вершинами подпирают небеса. Здесь берут начало реки, на проталинах веют свежестью первоцветы, а жители гор кочуют по тропам на место весенних встреч. Когда распускаются почки лиственницы и весь день напролёт кукует кукушка - очищают душу дымом багульника. Угостив огонь испечённой лепёшкой, при последних замираниях закатных солнечных лучей тушат пламя кочевых костров. Погружаясь в темноту, таёжные люди ведущие борьбу за выживание смотрят на звёздное небо, отражающее зависимость между планетой, её природой и человеком. Желая защитить себя и своих близких от невзгод, создают добрые обереги. Просят небо дать хороший год. Отталкиваясь от растущего лунного краешка, звёзды, обернувшись золотой пыльцой метеоритов, падают на обереги. Вся небесная пелена созвездий кружится вокруг стойбища, а олень загадал желание, чтобы люди зажгли в оберегах зеркальное отражение солнечных лучей - защищающие от тягот и приносящие удачу. Звёздной явью оберегов олень ловит утренний рассвет по росе за туманом и очень радуется, когда на перекрёстке дня и ночи ловит в свои силки Солнце. Прикоснувшись к светилу, приподнимает на своих рогах и носит Солнце с гордо поднятой головой, чтобы оно, разводя все невзгоды, наполнило радужным светом обереги гор и неба. Дарит олень силы поиску истины, где мечты и реальность встречаются, а люди ощущают себя единой частью.
      Сделанные своими руками незатейливые обереги чистых мыслей, светлых снов и добрых пожеланий привлекают внимание к осознанию Саянских гор как общего дома, к ощущению общности и зависимости друг от друга. Встречаясь с чистой Землёй, Водой, Воздухом люди выражают единство, вспоминают разорение стихийных бедствий угрожающих благополучию людей, зверей и горам в целом. Думая о том, что могут сделать для решения сокрушительных проблем, оставив равнодушие, создали личные обереги: охраны детских душ и хранители семей. Вместе сотворили общий оберег по улучшению окружающего мира и сохранению разнообразия растений и зверей. Обереги переходят от матери к дочери, от отца к сыну, а семейные - из поколения в поколение. Во время кочевания обереги возят охотницей сумке на специальном посвящённом олене. В дикой тайге обереги любви и верности наблюдают и охраняют тропинки и жилища животных: норы, гнёзда и логовища. Домик-оберег для совёнка сделал человек, а дружить с ним может любой оленёнок.
      В Восточных Саянах сохранились нетронутые места, содержащие подлинные сведения о жизни и процессах человека, Земли и Вселенной. Сила и власть природы здесь повсюду и у Чатыг-Хемского ледника и у пика Поднебесный. Ледник Кусургашева один из крупнейших участков оледенения в Саянах и находится у истоков рек Орзагайских гольцов. Агульское и Медвежье озёра ледникового происхождения. Речная сеть бассейна Енисея с крупными реками - Уда, Ия, Агул, Бирюса и Казыр. На хребтах Удинский, Гутарский, Ергак-Тарган-Тайга, Бирюсинский и Джуглымский сохраняется естественное равновесие, не нарушенное новыми возможностями человечества. Необходимость выживания на лоне природы выработало у таёжников восприятие самих себя как часть самой природы. Край таёжный - родной дом, в котором созданы необходимые условия, способствующие существованию и жизнедеятельности таёжных людей, открывающие возможности и пространство для их реализации. Не каждый регион наделён потенциалом и расположен в таких особенных условиях. Географическое положение определило характер, традиции, обычаи, сознание таёжных людей. Озёра и реки, каньоны и водопады, горная тундра и тайга, удалённость от мировых столиц и отсутствие дорог влияют на тип хозяйства людей, их быт и внутренний мир. От природных богатств зависит образ жизни и поэтому кочевое таёжное оленеводство и охота неповторимо. Таёжники уважают Духов-хозяев: тайги, горы, воды, неба, наскальные полотна, где предки запечатлели на камнях души промысловых животных и хранилища не рожденных оленят. Развивая характер, моральные нормы, правила поведения и охотничьи обычаи, дикая природа воздействует на род занятий и разделение труда. В суровом климате мужчины добывают охотничье и оленеводческое счастье, оставив женщинам обучение детей, приготовление пищи и изготовление одежды с солнечными оберегами жизни. Связав кочевую жизнь с оленями в качестве средства передвижения в любое время года, селятся на сезонных стойбищах в кочевых чумах. Год делят на несколько периодов, подчинённых воспроизводству оленя, питанию, защите от хищников и сохранению поголовья. Для охранных оберегов используют клыки и когти зверей-защитников с вихрем в крови: ястреба, волка и медведя. Тайга укрылась снежным одеялом, с оленями охотятся на пушного зверя. Олень сам добывает еду, разгребая снег или разбивая копытами плотный ледяной покров. Весной трудятся круглосуточно с новорожденными оленятами. Малыши не боятся холода, через день бегают за матерью. Летом уходят в высокогорье от злейшего врага оленей - овода. На ягельных пастбищах устраивают дымокуры, возле которых собирается стадо. Страх перед оводом пересиливает даже голод. Прохлада и ветер оберегает оленей на снежных вершинах гор всё лето. Кроткие и безобидные животные в период брачных игр из уступчивых и добродушных самцов превращаются в опасных зверей. Во избежание травм у оленей в это время обрезают рога. Таёжники знают исцеляющие ручьи и озёра, ягельные перевалы и пастбища, кочевые тропинки и солонцы в постоянных передвижениях за оленями, сохраняют уникальные обычаи, превращая природные объекты в элементы культуры. Самый крупный из подвидов северного оленя, возит на своей спине охотников, лечит болезни, забирает тяжелые мысли и душевные переживания. Олень в белоснежных метелях друг и морозах помощник, центр мироздания. Его считают творцом земли, он движет небесное светило по небесной тропе и ведает ходом времени. Момент, миг, минута, пора, период, времена и эпоха, считает олень дни от дня сотворения. Солнце и фазы Луны служат для знамений и определения четырёх особых отметок земного годового обращения вокруг Солнца - зимнее и летнее Солнцестояние, весеннее и осеннее Равноденствие. Со сменой времен года совершает олень сезонные перемещения, своеобразно отражаемые в днях встреч. Их связь с кочеванием, создаёт природный календарь, который определяет распорядок жизни на оленьей тропе.
      Смелые и сильные люди кочуют и охотятся в одиночку среди бескрайней горной тайги, а природа контролирует и определяет их стороны обитаемости. Для того чтобы жить, таёжники кушают, пьют, имеют жилище, одежду, лечатся и создают новые обереги: очистительные, подорожные, неразлучные и зольные. Все необходимые материалы для существования люди находят в природе. Используя возобновляемые дары люди, не покоряют тайгу - кормильцу. Сибирская земля позволяет не только выживать, но и наслаждаться жизнью во всей её красе и многообразии. Приспосабливая тайгу к своим потребностям, люди преобразовывают её - создают притворную среду обитания, нанося горам непоправимый урон. Загрязнение тайги, ухудшение качества воздуха, уничтожение зверей и растений, приближает увядание гордости сибиряков - величавой природы. Жизнь на взятый у природы заём, вернуть который тщетно, оказалась перед новым витком развития, когда разумные усилия обязаны служить сохранению первоосновы. Любой разумный вклад приносит пользу. Закладка маточника для будущего питомника хвойных растений, кормушка для птиц и диких животных сделанная своими руками, очистка завалов на тропинке к стойбищу делают жизнь прекрасней.
      Наставница природа дает таёжным людям очень ценные уроки выживания, борьбы со стихией, но она является и источником вдохновения. Таёжники слушают пение птиц и журчание ручья, любуются восходом и заходом солнца, слезами дождя и красотой цветка багульника. Влюблённые в суровую природу, восхищаются первозданной чистотой и считают, что нетронутые кедровники и человек неотделимы. Тайга отдаёт зверя, орех, ягоды, грибы и полезные травы. Медвежьим жиром лечат ожоги и обморожения, кедровой живицей – раны, чагой – бессонницу и надевают серёжки на медведя. Душа-судьба и душа - мысль по сердцу, по разуму, по мечте развивает образы и привычки. Они не эгоистичные потребители, приученные лишь брать, ничего не отдавая взамен, дети тайги совершенствуют свой внутренний мир, сохраняя, оберегая и пытаясь восстановить утраченные потенциалы тайги. Сохраняя охотничьи и пищевые установления, не поедают голову медведя, не перешагивают через посуду, нож и тропу охотника, а создают запреты-обереги для предупреждения неприятностей. Скромность - оберег доброты и порядочности. Живость - тайга может существовать без человека, без неё человеку не дышать и не жить. Любовь - лучший оберег для тайги, которой они дорожат. Согласие человека и тайги оказывается обязательным условием продолжения жизни на Земле. Прилежность - охранительные действия и меры. Мудрость - оберег от глупых и недобрых поступков. Забота - оберег от чёрствости и безразличия. Умеренность - оберег бережливости и разумная мера жизни. Честность - оберег счастья, которое всегда будет. Уважение, Преданность повсюду с ними следуют и жизненный путь освещают.
      Не равнодушные к процветанию отчих гор и рек, к будущему детей, в воспитании их любви к Родине, таёжные люди дарят гостям лучшие обереги. Ответственные обереги за сохранение первозданности Восточных Саян, без которой жизнь в горах находится под большим вопросом, преподнесли и мне. Добрая воля и сила духа способны исправить всякое неверное направление и обереги слезами, воспоминанием и сном напоминают об этом. Используем эту возможность, чтобы сохранить перспективу жизни сердце и душу Сибири - Тофаларию. Горы Чёрного Гуся - это наш всеобщий оберег.
Тофалария. День оленевода. 1.JPG.jpg

Тофалария. Русин Сергей Николаевич 33.jpg.jpg

Тофалария. Обереги.JPG.jpg

Суглан оберегов. 1.jpg.jpg

Тофалария. Дургомжинские Гольцы. 3.jpg.jpg

Тофалария. Ленты-Тайга 63.jpg.jpg

Тофалария. Шаман-Тайга 15.jpg.jpg

Содержание

III Фестиваль Русского географического общества

Русин Сергей Николаевич. Гость тундры.jpg.jpg

Тофалария. Русин Сергей Николаевич 45.jpg.jpg

Тофалария. Северный оленёнок. 96.jpg.jpg

Книга "Ленточки странствий"

"Лунный круг"

В зерцале душ вселенной бездонный полог тёмно-синий,
Аквамарина свет уже давно погасших в чароите звезд,
Топазами мелькают надежды янтарными мгновениями,
Припорошенный алмазною пыльцой, кочует лунный круг,
В густо-серой вязкой туманности борозд сапфировых комет,
Среди циркониевых хребтов к созвездиям далеким хризолита.

      Читать книгу "Ленточки странствий"
Тофалария. Книга. Ленточки странствий. Русин Сергей Николаевич.1.jpeg.jpg

Багульник. Нижнеудинск. Саяны.11.jpg.jpg

Книга "Ловец Солнца"

Книга Ловец Солнца. Русин Сергей Николаевич .jpg.jpg

В добрый путь

Тофалария. Прирученный олененок. 3.jpg.jpg

Багульник. Нижнеудинск. Саяны.26.jpg.jpg
      Спасибо вам за прогулку. Русин Сергей Николаевич

Восточные Саяны, горная система с непроходимой тайгой, ледниками, озёрами, снежными вершинами и бурными реками. Солнечное путешествие Русина Сергея Николаевича по горам, которым он готов признаваться в любви вечно. Восточные Саяны прекрасны и многолики и путешествия по ним напоминают поход в увлекательный музей, в котором нет числа радостным чувствам.
Персональные инструменты
Инструменты