Участник:Дарья Скворцова
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Деревня Стешиха по данным первой всеобщей переписи 1907 года и спискам, собранным губернским комитетом в 1907 году через волостные правления и полицию: входила в состав Костромской губернии Ветлужского уезда Новоуспенской волости, верст до уездного города - 25. Деревня насчитывала 75 дворов, 426 человек. В Новоуспенской волости это была самая большая деревня (деревня Золотое насчитывала 74 двора). Наличное население по переписи 1897 года: 350 душ, основное занятие – сельскохозяйственные работы, извоз. Стояла деревня на речках Пахнутиха и Черкуша, на Казанском тракте. Основал становище разбойник Стешка на высоком бугре, недалеко от тракта Кологрив – Казань.
Сейчас на месте деревни заросшие бурьяном поля, брошенные дома. А ведь когда-то и в них кипела жизнь.
Зарастают поля, зарастают… Кое-где уже чаща берёз. Деревеньки российские тают Со слезами, а где и без слёз… В 30-е годы XX века в деревне насчитывалось 140 хозяйств. Колхоз имени Крупской образовался в 1930 году. Трудно приходилось крестьянину менять привычки единоличной жизни. Работали в основном на колхозных полях. В то время в деревне был свой льнозавод, где мяли лён в две смены. С образованием колхоза в деревне открыли начальную школу. В школе было 3 класса. Днём в ней учились дети, а вечером взрослые. Школа просуществовала недолго, потом все стали ходить в школу в Новоуспенье. В 1957 году деревня причислялась к Уренскому району. В 50-х годах несколько колхозов, расположенных рядом, объединились в один, и назывался он «Трактор». А 27 января 1959 года все хояйства Новоуспенского сельсовета объединились в один колхоз имени Крупской. Кроме Стёшихи в состав колхоза входили деревни Дьячиха, Токариха, Осиновка и село Новоуспенское (центральная усадьба). Стёшиху и Новоуспенское соединяла просёлочная дорога длиной 2 км.
Колхоз им. Крупской был в то время небогатым хозяйством, но в деревне была своя молочно-товарная ферма. На эту ферму и пришла в 1958 году работать прабабушка Зина. Работа была очень тяжёлой, но все доярки были молодые, старались работать от души. На ферме было 60 голов крупного рогатого скота, у каждой доярки по 10 коров. О доильных аппаратах в то время ещё и не слышали, доили коров вручную. Да и все работы приходилось выполнять руками. А работы было немало! Навоз вывозили на специальной тачке, прикрепленной к рельсам посреди двора, нагружали совковой лопатой и везли тачку на улицу. Случалось, что женские руки не удерживали тачку, и она с грохотом катилась до конца и срывалась с рельсов. Потом приходилось всем коллективом её поднимать и ставить на рельсы. Молоко вёдрами носили в подсобку за 100 метров и там сливали во фляги, фляги ставили в чан с водой. А чтобы молоко не прокисло, воду охлаждали огромными кусками льда. Этот лёд заготовляли зимой в трескучие морозы, свозили в огромную кучу и заваливали опилком. Летом коров подкармливали специальной смесью из овса и вики. Эту смесь доярка сама косила на дальнем поле, запрягала в телегу коня, грузила тяжёлую траву на воз и везла своим коровкам. Но всего трудней было, когда из Ветлуги со спиртзавода привозили «барду». Это отходы картофельно-зерновых культур спиртового производства в виде гущи. Привозили её всегда ночью, часа в 3-4. Бригадир будил доярок, вёдрами они разгружали огромную бочку и разливали бурёнкам, каждой по два ведра. На ферме были установлены автопоилки для каждой коровы, но зимой они постоянно замерзали и доярки носили горячую воду за 50 метров из кипятилки (помещение для нагрева воды) тоже вёдрами. Воду нагревала большая печь, которую должна была топить дежурная. Дрова все сырые, горят плохо, только шипят, носить далеко, а на улице трескучий мороз! Сколько же сил нужно было приложить дежурной доярке, чтобы к приходу подруг было всё готово! Кроме молочнотоварной фермы, в Стёшихе была своя конюшня. На конюшне содержалось около 20 лошадей. Большинство работы в деревне выполняли на лошадях, так как техники в колхозе было ещё мало. На лошадях пахали личные приусадебные участки, возили молоко в Новоуспение, пахали и колхозные участки под картошку, возили зимой сено на ферму, а летом подкормку..За лошадьми ухаживал конюх. У каждой лошади была кличка, звали их ласково: Серко, Майка, Воронуха, Победа, Воронко. Конюх их мыл, чистил специальными щётками, обрезал копыта, а зимой вместе с кузнецом ставил на них подковы. Лошади были любимцами всей деревенской ребятни. Вместе с конюхом мальчишки, а иногда и девчонки купали лошадей и катались на них верхом.
В 50-е годы все поля вокруг Стёшихи засевались разными культурами. Колхозники сеяли рожь, овёс, ячмень, небольшое поле пшеницы. В весеннюю посевную колхоз выделял два трактора для Стёшинской бригады. Трактора работали день и ночь, чтобы быстрее управиться с севом. А вот убирать урожай приходил только один комбайн, поэтому колхозники жали рожь и серпами (ручное орудие – изогнутый полукругом мелкозазубренный нож для срезывания злаков с корня), чтобы успеть убрать, пока не осыпалось зерно. В 50-е годы в Стёшихе для хранения зерна были построены три склада. Зерно в основном шло на корм скоту и на семена. Часто в поле ставили молотилку. В неё женщины кидали снопы для обмолота зерна. Однажды, это случилось сразу после войны, родная тётка моего прадедушки оступилась рядом с молотилкой, ногу у неё завертело в барабан и истрепало. Ногу потом у неё отняли до колена. Так она и прожила всю жизнь инвалидом.
Работали в те годы за «палочки». Бригадиром был Половинкин Иван Васильевич. Он отмечал рабочий день колхозника палочкой в табеле, а потом по количеству трудодней с колхозниками расплачивались в основном овсом и пшеницей. Иногда давали сена, чтобы прокормить свою корову. У каждой семьи в Стёшихе был полный двор скотины: корова, свинья, куры. Много держали овец, на некоторых подворьях их было по 15 штук. За каждую овцу хозяин должен был отпасти стадо овец и коз один день, да за двух ягнят – день. Так что некоторые семьи пасли стадо по целой неделе. Пасти заставляли всегда ребятишек. Бригада в Стёшихе была большая и дружная. Работали весело, с азартом. Особенно любили колхозники сенокос и уборку зерновых. На сенокос выходило человек по 30. Вставали в ряд. Ряды были такие, что задние не видели тех, кто впереди. А сколько стогов ставили вручную, и не сосчитать! Всем хватало сена на зиму – и коровам, и лошадям, и колхозникам на трудодни.
.
Работа в колхозе была тяжёлой, но народ в основном был молодой, поэтому и отдыхать любили. В Стёшихе был свой престольный праздник – Ильин День. Праздновали его 2 июля. В каждом доме пекли пироги, готовили разные угощенья. Днём молодежь собиралась в середине деревни на «пятачке». Плясали под гармошку, пели песни, играли. Ни один праздник в деревне не обходился без драки. Пришедшие из других деревень на праздник парни дрались с местными. Случалось, выламывали колья из «тына» (забора), дрались кольями. Бывало и зубы вышибут, и руки, ноги переломают. На другой день с утра пили мировую и разъезжались по домам. Дети очень любили праздник – середина великого поста. В среду, посреди поста пекли хозяйки крестики, а ребята ходили по домам, пели «Середина у овина, а вторая у двора, подавайте крест скорее, нам домой идти пора». Хозяйки щедро одаряли ребятню крестиками. Прибегали они домой, вываливали всё на стол, хвастались, у кого больше. Особенно много было радости, если в крестике попадалась денежка – копейка. Это к удаче!
В 70-е годы постепенно стали люди уезжать из Стёшихи. Бабушка Зина уехали в село Новоуспенье в 1975 году. Осталось в деревне работающих всего пять семей. А лет через пять остались одни старики, бригады не стало, на ферму сначала ходили новоуспенские доярки, а потом её и вовсе нарушили, как ненужную. В 90-е годы в деревне жила одна только старушка, которая умерла в 2010 году в возрасте 90 лет. Вместе с ней «умерла» и деревня.
Записано со слов Гусевой Зинаиды Ивановны и материалам Новоуспенской сельской библиотеки.