Удомля, город (Тверская область)/Энциклопедия исчезнувших сёл и деревень.
Команда Лидер Удомельской школы № 1 им. А.С. Попова г. Удомля Тверской области
Содержание |
Деревня Вакарино - вечерняя звезда
Деревня Вакарино находилась на юго-восточном берегу озера Удомля. По преданиям, первоначально деревня находилась довольно далеко от озера, а на этом месте был лес. Однако стремление людей выбраться к воде ничем нельзя было остановить - и лес был вырублен, а деревня переехала на самый берег озера. Но отдельные большие сосны и ели были оставлены на огородах.
На карте 1850-1865 гг. еще нет железной дороги, нет города Удомля, а Вакарино обозначено на своем месте. В списке населенных мест Тверской губернии от 1859 года деревня Вакарино относится к Вышневолоцкому уезду. В то время в ней насчитывалось 29 дворов, где проживало 108 мужчин и 116 женщин.
Жители деревни, как и все, выращивали хлеб, ухаживали за скотом, заготавливали сено, еще на озере ловили рыбу. Жизнь была трудная. В ХХ веке работали в совхозе «за палочки», как говорила моя бабушка, . Это значит – за трудодни, накопив которые можно было потом получить на руки зерно, отрез ткани или какой-нибудь другой продукт. Денег не получали. Чтобы их раздобыть, продавали овощи со своего огорода на рынке в Удомле.
В годы войны жители деревни прятались от бомбежек в ямах, выкопанных за деревней. Рассказывали, что однажды в озеро упал сбитый немецкий самолет. Ничего неизвестно о его судьбе – достали его или он до сих пор лежит на дне…
После войны деревня разрослась. За деревней работала машинно-тракторная станция. Однако электричества в Вакарино не было даже и в 60-х гг.
В 70-е годы в Вакарино оставалось домов 25 – все стремились в город. В деревне была почта с индексом 171854. Магазин был в соседнем Ряду, куда ходили пешком или плавали на лодке.
До 1973 г. ездили на лошадке за хлебом для всей деревни в Удомлю. До Удомли 7 км, дорога вдоль озера, лошадка бежит неспешно, кругом поля, луга. В Удомле загружали в короб буханки ржаного хлеба (почему-то только черного) и ехали обратно. В деревне уже ждали. Все собирались с сетками и зажатыми в кулаках денежками для того, чтобы купить хлеба.
В 80-е годы началось строительство атомной электростанции. На карте 1982 г. видно, как стройка подбиралась к деревне. К запуску АЭС все деревни в радиусе 3 км расселили и снесли. Вот последней карте уже Вакарино нет. Нет совсем, даже место все перекопано и застроено.
А откуда же взялось такое название - Вакарино? По-литовски vakarine – вечерний. Одно из названий планеты Венеры у литовцев – вечерняя звезда Вакарине. У Нестора Кукольника в романе «Альф и Альдона»: «Заснуло солнце. Вакарина, звезда вечерняя, заперла врата запада и тихо шла на свидание к тайному любовнику».
Деревня Сатина Горка
Эта деревня находилась в Рядском сельском совете Удомельского района справа от дороги Удомля - Троица и попала в трехкилометровую санитарную зону Калининской АЭС. Жители были переселены в деревню Ряд.
В новгородские времена в этой местности были боярские вотчины, возможно с тех времен и сохранилось название этой деревни по имени владельца. Одна из вотчин называлась именем Ивашки Сотонина. Так сохранилось имя одного из первых новгородцев пришедших на эти земли.
Кроме того, в карьере Сатина Горка добывали пески для нужд строительства АЭС. Именно в этих светлых микулинских песках на глубине в 6 метров был в 1997 году найден бивень мамонта, его возраст определяется в 80-120 тыс. лет. Длина бивня 71 см, диаметр широкой части 11,5 см, узкой - 9,0 см. Бивень плохо сохранился, похоже это первая находка останков мамонта в Удомельском районе.
Деревни Деревяжиха и Рябиха
Деревяжиха — название урочища в лесу, что неподалеку от недавно прекратившей своё существование деревни Рябиха Брусовского с/о. Когда-то в этом урочище была одноимённая деревенька в два двора, получившая своё название, по уточнению краеведа Н.А. Архангельского, от имени-прозвища мужика, который её основал — Деревяга. Она упоминается в «Книге Бежецкой пятины» XVI века. Потом деревенька заглохла и исчезла. По местным преданиям, в Смутное время здесь было большое сражение. После битвы тела погибших, не считаясь с их нацинальностью, были похоронены в одном месте, а в качестве надгробных камней были поставлены небольшие прямоугольные плитки одинакового размера. Исчезли они в конце XX века.
До 30-х гг. XX века в урочище стояли три часовни, четвёртая — в Рябихе. Одна из часовен была выкрашена в голубой цвет. Самая маленькая по размерам часовня была срублена слепым человеком, который объявился в здешних местах сразу после революции 1917 года. Никто его толком не видел, т.к. от людей он таился. Слышали лишь стук топора, когда он рубил часовню. Часовня была уже почти готова, когда он умер. В ней не было ни окон, ни дверей, а вместо входа был прорублен лаз в метр высотой. Достраивать и переделывать часовню никто не стал. Так и влезали в неё — на коленях или согнувшись. Позже часовни разобрали, а брёвна пошли на хозяйственные нужды. Из части брёвен срубили скотный двор, но скотина там не прижилась, дохла.
Говорят, что в часовнях были иконы поразительной красоты. Их приписывают кисти А.Г. Венецианова и его учеников. На одной из икон изображались ад и рай: у одной чаши весов стоял ангел, у другой — чёрт. В котёл с горящей смолой черти бросали грешника. Одной из главных достопримечательностей этого места и по сей день остаётся камень-следовик. Это валун большого размера, на нём — две пары углублений небольшого размера, похожих на следы человеческих ног, причём одна пара — явно отпечаток детских ступней. По преданию, это следы Николая Чудотворца. Возле следовика — родник, над которым сооружён деревянный настил с дверцей. Считается, что умывшись водой со следа, можно исцелиться от многих болезней». (Из книги «Удомельские легенды и предания» (сост. А. Намзин), Удомля, 2011. С. 23)
Вернёмся к преданию. Произошло великое событие - явление Святителя Николая Чудотворца в месте неподалёку от деревни Деревяжиха Удомельского района. В те далекие времена, приблизительно в 16-ом веке, на этом месте находился небольшой монастырь, где жили и молились монахи схимники. По их праведной жизни и молитвам, они удостоились явления Святителя Николая на огромном камне в лесу, и память об этом событии запечатлелась на века, на том огромном валуне остались следы стоп великого Святого Угодника Божия.
Спустя века это место опустело, монастырь разорили во время литовского нашествия, но дорогу к этой святыни не забыли, и по сей день, множество людей приходят приложиться к ней и помолиться Святителю Николаю. На месте запечатлённых стоп Святого Угодника Божия никогда не пересыхает святая вода, которая стекает в расположенный рядом с камнем чудотворный источник. Многие люди, помолившись Николаю Чудотворцу, обливаются этой водой и по молитвам Святителя перед Господом нашим Иисусом Христом, исцеляются от различных недугов.
Деревня Юрино
На территории Котлованского сельского округа существовала деревня Юрино, исчезнувшая в 60-х годах ХХ века. Дорогу, ведущую к ней, уже навсегда поглотил лес.
В деревне когда-то стояла церковь, а недалеко от неё – родник, заключённый в колодезный сруб. По поверью, во время нашествия «литвы» (Смутное время, XVII век. А.Н.) в этом колодце была утоплена бочка с золотом. На сруб сверху был положен камень-следовик, на нём и по сей день видны следы животных и людей. Говорят, человеческие следы на нём – это следы грешников, которых ставили босыми ступнями на раскалённый камень. Местные жители не раз пытались сдвинуть камень со сруба, и даже при помощи гусеничного трактора, но никому это так и не удалось». (Из книги «Удомельские легенды и предания» (сост. А. Намзин), Удомля, 2011. С. 24)
Имение Бережок
Развалины имения Бережок. Находятся на берегу озера Песьво. Эти развалины имения Храповицкого. Во времена Петра I жил дворянин Иван Леонтьевич Храповицкий. Он имел семь сыновей: Михаила, Григория, Андрея, Дмитрия, Ивана, Петра, Василия. Известен документ - "Геометрический специальный план Вышневолоцкого уезда Удомельского стану сельца Бережок и деревни Иванково, которые состоят во владении господина генерал-поручика Василия Ивановича Храповицкого, учиненный в 1779 году июля 3 дня"
Сын Василия Ивановича Храповицкого Михаил Васильевич связан с Удомлей своими делами. Он был человеком своего времени - владелец огромных земель, добрый даритель, строгий барин и радетель крестьянский. В его завещании перечислены деревни Саминец, Дюкино, Лайково, Мерлугино, Паношино, Саниково, Загорье, поля, луга, само озеро Песьво с островами, если нанести все это на современную карту, то это займет территорию города Удомли и почти все земли вокруг озера Песьво. На кладбище в Троице лежит его надгробная плита, на которой главную же оценку ему дали его крестьяне, освобожденные им в 1819 году от крепостной зависимости: "Благодеяния сего великого мужа да не изгладятся в их душах благодарных в бесконечные веки"
После смерти Михаила Васильевича сменилось много владельцев имения. В 30-е годы в нем был Дом отдыха. Во время Великой Отечественной войны размещались палаты военного госпиталя. В конце войны размещался детский дом для детей, покалеченных войной. Об этом времени очень интересны воспоминания тогдашней жительницы Удомли Мицкевич (Серовой) Нины Михайловны.
Они опубликованы на сайте "Я помню"
В 50-е годы в доме случился пожар, внутри все выгорело, осталась только кирпичная коробка со страшными глазницами оконных проемов.
Умирает старый парк и зарастает пруд. Неужели так закончится история этого прекрасного места? Только плита на кладбище в Троице и маленькая деревня Лайково-Храповицкое напоминает нам сейчас об этом некогда прекрасном месте и интересном человеке.
Усадьба Лубенькино на озере Удомля
Некогда на берегу озера Удомля стояло красивое белое здание с греческими колоннами - это была усадьба Сергея Павловича Рябушинского (1872 – 1936) - скульптора, промышленника, предпринимателя, коллекционера, деятеля культуры.
Усадьба Рябушинского так красиво и загадочно смотрелась среди деревьев, что казалась просто сказочной. Да и место чудесное: вид на озеро, на остров, утопающий в зелени… сейчас только аллеи напоминали о прежних временах.
Усадьбу "Лубенькино" на берегу озера Удомля С.П. Рябушинский купил у удомельских купцов Аксаковых примерно в 1910 г. Усадебный ансамбль был возведен по проекту архитектора И.В. Жолтовского в стиле русского неоклассицизма.
Рябушинский, пребывая в Лубенькино, активно общался с удомельской группой художников, покупал их картины. В Тверской картинной галерее находятся картины из усадьбы Лубенькино и из дома Рябушинского в Вышнем Волочке.
После 1917 года в усадьбе "Лубенькино" была организована бедняцкая коммуна, которая скоро разорилась. Потом был дом инвалидов, еще позже - интернат для душевнобольных. В 1992 году брошенный дом сгорел…
Усадьба Гарусово. Дом Аракчеевых.
Поместьем в деревне Гарусово Аракчеевы владели с 1607 до 1917 года. Частыми гостями в доме Аракчеевых были художники: И.И. Левитан, В.К.Бялыницкий-Бируля, Н.П. Богданов-Бельский,А.С. Степанов, А.В. Моравов. Из воспоминаний Е.А. Бируля: “В гарусовском доме, где поселились художники, имелось восемь комнат: шесть внизу и две наверху, в мезонине. Моравов поселился в мезонине, Богданов-Бельский в первой комнате при входе в дом, остальные занимал Бялыницкий-Бируля с семьей. В Гарусово художники жили по зимам, обычно приезжали к рождественским праздникам, устраивали елку, на которую приходили крестьянские дети и взрослые”.
Очень интересные воспоминания о Гарусово оставил сын художника А.В. Моравова, А.А. Моравов. Полностью ознакомиться с ними можно здесь Удомельская старина «Гарусовский дом был уютный и теплый. С одной стороны к нему примыкал старый запущенный парк с огромными липами и елями, посаженными еще крепостными Аракчеевых, с другой, засаженный молодыми березами двор, переходящий в заросшие ольхою бескрайние холмистые пустоши, поля, низинные, сырые луга».
Вскоре после революции 1917 г. А.В. Моравов берет в аренду большую часть гарусовского дома и участок земли и переселяется с семьей в Гарусово. Семья занималась обычным крестьянским трудом, а сам художник, как один из немногих грамотных людей в округе, принимал активное участие в становлении новой жизни в деревне.
С тех пор произошло много событий на берегах Удомли...дом разрушен...Усадьба простояла век, пережила Великую Отечественную войну, но не пережила послеперестроечного времени - была разграблена и уничтожена полностью и окончательно.
Усадьба Турчаниновых “Горка”
Описание усадьбы Турчаниновых содержится в делах Тверского губернского статистического комитета: «Имение «Горка» на южном полуострове озера Островно. Место прекрасное. С юга за усадьбой сосновый бор, прямо вид на озеро его острова, на восточный его берег с погостом и усадьбою «Островно», на западный крутой, поросший березовым лесом. С востока и запада от дома идут березовые рощи, расчищенные, с проведенными дорожками, между озером и домом прямо от террасы-балкона идет... садик. Цветник прекрасный и удачно разбит перед балконом... Как дача имение «Горка» - прекрасно. Сухая, песчаная земля, здоровый сосновый воздух и прекрасный бор, сад и чудесный привольный вид на озеро с его зелеными маленькими островками, с белой церковью и высоким старым барским домом сельца «Островно». (Цит. по «Писатели в Тверской губернии»).
Свое название имение Горка получило от места расположения. Оно находилось на южной стороне озера Островно на небольшой возвышенности, в двух верстах от усадьбы Ушаковых, и принадлежало Турчаниновым, владевшим этой землей с начала 1870-х гг. У отца семейства - Ивана Николаевича Турчанинова (1840-1910) - сенатора, помощника градоначальника Санкт-Петербурга - и его жены Анны Николаевны (1856-1930) было трое дочерей: Варвара (ок. 1875-1925), Софья (1877-1926) и Анна (1880-1962).
Имение Горка было выставлено на торги 31 марта 1914 г. и приобретена купцом 2-ой гильдии Аггем Аггеевичем Марковым. 19 июня 1923 года Горка сгорела. Как вспоминала жительница ближайшей к имению деревни Доронино Мария Петровна Чеснокова: «Дома-то подожгли в революцию, тогда много в округе пожгли, да порастащили по пьяному делу да по зависти». Место, где стоял дом, теперь заросло тополями.
Имение Ивановское
Ещё не до конца заросшие аллеи, полуразрушенный, но всё ещё величественный замок – это то, что осталось на берегах двух озёр – Сестрино и Волчино – от бывшей помещичьей усадьбы Ивановское, которая и стала впоследствии популярными «Голубыми озёрами».
Основал его (и «назвал в честь себя») в 1797 году генерал-майор Иван Терентьевич Сназин.
В конце XVIII века село Ивановское-Овсеево было пожаловано Павлом I генерал-майору И. Т. Сназину. Тогда же начали возводиться усадебные постройки. Строительство основных и подсобных помещений продолжалось вплоть до начала XX века. Иван Терентьевич построил барский дом и храм – уменьшенную копию Исаакиевского собора (Барский дом и храм, к сожалению, не сохранились до наших дней). А унаследовала имение Софья Павловна Сназина, которая через объявление в газете наняла для управления хозяйством Владимира Федоровича фон Гаслера – немца по национальности и русского по духу. Он очень активно включился в обустройство имения Ивановское. Владимир Фёдорович разбил парковый ансамбль с прудами и мосточками, в парке начал собирать самые экзотические для наших мест растения: виноград, грецкий орех, которые поставлялись в знаменитый московский Елисеевский магазин.
Очень скоро Софья Павловна и молодой красивый немец поженились. Совместно они занялись обустройством жизни не только для себя, но и для местного люда. Была построена земская школа для крестьянских детей, в которую ходили ребятишки из всех окрестных деревень. Крестьяне тоже без работы не сидели: пахотные земли, пастбища, сенокосные угодья, три фруктовых сада, цех по переработке леса, 50 лошадей, кузница, 100 симментальных коров – всё это требовало умелых рабочих рук.
Изюминкой имения стал построенный в 1914 году дворец или, как его ещё называют из-за элементов готического стиля, замок. В огромной столовой отмечали новый 1915 год. Остались воспоминания, что в центре была установлена огромная ёлка до самого потолка, украсить которую можно было лишь встав на лестницу, ведущую на второй этаж. Это, наверное, было самое сильное праздничное впечатление для ивановских детишек, которые были приглашены в эту ночь в дом, каждый получил по кульку со сладостями.
1937 году на территории усадьбы началось строительство советской здравница, которая сегодня известна всем как дом отдыха "Голубые озёра".
- Иван Терентьевич Сназин построил в имении храм – уменьшенную копию Исаакиевского собора. Храм и колокольня не сохранились до наших дней.
Материал взят c краеведческого форума сайта Putnik.ru Алексея Крючкова. Команда "Лидер" благодарит Татьяну за предоставленный краеведческий материал.