Троицкий, собор и Спасо-Преображенская, церковь города Советского Вятского края
Троицкий собор и Спасо-Преображенская церковь (сл. Кукарка).Тот собор, который мы знаем по фотографиям и которым так гордились кукарские жители, был построен в 1829 году. Название Троицкий он наследует от других церквей и храма, которые в Кукарке существовали до него. Впервые в литературных источниках упоминается «древян храм живоначальной Троицы» в книге Константина Шушерина в 1620 году. А собор упоминается впервые в 1678 году. В 1750 году в Кукарке случился большой пожар, в котором сгорели собор, крепость и деревянные Спасо-Преображенская и Успенская церкви. Но церкви сразу же восстанавливаются. Строится каменная Спасо-Преображенская церковь в 1752 году, каменный Троицкий собор в 1761 году (по другим источникам в 1750 году) и деревянная Успенская церковь. Спасо-Преображенская церковь и собор соседствовали друг с другом. Обе колокольни были отдельно стоящими от храмов. В этом виде собор простоял до 1818 года, когда кукарские жители решили его сломать, так как он был мал и некрасив, а на его месте построить новый. В это время было принято решение Спасо-Преображенскую церковь приписать к Троицкому собору, и с того времени она стала называться теплым храмом Троицкого собора. Из прибавления № 8, № 9 к «Вятским губернским ведомостям» за 1838 год: «В Кукарке четыре каменные церкви, в том числе особенно замечателен богатый собор, построенный по плану, составленному в Кабинете Его Императорского Величества архитектором Статским Советником Руско, усердием прихожан и всех удельных крестьян Яранского уезда. Замечательно, что постройка этого огромного здания, которое в длину и ширину имеет по 18 сажен, а в вышину с крестом 26 сажен (сажень - 2 метра 13 сантиметров), произведена с соблюдением всех правил архитектуры без Архитектора. Комиссия, возглавляемая непосредственно Главным Управляющим Вятскою Удельною Конторою, строила его самым экономическим образом. Все материалы заготовлялись на месте, заблаговременно, с соблюдением всех выгод. Кирпич, которого израсходовано более трех миллионов, с доставкой на место не дороже 14 рублей за тысячу. Наружная сторона собора выложена опочным камнем, которым изобилует Кукарка... Построение храма стоило более 200 тысяч рублей. Храм украшен тремя иконостасами с отличной резьбою и позолотою, с образами хороших мастеров. Теплый храм по величине и расположению заслуживает не меньшей похвалы. Если он уступает холодному в красоте и блеске снаружи, зато далеко превосходит расположением. В нем все устрое¬но так, что невольно побуждает к молитве. Вся честь как в построении холодного храма, так и в переправке теплого, принадлежит бывшему в Кукарке протоиерею Феоктисту Ивановичу Ивановскому. При соборах есть две колокольни очень хорошей архитектуры. Главная имеет в вышину с крестом 31 сажень». Собор был построен вновь, но колокольня осталась от старого собора 1761 года (по иным источникам - 1700 года). В Троицком соборе, кроме главного - во имя Троицы, были приделы Петра и Павла и во имя Святого благоверного Великого князя Александра Невского. А в теплом храме главный придел - во имя Преображения Господня, и во имя Смоленской Божией Матери, и Николая Чудотворца Мирликийского. Пятиглавый с большим круглым куполом собор и колокольня действительно были величественны - 66 метров в высоту. Он привлекал к себе взор со всех сторон. В Кукарке самое большое богатство было сосредоточено именно в этих двух храмах, в них сосредотачивалась вся старина местной христианской культуры, старинные иконы и книги. Среди них: книги «Иоанн Златоуст» 1664 г., «Рус-ский временник» 1681 г., «Лексикон треязычный» 1704 г., «Триод» - 1717г., «Дневник камер-юнкера Бергольца» 1721 г., «Регламент» - 1724 г., «Камень веры» - 1728 г., «Евангелие учительское» - 1744 г.; крест серебропозолоченный 1747 года... Внутри помещения колокольни, в часовне, был установлен массивный крест из толстого дерева, обтесанный «маковицей» и вставленный в землю, распятие на нем обложено позлащенным серебром стоимостью 1200 рублей. Резное изображение Спасителя помещено в стеклянный футляр. В соборе - икона Смоленской Божией Матери (принесена из Казани около 1700 года), восьмиконечный деревянный напрестольный крест, обложенный тонкочеканным серебром с надписью о царе Михаиле Федоровиче. Снаружи собор имел множество архитектурных деталей из резной опоки: отделка окон, дверных проемов, базы и капители колонн, крыльцо и ступени ле-стниц, цоколь здания, отмостка и водоотводные лотки, выносные плиты и симы; довольно редкие элементы архитектуры в нашем крае: триглифы, метапы, капли, тении, регулы, колонны…