Старшинов, Николай Константинович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Дорогой мой друг Павлин!


Боевые товарищи Старшинов, Кадаков, Малинов

Каждое лето я провожу свой отпуск в родительском доме. Этот дом находится в селе Красногор Уренского района. Дом особенный. Как в прошлые годы, так и сейчас, очень гостеприимен, привлекает разных людей. Здесь особая аура добра, понимания, чистоты. Здесь ничего не изменилось с тех времен, когда жили мои родители, учителя местной школы: цветные шторки на окнах, репродукция картины «Охотники на привале» на стене, русская печка, уютный диванчик-кушетка, книжные полки, сервант и в недрах его - письма. Письма из прошлого. Писали отцу родственники, друзья и бывшие ученики. «Иных уж нет, а те далече»...

Раскрываю папку с цветными шнурочками, вижу письма, аккуратно разобранные но датам, и начинаю читать: «Дорогой мой друг Павлин!» Где-то продолжает лететь время, а для меня оно останавливается. Вспоминаются родные люди. Эти письма прислал поэт Николай Константинович Старшинов - друг юности, фронтовой друг отца. Встретились они в далеком 42-м. Два восемнадцатилетних паренька (один недавний выпускник Московской школы, другой - Горевской сельской из Горьковской области) учились во 2 Ленинградском артиллерийском училище, которое находилось в городе Глазове, готовились стать офицерами, и далее - фронт. Что-то сближало этих юношей: может быть, скромность, желание облегчить хоть как-то другу службу, выручить в трудную минуту.

В апреле 1943 года курсанты отправились па передовую под Калугу, служили в одном пулеметном расчете. Бои, тяжелые марш-броски по лесам и болотам, холод и пайка хлеба на двоих проверяют и укрепляют дружбу на прочность. Случилось так, что пришлось тащить с поля боя Коле Старшинову тяжело раненного в обе руки и плечо, контуженного, без сознания Павлина. Днем позже был ранен и он сам. Так они расстались и потерялись, но часто вспоминали друг о друге. 36 лет не знал бывший пулеметчик Малинов, кто был его первым санитаром. Судьба улыбнулась друзьям: с помощью редакции газеты «Пионерская правда» они встретились. Дружба их продолжилась еще на 19 лет. Были встречи в Красногоре, где Павлин Владимирович работал директором школы, и в Москве. А еще были письма. Эти письма я держу в руках. Спешащие строчки с мелкими буквами рассказывают о насыщенной жизни поэта, о том , как многим людям он хочет помочь, многих поддержать. «Все еще нет мне покоя. Только позанимался с первокурсниками, началась защита дипломных работ. Сейчас бегаю на 6 съезд писателей РСФСР, одновременно сдаю очередные тома «Венка Славы». Кстати, в 9 томе будут помещены стихи твоего земляка Константина Мартовского. 'Гак что твой Урень может гордиться литературными успехами.»

14.12.1985 «У меня возникла хорошая идея: собрать книги писателей и поэтов с автографами и послать в подарок вашей школе. Штук сто!»

2.02.1980 «Вот-вот выйдет книга «Планета» Юлия» с фотографиями, ее стихами и моим очерком. Написать надо было.»

14.05.1993 « Ты писал мне о престарелой вдове солдата. Как подействовало твое письмо в военкомат? Напиши, чем закончилась эта история.»

14.12.1980 «Павлин, помнишь наш разговор о книге? Пиши! Главное - будь конкретнее. Могут быть и рассуждения, но они должны подтверждаться примерами из жизни. А у тебя их - тьма!»

17.03 1981 «Я разговаривал о тебе в редакции журнала «Наш Современник». Они предлагают написать очерк. Я тебе помогу.»

20.05.1981 «Мне Володя говорил о трудностях с жильем у Любы-агронома. Может, мне обратиться к Сереже Рогожкину, вдруг он сможет помочь? Напиши обязательно.

21.09 1984 Письма написаны в мирное время, но война часто не отпускала память: то беспокоили раны, то всплывали воспоминания, то неожиданно рождались стихи. «Был в Удмуртии, в Глазове. Конечно, я там ничего не узнал. Теперь это стотысячный город. Ничего не узнан, кроме Чепцы, которую мы, помнишь, ходили хлебать. Я даже написал стихи: Но грех не вспомнить мне Тебя, река Чепца, Сугробы на привале... Меня здесь, как бойца, три месяца ковали..»

17.12.1986 «Нога еще не зажила, хотя потихоньку рана затягивается, боли стали гораздо слабее. Хожу с палочкой. Но все-таки, если так пойдет дальше, месяца через два-три рана может закрыться. Тьфу, тьфу, тьфу.»

15.11.1992 «Помнишь ли ты Мухина? Он тоже горьковчанин. А я еще помню, как он после легкого ранения сам пришел в санбат и принес хлеба с собой, которым угощал меня. За хлебом он, оказывается ,ползал на нейтральную полосу и вынимал их из вещмешков убитых.»

12.05 1979 Любил Николай Константинович деревню, часто приезжал к отцу. Их объединяла еще и рыбалка. Рыбацкие достижения описывались с особым удовольствием. Письма летели из Москвы, Твери, Литвы... «Павлин, я купил избу в деревне Лукино Тверской области. Дом, двор, баня, но самое главное: прямо в огороде у меня - в два раза ближе , чем у тебя пруд - озеро Судомля. Шумит камыш, цветут купальницы и кувшинки. Я прямо из своего огорода могу ловить рыбу. Может быть, приедешь? Лодку я уже заказал.»

20.04.1992 «Ловлю рыбу в заливе, больше плотву, иногда попадаются подлещики граммов по 300. Л два дня назад от меня сбежал лещ килограмма на полтора. Я его уже повел к берегу, а он сошел. Плохо зацепился- крючок маленький.»

05.07.1980 Просматриваю письма, вчитываюсь в строки, несущие из минувших времен сердечное тепло и заботу. «О книжке напиши несколько слов, не стесняйся на критику. Я ее приму как надо.»

11.08.1985 «Я так обрадовался твоей телеграмме о том, что восторжествовала справедливость и все должно быть так, как это положено. А я уже подготовил почву для худшего варианта - договорился о московском госпитале, на всякий случай.»

17.11.1979 «Перевариваю нашу встречу. Все было хорошо. Конечно ,до многого мы - еще не успели добраться, но ведь мы должны еще и еще встречаться.»

18.06.1979 Читаю письма из прошлого, и душа согревается теплом живительного слова, потому что знаю: когда трудно, когда взгрустнется, можно открыть папку с цветными шнурочками и прочитать: «Дорогой мой друг Павлин!"

Н.П.Степина, учитель гимназии 184 г. Н.Новгород

Персональные инструменты
Инструменты