Собинов, Леонид Витальевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Собинов Леонид Витальевич
Файл:Cobinov1.jpg
певец
Дата рождения: 26.05.1872
Место рождения: г. Ярославль
Дата смерти: 14.10.1934
Место смерти: город Ярославль

Значение Л. В. Собинова в истории русской и мировой культуры переоценить невозможно. Он входит в плеяду блестящих деятелей русской культуры. Историческая заслуга Л. В. Собинова в том, что в своем творчестве он сумел соединить различные школы пения, и прежде всего итальянскую школу "bel canto" с традициями русского реалистического искусства и, благодаря этому, поднять вокальное искусство на небывалую высоту.

Детство

Файл:Cobinov-1.jpg
Дом-музей
Дед Л. В. Собинова, бывший крепостной - дворовый человек ярославских помещиков Кокошкиных, незадолго "до воли" откупился со всей своей семьей у своего хозяйка. Приехав в Ярославль, поступил на службу к своему родственнику - купцу-мукомолу. Водил хлебные караваны хозяина по Волге, от верховьев до Астрахани. Скопив необходимые средства, в 1896 г. купил дом на улице Срубной.

Дом затем перешел по наследству Виталию Васильевичу Собинову - отцу певца. По преданию в молодые годы он хорошо пел, за что в Ярославле был прозван "Златоустом".

Собинов родился 26 мая 1872 года в доме на улице Срубной (теперь это улица Собинова). По-мещански состоятельная, она мало, чем выделялась среди окружающих. Быть может, лишь большой тягой родителей к образованию своих детей... Художественные вкусы семьи были связаны с благолепием церковной службы и церковным пением. Но Леонида и его брата Сергея (оперный тенор, по сцене Волгин) тянуло к народной песне, издавна приплывшей в Ярославль на волжских плотах.

Еще больше распевали братья, аккомпанируя себе на гитаре, студенческие песни, которые слышали от приятелей - студентов Демидовского юридического лицея. Невольно припомнился регент лицейской церкви, не любивший гимназиста Леню Собинова. "И когда я тебя, сковорода, научу петь по-настоящему, тяни ноту, - часто говорил он. Молодой, звонкий, жизнерадостный и выделявшийся голос Собинова мешал "органистому" пению, нарушал слишком земным звучанием сосредоточенное благочестие прихожан... Однако песни песнями, считала семья, а профессия должна быть настоящей.

Юность

Осенью 1890 года Собинов - студент юридического факультета Московского университета. Он часто поет в студенческом хоре.

Но вот и это позади. Не могло быть сомнения, что молодого адвоката ждет блестящая будущность, когда окончится его пятилетний стаж у крупнейшего московского присяжного поверенного Ф.Н.Плевако.

Однако сомнения терзали душу молодого адвоката. Вот уже два года, как Собинов стоит на распутье, не зная, по какой дороге пойти. Один путь сулил благополучие и престижную профессию юриста. Другой - артистический - вел в неизвестность. Годами складывавшийся взгляд на жизнь, будущее толкал на первый путь. Внутреннее призвание, голос таланта манил на второй. Так что же, перед ним маячит перспектива попасть в категорию "известных московских певцов-любителей" и стать прекрасным певцом среди адвокатов и прекрасным адвокатом среди певцов?..

Своим последующим шагом Собинов поистине оправдал доставшуюся ему от предков фамилию. «Мы Собиновы - значит, особенные»,- часто говорили они. Конечно, особенным было решение поменять полностью свою жизнь, но и певец из Собинова получился особенный.

На сцене

В 1897 году состоялся дебют певца в Большом театре в партии Синодала ("Демон"). Вот первая рецензия маститого критика Крутикова: "Собинов выказал себя в очень симпатичном свете и имел выдающийся успех..." Дальше дебюты в партиях Баяна ("Руслан и Людмила") и Владимира Игоревича ("Князь Игорь"). Триумф выдающегося певца Леонида Витальевича Собинова начался 14 марта 1901 года в Петербурге, где он выступил на сцене Мариинского театра в партии Ленского. Его появление в конце первой картины оперы "Евгений Онегин" произвело на публику ошеломляющее впечатление. Когда-то Чайковский, боясь штампов и рутины казенной сцены, мечтал о том, чтобы его оперу пели неискушенные молодые студенты консерватории. "Откуда", -спрашивал композитор, - "возьмется Ленский, восемнадцатилетний юноша с густыми кудрями, с порывистыми и оригинальными манерами а ля Шиллер?". В Собинове-Ленском публика увидела воплощенную на сцене мечту композитора.

В связи с гастролями Собинова в "La Scala" о нем писали: "Собинов -элегантный тенор... В "Дон Паскуале" он пел с грацией, нежностью, легкостью, которые, уже начиная с первой сцены, завоевали ему всеобщее расположение публики. У него голос чистейшего тембра, ровный, глубоко западающий в душу, голос родкий и драгоценный, которым он управляет и моделирует с большим искусством, интеллигентностью и вкусом...".

Но что бы ни пел Собинов - будь то Надир ("Искатели жемчуга"), Князь ("Русалка"), Вертер, Ромео, Дубровский или Ленский - он везде вписывает в сердца слушателей прекрасные страницы о могучем и сладостном даре природе, о любви, о юности чувств. Даже сказочный старенький царь Берендей ("Снегурочка") по-юношески молод. Юность духа, которую воплощал на сцене Собинов, была знаменем артиста, его творческой верой.

Всю свою артистическую жизнь Собинов пропагандировал камерные произведения русских композиторов. К началу его концертной деятельности многие из них были публике почти неизвестны. Великая заслуга артиста в том, что он широко популяризировал песенное творчество Глинки. Пел (нередко по рукописи) романсы Рахманинова, Гречанинова, Кюи. Был тонким интерпретатором камерных произведений Чайковского и Римского-Корсакова, с которыми выступал на благотворительных концертах, в частности, например, в пользу Общества помощи нуждающимся студентам Московского университета.

Октябрьский переворот 1917 года разломил надвое русское общество, многие из мастеров искусств, как известно, эмигрировали из страны. Собинов остался в России. Московские оперные артисты дружно выбирают его первым директором "нового" Большого театра. В 1921 году решением рабоче-крестьянского правительства он официально назначается на эту должность. Собинов отказывается от руководства театром и полностью переключается на концертную деятельность. Он много гастролирует по стране, поет на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Популярность его чрезвычайно высока.

Казалось, время отступает перед творческой волей певца, но Собинову уже за шестьдесят. Он вынужден сократить свою исполнительскую деятельность. Собинов соглашается стать заместителем директора Оперной студии К. С. Станиславского.

Артисту не удалось осуществить своих замыслов. 14 октября 1934 года этот выдающийся мастер оперной и камерной сцены, в совершенстве владевший искусством бельканто, скончался, оставив глубокий след в истории русской культуры.

Память о Л.В. Собинове хранят земляки. В доме, где он родился и провел детство, юность, создан мемориальный музей.

Персональные инструменты
Инструменты