Семья Итыгиных и Барсугачевых, и их вклад в историю развития Красноярского края и Хакасии

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
                                   [[ Семья Итыгиных и Барсугачевых,  
                         и их вклад в историю развития Красноярского края и Хакасии]]

Полужирное начертание


Работа выполнена на базе семейного архива, исторической литературы, материалов Шарыповского районного и Абаканского архивов.



                                                  Соловьева Татьяна школа № 10, 8 класс,
                                                  с. Большое Озеро, Шарыповского района
                                                  Научный руководитель:учитель – краевед
                                                  Цибринская В.А.



Оглавление:

I. Введение II. Основная часть: 1. Мои предки аборигены 2. Итыгины - Итыгин Георгий Игнатьевич –

    общественно-политический деятель			

- Веточка Итыгина Дмитрия Васильевича 3. Коллективизация и репрессии 4. Барсугачевы - Барсугачев Иосиф Петрович - общественно-политический деятель - Барсугачев Михаил Петрович - общественно-политический деятель - Веточка Барсугачева Александра Даниловича 5. Моя любимая бабушка III. Заключение


I. Введение

Я, Соловьева Таня – ученица 8 класса Большеозерской основной общеобразовательной школы № 10, Шарыповского района Красноярского края, хочу рассказать вам о своей родословной. Я всегда думала о том, где мои корни, откуда мои родные, кем были, чем занимались, о чем думали, что сделали хорошего? А сейчас я поставила перед собой цель написать историю моей семьи, выявить представителей моего рода являющихся видными общественно-политическими деятелями нашей страны, чтобы принять участие в конкурсе исследовательских работ «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества». Ведь зная историю своего рода можно познать и историю Родины. Открывать для себя историю семьи – это увлекательное и волнующее исследование и интересное путешествие в прошлое. В результате приходишь к выводу, что история рода – есть частица истории всей России. Над своей родословной я работаю уже три года. Помогают мне в этом уроки краеведения, кружок и все члены моей семьи. Для достижения цели я изучала историческую литературу, вела различные беседы со старожилами, коренными жителями села, с многочисленными родственниками, проводила анкетирование, изучала архивные материалы, использовала интернет, находила адреса, вела переписку, собирала фотографии, записывала воспоминания, составляла схемы родословных и сравнивала. Я создала и накапливаю семейный архив, а сейчас еще и веду дневник, где делаю записи о конкретных делах и правдивых событиях в моей семье, делаю записи о родственниках. И наконец-то я собрала и обобщила весь собранный мной материал, написала историю рода моего, но чем больше я работаю, тем больше понимаю, что очень многое еще предстоит сделать. Для того чтобы было понятно, я хочу познакомить вас с моей семьей. Моя мама – Соловьёва Людмила Александровна (1954 – 2006 гг.) – старший ребёнок Ольги и Александра Барсугачевых. Мой папа – Соловьёв Анатолий Александрович родился в 1946 году. В семье Анастасии Георгиевны и Александра Александровича Соловьёвых. У меня есть брат Саша и сестра Ася. Я нашла 28 бабушек и дедушек по прямой линии. (Приложение № 1).

II. Основная часть

1. Мои предки аборигены

Родословная Итыгиных – это моя родословная по дедушкиной линии со стороны мамы Людмилы Александровны Барсугачевой (Соловьевой). Моя прабабушка Аксинья Евсеевна Барсугачева в девичестве Итыгина приходится матерью моего дедушки Барсугачева Александра Даниловича. Из книги В.Я. Бутанаева «Просхождение хакасских родов и фамилий» я узнала, что Итыгины и Барсугачевы – это коренные жители этих мест – аборигены – хакасы. И что хакасы делятся на 4 группы: качинцы, сагайцы, кызыльцы и кайболы. Каждая, из которых имеет свой диалект и распадается на несколько родов. Кайболы почти полностью растворились среди качинцев. А, например, хакасы-кызыльцы включают в себя Шуйский род, Мало-Ачинский, Больше-Ачинский, Камлар, Малоаргунский, Басагарский. Каждый род, в свою очередь, состоит из определенных фамилий. Так, в Шуйский род входят Зелеевы, Итыгины, Карабашлыковы, Конозаковы, Корепановы, Кучелаевы, Кочкины, Тархановы, Кукарцевы и др. «В течение XVIII – XIX вв. у хакасов, помимо административно-родового деления, бытовала традиционная форма социально-этнической принадлежности по сеокам… Сеоки вели свою генеалогию по мужской линии и обычно отождествлялись с кровнородственным родом. Многочисленные сеоки становились основой для создания административных родов. Так сеок «Шуш», куда входят Итыгины, составил Шуйский род. И получил название от реки Шуш, притока реки Урюпа, где они обитали. Но название этого рода (сеока) могло происходить и от утки – крохаль по кызыльски – «шуш».. Членам этого сеока нельзя было убивать уток и лебедей» (1. стр. 44) По мнению многих ученых князья Шуйские произошли также от Шуйского рода (сеока «Шуш»). А Каражаковы, Каураковы, Табаткины, Чичканаковы и Барсугачевы входят в Басагарский род.(1. стр. 40) Который также относится к кызыльской группе. Значит мои предки хакасы – кызыльцы.

2. Итыгины

Из выше сказанного видно, что род Итыгиных также как и Барсугачевых – древний коренной род этих мест и его корни уходят в глубину веков. Нам удалось найти связь 8 поколений, начиная с первой половины XIX в. от Итыгина Василия, детьми которого были Итыгин Дмитрий Васильевич и Итыгин Игнатий Васильевич. - Итыгин Георгий Игнатьевич – племянник моего пращура (пра-пра-прадедушки) Итыгина Дмитрия Васильевича по прямой линии, а мой двоюродный прапрадед - родился в селе Чебаки Кызыльской управы в 1873 году. Его отец Итыгин Игнатий Васильевич – хакас, мать Матрена Сергеевна – русская. Со слов Золотовой Валентины Кузьминичны и Цибринской Анны Кузьминичны в девичестве Итыгиных я знала, что знаменитый Г. Итыгин нам родственник, а как доказать это родство? Но архивные документы Божьеозерской Введенской церкви Шарыповского архива расставили все по местам (10). «Георгий Игнатьевич Итыгин окончил Красноярскую учительскую семинарию, был видным общественно-политическим деятелем, он работал учителем с 1892 года. Будучи старшим учителем Ужурской школы, он вместе с политическими ссыльными знакомился с событиями, происходившими 9 января 1905 года в Петербурге, с прокламациями Красноярского Комитета РСДРП(б). «В 1905 году, - писал Г.И. Итыгин, я жил в селе Ужур, Ачинского уезда, Енисейской губернии. Весь год проходил под лозунгом «9 января 1905 года». Волны революции катились в глухую провинцию. Хотя и редко, но до нас доходили листовки, прокломации Красноярского Комитета РСДРП (б)» (Цит. ПО: Желудев Д.Г. Краткая история школ Красноярского края стр. 65). Вскоре Г.И. Итыгин переехал в Красноярск. Он работал заведующим Железнодорожной школы и близко познакомился с большевиками. 10 марта 1917 г. вступил в члены РСДРП(б), участвовал в революционных событиях в Красноярске. После победы Великого Октября работал в аппарате Енисейского губисполкома, возглавлял комиссию по ликвидации бандитизма на юге губернии, в 1924 году назначен председателем Хакасского уездного революционного комитета, потом избран первым председателем уездного исполнительного комитета, затем – окружного исполнительного комитета» (4). Из материалов интернета «Красивая мечта Георгия Итыгина» видно, что «В 1913 году его как опытного педагога назначили заведующим первой железнодорожной школой в Красноярске. За годы учительства опубликовал целую серию статей в сибирских газетах о школьных проблемах, жизни крестьян, событиях местной жизни. За свой многолетний учительский труд был награжден серебряной медалью «За усердие»… В марте 1925-го на II съезде исполкома он выступил с докладом об объединении Хакасии с Ойротией (Горный Алтай), отметив, что об объединении уже давно «размышляли передовые люди своего времени. О нем писали в газетах и делали доклады на собраниях»… Очень многое в истории Хакасии того времени связано с Г. Итыгиным. Он возглавил работу комиссии по созданию хакасского алфавита и составлению первых учебников на хакасском языке, организовал трехмесячные курсы для подготовки национальных учительских кадров. В национальных школах началось преподавание на родном языке. С 1 июля 1927 года стала выходить газета на хакасском языке «Хызыл аал» (ныне «Хакас чирi») Все это закладывало солидную основу для развития хакасского литературного языка, хакасской литературы и в целом для социально-экономического развития Хакасии. В марте 1927 года Г.Итыгина отозвали в Новосибирск в краевой отдел народного образования, где он возглавил совет по просвещению национальных меньшинств. А в 1928 году его не стало». (5) - Итыгины Дмитрий Васильевич с Евдокией Анисимовной и их сыновья Евсей и Семен, крепко стояли на Земле, были мастеровыми и предприимчивыми, как и их предки занимались скотоводством и земледелием. У них еще до революции были добротные дома, им принадлежала кузница и мельница, что стояла на реке Колбушке. Сюда везли молоть зерно не только односельчане, но и люди из соседних деревень. У Семена с Евсеем была еще и сестра Ксения Дмитриевна рожденная в 1875 году. О ней и ее ветви предстоит еще многое узнать, хотя я думаю, что уже знаю путь, по которому нужно идти, это многочисленные далекие родственники других фамилий, до родства, с которыми я еще не дошла. До образования колхозов и раскулачивания Семен с Евсеем не дожили, а вот их детей закрутила вьюга перемен. (Приложение № 2), (Приложение № 3)

3. Коллективизация и репрессии

Мой дедушка Барсугачев Александр Данилович вспоминал о жизни Итыгиных в селе Божьеозерском: «Мать Ксения Евсеевна мне рассказывала, как они жили, что у них было в хозяйстве. В то время жили единолично навроде настоящего фермера. Оказывается, мужики жили неплохо. Евсей Дмитриевич имел 16 коров дойных, 12 лошадей и выездного жеребца, пасеку семей в 20-30, мельницу, кузницу, молотилку. Но вот, сколько земли было, не знаю...» (7). Но не все так жили в Большом Озере. В тяжелые для деревни времена раскулачивания, коллективизации и репрессий Итыгины попали в разряд кулаков. Слух об этом распространился быстро. Бросили дома, хозяйство и тайно съехали с насиженных мест дети Евсея: Степан, Иван, Кузьма, Михаил, Александра и Ксения. Разбежались, куда глаза глядят кто в Копьево, Гидро, Абакан, Ужур, а кто в Иркутскую область. А дети Семена Дмитриевича Итыгина: Демид, Максим, Марковей и Василий с семьями были раскулачены и сосланы (12). С тех пор и потерялась с ними связь. Вот какое большое поле деятельности – поиск этих веточек Итыгиных. Недолго после них поработала мельница и остановилась. Или не знали, как ремонтировать, а может быть, не хотели. Иван Евсеевич на новом месте всю жизнь работал пекарем, а Степан Евсеевич – кузнецом. С тех пор много воды утекло, изменилось время, люди. Но на родной земле Итыгина Евсея Дмитриевича и сейчас живут его праправнуки. Жив и дом, в котором жила семья Итыгина Кузьмы. По семейным преданиям, в этом доме в подвале под двенадцатой ступенькой Кузьма зарыл кувшин с золотом. И не успел его вырыть, когда пришлось убегать от раскулачивания и репрессий. Все собирался вернуться за ним, но так и не получилось.

4. Барсугачевы

Моя Прабабушка Аксинья Евсеевна родилась в 1904 году в крепкой крестьянской семье. Ни голода, ни холода не знала. В 20 лет вышла замуж за парня из своего же улуса Борсугачева Данилу. Его семья в отличие от Итыгиных перебивалась, жила в нужде, была очень бедной, хотя у Борсугачева Якова Епифановича было три сына Яким, Данил и Петр. С Барсугачевым Якимом Яковлевичем связь потеряна давно и я об этой веточке ничего пока не знаю. А вот дети Петра Яковлевича Иосиф и Михаил были крупными политическими и общественными деятелями. Барсугачев Иосиф Петрович родился 21.12.1919г. в селе Большое Озеро, в коммунистическую партию вступил в 1943 году, будучи на ленинградском фронте. После Великой Отечественной войны занимал высокие выборные должности от заведующего парткабинетом, заместителя председателя райисполкома до секретаря РК КПСС в Туве, Читинской области, в Шира. (3,6) Барсугачев Михаил Петрович родился 21 декабря 1924 года в селе Большое Озеро. Образование высшее. Участник Великой Отечественной войны, был командиром минометной роты 475 стрелкового полка Украинской дивизии, командиром роты автоматчиков (6). «…хакас, член КПСС с 1949г., окончил в 1963 г. Новосибирскую высшую партийную школу при ЦК КПСС. !941-45 гг служил в Армии, воевал в составе 2 Украинского фронта, подполковник, награжден Орденом Отечественной войны 2 степени, Красной звезды, медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За освобождение Праги» и др. 1946-1958гг. – председатель райосовиахима, зав. отделом Шарыповского РК ВЛКСМ, военный комиссар, начальник первой части РВК Якутии. 1958-1977 гг. – инструктор райкома партии, секретарь парткома совхоза «Борец», секретарь, замдиректора Абаканского механического завода, заведующий отделом кинофикации Хакоблисполкома. Умер. Похоронен в г. Абакане» (2.3.6).

Барсугачев Данил Яковлевич мой прадедушка по прямой линии, шесть лет батрачил, т.е. жил в работниках тут же в Большом Озере. Угодие Барсугачевых находилось далеко от улуса в логу у Оракской грани, который потом стали называть Чирикановым, так этот лог называется и сейчас по прозвищу бедняка Борсугачева Якова «Чирикан». У него разговор был чирикающий («Сурча, царь в мечке, там лоськи есть»), походка – очень быстрой, подпрыгивающей, как у воробья, отсюда прозвище «Чирикан». Праправнуками того самого Чирикана и являюсь я, мои братья и сестры (12). 

Вскоре у Данилы с Аксиньей (Ксенией) появились и дети, но первенец и второй ребенок умерли еще в младенчестве, а в 1930 г. родился и мой дедушка Александр. Так два древних коренных рода хакасов-кызыльцев Шуйский и Басагарский воссоединились в моем дедушке. Вскоре Данила Яковлевич и Аксинья Барсугачевы с маленьким сыном переехали на Гидро. Здесь он работал начальником «Золотопродснаба», в 1940 г. стал начальником райторготдела. Отсюда, осенью 1941 года он был призван на фронт, а осенью следующего года уже пришло извещение за № 297, где говорится: «Ваш муж красноармеец Барсугачев Данил Яковлевич уроженец Красноярского края Саралинского района в бою за социалистическую Родину, верный военной присяге, проявив геройство и мужество, был убит 18 октября 1942 года. Похоронен: 2 Сталинград район завода «Баррикады» (11)». Когда Саше было девять лет, произошло трагическое событие. Однажды играли дети с луком и стрелами, стрела попала прямо в левый глаз. Спасти его не удалось. Так дедушка остался навсегда без глаза. Шло время, мальчик рос и превратился во взрослого мужчину. Он вобрал в себя деловитость и мастерство от Итыгиных, упорство, горячность от Барсугачевых. В 1952 году он встретил и полюбил свою половинку певунью Медведеву Ольгу, с которой прожил 45 лет. Они вырастили четверых детей два сына и две дочери. Дедушка любил порядок во всем, был строгим по отношению к жене и детям. С русским охватом иногда употреблял горячительное, тогда становился ревнивым, подозрительным и придирчивым. В такие моменты бабе Оле было нелегко, но она как истинная мудрая хранительница семейного счастья где лаской, где хитростью умела укрощать нрав своего Сашеньки. Многое ему прощала, потому что сильно любила его и до сих пор любит и тоскует по нему, часто вспоминает, с какой широтой и как красиво он мог показать ей свою любовь. Сейчас у них восемь внучат и одна правнучка. В 1997 году дедушки не стало, в 2006 году жестоко убили и старшую их дочку - мою маму Соловьеву Людмилу Александровну. (Приложение 5).

5. Моя любимая бабушка

Не могу я не остановиться и не рассказать о моей родной бабушке Барсугачевой (Медведевой) Ольге Иосифовне, которую я очень сильно люблю и считаю, что у нее необычная судьба. Родилась она в 1929 году в Тургужане Ужурского района в семье кузнеца Медведева Иосифа Игнатьевича и Степаниды Ефимовны, позднее они переехали в улус Сукино Ширинского района, а после замужества с 1956 года проживает в селе Большое Озеро. Когда бабушке было 12 лет, началась Великая Отечественная война. К этому времени она окончила начальную школу в улусе Сукино и чтобы продолжать учебу, нужно было ездить в другое село, и она поехала учиться в 5 класс в Ново-Марьясово к тете. Много горя пришлось хлебнуть моей бабушке Оле с детских лет. Однажды шла она пешком зимой от тетушки домой в Сукино вдоль Чулыма. Вдруг выбегает из кустов волк, а за ним еще семь или восемь волков один за другим гуськом. Первый волк остановился, повернул голову в сторону девочки и все остановились тоже повернули головы в ее сторону и смотрят на нее, а она на них, боится пошевельнуться, только молитву читает. Вдруг первый волк отвернул голову, и все остальные как по команде тоже отвернулись, постояли немного и вслед за вожаком пошли через Чулым на правый берег в горы. После этого случая бабушка сильно заболела, до самой весны не поднималась, всякими травами отпаивали ее да молитвами. Кое-как, удалось поднять Олюшку на ноги. В этом же роковом 1942 году ушел на фронт брат Иннокентий, а за ним и Николай, старость и хворь ходила по пятам и самого Иосифа, но до самого конца работал кузнец, вскорости его не стало. Семья большая, мать больная и старенькая да еще с ними жили две дочки Иннокентия. Вот и старалась Ольга заработать хоть какой-то кусок хлеба. Ей приходилось работать и с граблями и с вилами и на конной косилке управлять лошадьми во время сенокоса, ремонтировать косилку, если она выходила из строя. Потом долго бабушку звали механиком. Была у бабы Оли лошадка «Полижаиха», очень умная, но не любила, чтобы ее обгоняли, она всегда была впереди. Как-то раз поехали все на кульстан верхом без седла, и ребята решили обогнать, пока ехали в горку все было нормально, а как под горку поехали, баба Оля скатилась и через голову своей «Полижаихи» перелетела. Все удивились, когда лошадь остановилась как вкопанная, девочку даже не задела. А во время уборки урожая по норме нужно было выкосить 4 гектара, а за сенокосной шли четыре девчонки, успевали вывязывать по 1200 снопов, и сложить их в суслоны, а в хорошую погоду да в лунную ночь скирдовали. Уборка заканчивалась только к 7 ноября. Как бы трудно не было, в свободные минуты много пели, и грустные и даже озорные песни, переводили русские частушки на хакасский язык, а хакасские – на русский. Иногда получался перевод нескладный, так они подрабатывали. Бабушка до сих пор поет хакасские частушки. Она всегда была активисткой и в общественной жизни села: более 10 лет была членом женсовета, избиралась депутатом Большеозерского сельского Совета, она и сейчас частый гость в нашей школе, делится воспоминаниями и своим большим жизненным опытом. Вспоминая то далекое и тяжелое время, всегда плачет, плачет и поет… Я знаю о войне только понаслышке, но, слушая мою любимую бабушку Олю, мне становится жутко и страшно. Ведь сколько раз жизнь бабушки была на волоске. И если бы случилось непоправимое, ничего бы не было ни меня, ни сестры и брата, не было бы моей мамы, дядей и тети. Все бы оборвалось еще тогда в 1942 году.

III. Заключение Изучая свою родословную, я пришла к выводу, что мои предки – хакасы-кызыльцы, что древо рода моего имеет прочную сердцевину и добрые корни, это служит хорошей опорой для кроны будущих поколений. Генетические признаки, проходящие через многие поколения моей родословной как со стороны Итыгиных, так и со стороны Барсугачевых - это трудолюбие, добропорядочность, милосердие. Большинство из них люди предприимчивые, мастеровые, общественники. А трое наиболее знаменитых членов моего рода, хотя и не по моей прямой линии, Итыгин Георгий Игнатьевич и Барсугачевы Иосиф Петрович и Михаил Петрович были крупными общественно-политическими деятелями, значимость которых выходит далеко за пределы села, города и губернии, охватывая Сибирь и Россию. А еще я пришла к выводу, что работа над родословной бесконечна. Она может продолжаться всю жизнь и не одного поколения. Сейчас я планирую изучить свою родословную по папиной линии Соловьевых. Возможно во мне течет кровь еще одного политического деятеля Соловьева Ивана, отряд которого в двадцатые годы действовал в наших местах. Изучая связь поколений, их жизнь и деятельность можно наглядно, шаг за шагом познавать историю всей нашей страны. Жизнь поколений развивалась и шла одновременно с историческими процессами и событиями, которые происходили в XIX -XX вв. Они участвовали в революционных событиях, гражданской войне, не обошла их коллективизация и репрессии, более десяти, найденных мной, шли по дорогам Великой Отечественной войны, а потом восстанавливали разрушенное войной хозяйство, строили социализм, активно включились в перестройку. Многочисленные родственники разных специальностей: педагоги, партийные и общественные деятели, крестьяне, торговые работники, строители, медработники, водители, юристы, экологи, механики и просто рабочие принимали и сейчас принимают активное участие в решении многих жизненных проблем далеко за пределами нашего края. Пройдя дорогами своих предков, я сроднилась с ними, окончательно убедилась, что они были не хуже, а даже наоборот. И это заставляет задуматься. Появляется желание отблагодарить их, но это сделать невозможно, разве, что попытаться быть достойными их, оставить добрый след на своей земле для блага своей малой и большой Родины. Время идет, в жизни происходят различные перемены хорошие и не очень, они происходят у нас в семье и в деревне, в крае, в России и на всей планете. Но всегда и везде, во все времена есть вечные ценности – любовь и верность. И так будет всегда, пока существует мир. Любовь к родным и близким людям, к семье и ко всему что дорого и западает в душу, что окружает нас с раннего нашего детства.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:Курсивное начертание 1. В.Я Бутанаев. «Происхождение хакасских родов и фамилий» Абакан 1994г. 2. А.Ф Трошкин. «Заслуженные работники – гордость и золотой фонд республики Хакасия» Абакан 2002 год. Глава первая. Партийные кадры стр. 14. 3. А.Ф Трошкин. «Уезд, округ, автономия, республики Хакасии и ее люди» Абакан 2000 г. 4. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. Ответственный редактор Л.Р. Кызласов. Москва «Наука». Издательская фирма «Восточная литература» 1993г. стр. 357 5. Интернет «Красивая мечта Георгия Итыгина». Горно-Алтайск.RU стр. 3,4. 6. Архивные материалы Хакасии. Личный листок по учету партийных кадров Барсугачева Михаила Петровича и Барсугачева Иосифа Петровича. 7. Газета «Огни Сибири» от 27 февраля 1992 г. «Ниточка в прошлое». 8. Рассказы Золотовой (Итыгиной) Валентины Кузминичны г. Ужур. И ныне покойной Цибринской (Итыгиной) Анны Кузьминичны г. Ужур. 9. Рассказы Барсугачевой (Медведевой) Ольги Иосифовны. 10. Архив Шарыповского района. Единица хранения 2 стр. 18 11. Семейный архив 12. Материалы школьного Историко-краеведческого музея

Персональные инструменты
Инструменты