Семантика имени в романе "Доктор Живаго"
Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи |
Как известно, выбор имени для героя произведения часто бывает неслучайным. Имя становится ключом к разгадке сущности героя, в определенной мере носителем его черт, свойств. Имя может раскрывать социальный статус героя, показывать отношения между персонажами; часто функционирует как эпитет, несет в себе оценку. Таким образом, анализ имени героя делает нас на шаг ближе к пониманию замысла писателя (или поэта), становится орудием литературного анализа.
В этой работе мы решили обратиться к роману Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго», роману спорному, сложному, достойному весьма обширных научных изысканий. Однако в рамках темы сконцентрируем свое внимание на фамилии героя – Живаго. Здесь стоит оговориться, что освещать мы будем христианскую символику романа, которой посвящено уже достаточное количество работ, некоторые из которых были взяты за основу. Также имя героя, но нашему мнению, важно при обращении к вопросу истории, отношения к ней писателя.
По свидетельству писателя В.Шаламова, Б.Пастернак так объяснял выбор фамилии для своего героя: “Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы церковной Православной Церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторил эту строчку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получилось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью — назвать именем героя моего романа” Итак, Живаго… Фамилия эта появляется уже в первых строках романа: - Кого хоронят? - Живаго.
Надо заметить, что и православная тема вводится с первого же абзаца. «Шли и пели «Вечную память». Многие исследователи отмечают, что тема всегда особенно волновала Пастернака. И в «Докторе Живаго» она проявляется практически на всех пластах повествования.
В центре повествования находится герой, представитель интеллигенции, по профессии врач. Он становится невольным участником тех исторических переломов, которые были суждены России в первой трети XX века. Стоит заметить, что понимание истории Пастернаком во многом опирается на традицию Л. Н. Толстого, когда человек не может вмешиваться волевым образом в ход исторической стихии. Живаго у Пастернака становится центром, вокруг которого вершится реальная история.
Теперь мы можем обратиться к выбору фамилии героя. «Живаго» – не что иное, как форма родительного и винительного падежа прилагательного в старославянском языке. Получается, что фамилия образована от слова «живой». Многие исследователи считают, что автор предпочитает имя, соотносящееся с образом Иисуса Христа - «сына Бога Живаго» (Мтф. 16:16).
Юрий Живаго одарен талантом веры, любви и сострадания. В том, что вера стала неотъемлемой частью сознания героя, вошла в состав его личности, нетрудно убедиться, читая роман. Слова из молитв и псалмов проскальзывают во внутренних монологах Юрия Живаго как нечто совершенно естественное, органичное для него. Например, два раза повторяются слова, дающие ему возможность уяснить себе самому свое состояние. Первый раз в незавершенном виде: «Вскую отринул мя еси от лица Твоего, Свете незаходимый?» Второй раз эти слова выстраиваются в его памяти до конца: «Вскую отринул мя еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаянного». Во время тифа, в бреду и в беспамятстве, приходят к нему евангельские коллизии и образы. Герою представляется, что он сочиняет поэму «Смятение», тема которой — часы Иисуса Христа во гробе. В этой пригрезившейся ему поэме Спаситель назван «бессмертным воплощением любви». В другом месте романа автор приоткрывает завесу над творческой лабораторией своего героя в момент создания им стихотворения. Оказывается, что на волне вдохновения он творит силой, нисходящей на него свыше: «…Он испытал приближение того, что называется вдохновением». В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что выше его, что находится над ним и управляет им...» И осознавая это, он благодарит Бога: «Господи! Господи!.. И все это мне! За что мне так много? Как подпустил Ты меня к себе, как дал забрести в эту бесценную Твою землю…?».
Все события романа, образы всех персонажей проецируются на евангелическое предание и сопрягаются с вечным: будь то явный параллелизм жизни доктора Живаго с крестным путем Спасителя, судьбы Лары с судьбой Магдалины, Комаровского — с дьяволом, или же «загадка жизни, загадка смерти», над тайным смыслом которой бьется автор «Доктора Живаго». В конечном счете, Пастернак разгадывает «загадку смерти» через жизнь в истории-вечности и в творчестве. Многие исследователи исходя из подобных утверждений (а это только часть найденных нами), делает вывод, что Живаго воплощает в себе как раз образ искупительной жертвы, т.е. мученика, истинного христианина, Творца (ведь Живаго - поэт!). С этим трудно не согласиться.
Отметим, что в имени Живаго воплощается символический план образа Христа, связанный с победой над смертью и всемирным злом. Живаго – не просто имя, это сложнейший образ-символ, имеющий глубокую нравственно-философскую основу. Даже не проводя параллели с образом Христа, читатель может угадать сложную семантику фамилии героя. В начале романа хоронят Живаго, т.е. здесь Пастернак дает некий смысловой оксюморон (получается «хоронят живого»), т.е. в самом начале дает читателю намек и на финал повествования, и на авторское отношение к смерти Юрия Андреевича. Так в фамилии реализуется и тема бессмертия поэта, художника. Еще одна ассоциация приходит при анализе выбора фамилии. Возможно, что образ этот у Пастернака является равно уникальным и обобщающим. Ведь он несет в себе все те черты православного самосознания, которые так яростно истреблялись советской властью. Не зря в финале появляется дочь Юрия Андреевича, воспитанная уже совсем в ином мире. Живаго как будто растворяется в народе, становится «вечно живым». Не случайно первое название романа «Смерти не будет».
Таким образом, Борис Леонидович через фамилию героя дает ключ к разгадке важнейших глубинных идей романа. В заключение скажу, что после обращения к этой теме, ее осмысления, меняется первичное восприятие сюжета. Сначала судьба Живаго представляется трагедией творческой личности, гибнущей в водовороте истории. После осознания значения фамилии Юрия Андреевича, ее происхождения и соотнесения со словом «живой», становится понятно, что герой бессмертен, что он во многом приближен к нравственному идеалу и ассоциации с образом великого мученика не случайны. --Коровина Елена 14:01, 2 июня 2009 (UTC)