Село Печи, Лукояновский район, Нижегородская область

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

История посёлка

Легенды рассказывают…

В давние времена на месте нынешнего села Печи было всего несколько домов. Сюда пришел еще один житель. Он был очень жадный, его все ненавидели. Имя свое он никому не говорил. Люди решили, что он откуда-нибудь убежал, поэтому и не говорит свое имя. За свою работу он брал много денег с хозяина, часто нарушая прежний договор. Скоро «новый человек» разбогател. На него уже стали работать другие. Жители обеднели. Они стали вредить печнику. Мужики придумали про него даже пословицу: «Брось в печку хоть сколько дров, все равно сгорят, а ему хоть сколько денег дай, все равно возьмет.» Жители прозвали его Печкой. Однажды «Печка» перебирался через речку. Течение было сильное, и вода сбила его с ног. Он упал и утонул. После этого народ стал называть речку Печкой, а деревню- Печи.

Со слов Веряскина И. Ф., 75 лет


Село Печи почти самое старое в районе. Ему уже более 300- 400 лет. На месте нынешних Печ были раньше непроходимые леса. Люди поселились сюда из разных мест, но больше всего из Тагаева и Кенди. Многие бежали сюда от притеснения помещиков и от тяжелой работы. Здесь в низине протекала речка, название которой еще не было. Вдоль этой речки поселившиеся сюда люди клали глинобитные печи, в которых гнали сосновую смолу и берещатый деготь, гнули обода. Поэтому и речку назвали Печкой, а потом это название распространилось и на село, которое потом уже образовалось. В начале здесь было только 5 домохозяйств: Рузавин, Базаркин, Автаев, а фамилии остальных узнать не удалось. По нации эти люди были мордва, а пришли они со стороны реки Мокши. Они делали себе землянки вдоль речки. В них было холодно и сыро. В речке Печке водилось много рыбы, а в лесах было много диких зверей. Поэтому люди занимались рыболовством и охотой. Пушнину, смолу, деготь сдавали государству, а за это все эти 5 хозяйств освобождались от воинской повинности. Позже сюда стали приезжать люди из других мест. Говорят, что сюда сбегались и беженцы, участники восстания Степана Разина, преследуемые царскими властями. Печинские жители возили продавать и ржаную солому, и березовую лучину для освещения в другие места. Там они расхваливали жизнь в с. Печи.


Поэтому сюда приходили все новые и новые жители. Скоро здесь стало уже 84 домохозяйства. Село Печи в то время принадлежало к Починковской волости. К этому времени люди уже начинают заниматься земледелием. Эта работа была трудной, потому что кругом были леса. Нужно было сначала расчистить место. Приходилось долго работать. Вырубали леса, выкорчевывали пни и расчищали участок. Деревья валили и их обрабатывали топором, потому что пилы не было. А из деревьев получали древесный уголь. Освобожденный участок вспахивали деревянными сохами, деревянными боронами бороновали и засевали. Сеяли ячмень, просо, овес. Сажали картофель и капусту. Даже лук привозили из других мест. Крепостного права в с. Печи не было. Народ жил соседской общиной. Налог платили государству, церкви. Они приносили попу мясо, яйца, хлеб, шерсть и деньги. Позже начинает появляться среди крестьян расслоение, появляются богатые. У них больше земли, лошади. И те крестьяне, кто беднее, стали ходить на поденщину к крестьянам побогаче. Культура в с. Печи была невысокой. Постепенно от землянок люди стали переходить к строительству деревянных домов. Дома строили небольшие, с плоскими крышами, покрытыми соломой, а чаще хворостом и листьями. Пол в избах был земляной, который убирали только раз в год. В избе находился и скот. Окна были маленькими, натянутыми пузырем, а чаще заткнуты соломой или тряпкой.Лет 60-70 топили по- черному: дым выходил в дверь и в окна. В домах было грязно и сыро. Сидели при лучине, ни лампы, ни керосина не было. Женщины и девушки вечерами пряли и ткали холост. Жили большими семьями.


Хозяйство в основном было натуральным, покупать приходилось только соль, за которой ездили куда- то очень далеко. У людей не было даже спичек, чтобы добыть огонь. Поэтому они терли камень о камень, чтобы добыть искру огня. Дикие звери не раз нападали на людей. Народ ходил в длинных рубашках и домотканых штанах. Главой семьи считался мужчина, женщину за человека не считали. Особенно тяжело было в доме молодухе. Ее заставляли работать, она не доедала, все могли и били ее: и муж, и свекровь, и даже деверь. Женщина не имела право даже называть по имени своего мужа, а только по прозвищу. Эта традиционная привычка сохранилась у старых женщин до сих пор. В селе грамотных людей почти не было. Люди села были сильно суеверны. Они верили в домовых, оборотней, разному колдовству и в другие разные приметы. Бывало придут к больному 30- 40 старух, возьмут деревянную соху и пройдут борозду вокруг села. Или, подойдет к дому, где больной, одна старуха и ходит вокруг дома да стучит палкой. Так люди старались выгнать болезнь, но люди все равно умирали. Только светская власть дала народу с. Печи хорошую жизнь и свободу. Советская власть в с. Печи пришла в 1917 году в декабре. Возвращались люди с империалистической войны вооруженные. До села дошел слух, что народ везде захватил власть в свои руки, произошла революция. Вооружившись, кто чем может жители стали громить винокуренные заводы, которые находились поблизости. Многие не понимали, что происходит, но тоже шли. Был выбран состав сельского совета из 15 человек, во главе с председателем и заместителем. Первым председателем был Матаев. Но это был очень опасный человек, это- скрытый враг. Внешне он стоял за новую власть, а в душе ненавидел ее. Он и его помощник Давыдов убили 10 активистов, преданных делу революции, среди них двух женщин. Но скоро он был разоблачен и арестован. В Лукоянове его расстреляли. Вторым председателем был Азаркин Андрей Николаевич, третьим- Саламайкин. Началась гражданская война. Председателем стал Автаев Антип Леонтьевич (в настоящее время его уже нет в живых), его заместителем Бердников Федор Николаевич, который потом стал председателем. В настоящее время Бердников Ф. Н. живет на Кубани, он на пенсии, ему уже 82 года. Он является одним из первых активистов села. Во время гражданской войны работал председателем с/ совета, потом завхозом колхоза, затем председателем колхоза, но по его собственному желанию был освобожден от должности председателя. В последнее время работал весовщиком на току. Он является организатором кооператива в с. Печи. С 1926- 1929 г.г. работал председателем сельпо. Был в с. Печи и комитет бедноты, состоявший из четырех человек: Каторгин И. И., Шибанов Г. Н., Шибанов И. М., Бульдин И.Д. Первые трое уже умерли, а Бульдин живой, но он инвалид империалистической войны. В годы гражданской войны в селе проводился добровольный сбор для Красной Армии. Жертвовали ,кто, чем может: зерном, хлебом, мукой, домашним холстом и даже лаптями. Многие сами участвовали в войне. Но богатые недружелюбно встретили новую власть, они не только ничем не помогали, а наоборот, все прятали и вредили, как могли. Многие, даже бедняки, дезертировали. Они прятались в лесах, жили в землянках, часто грабили проезжий народ. В селе часто были кражи и пожары. Мужчин в селе стало мало, женщинам приходилось выполнять всю тяжелую работу. Жили бедно, голод был первый гость. После гражданской войны началось восстановление хозяйства. В 1929- 1930 г.г. образовался колхоз. Приехал из Лукоянова товарищ, собрал собрание и стал говорить про коллективное хозяйство. На другой день пришло несколько человек и вступили в колхоз. Они пригнали своих коров к дому попа. Двор попа стал общим. В начале в колхозе всего насчитывалось 16 домохозяйств. Организации колхоза мешало кулачество. Кулаки прятали хлеб, отравляли, сбивали народ с правильного пути, скрывались в лесах, организовывали банды и нападали на активистов, а иногда даже на простой народ. Первым председателем колхоза был Вишневский Николай Иванович, 25 тысячник. Судьба его неизвестна. Техническое вооружение колхоза:5 тракторов и пружинные железные бороны, 2 сеялки и 3 культиватора. Постепенно колхоз креп, народ стал понимать, что коллективным трудом жить легче, стал вступать в колхоз. Жизнь в Печах налаживалась. И хорошо бы было, но помешала Великая Отечественная война. В разгар весенних работ пришлось оставить работу и идти защищать Отечество. Женщинам, как и прежде, пришлось взвалить всю тяжесть жизни на свои плечи. Они помогали фронту чем могли: отправляли на фронт мужьям валенки, варежки, теплые чулки, табак. Большую помощь фронту оказал колхоз. Он отправлял хлеб, молоко, масло, лошадей и даже шкуры. Дети тоже помогали, они собирали лекарственные травы и сдавали их. Закончилась война, стали возвращаться домой воины. Почти все имели награды. Среди них есть и женщины. Норовяткина- Макулова Екатерина участвовала в войне. Вернулась живая и сейчас является хорошим работником совхоза «Печинский». Но 138 человек из села не вернулось. О них народ не забудет, они отдали жизнь за наше счастье. Среди них в селе считают одного героя Кудряшова Ивана Ивановича. Точно пока не установлено. Много наград имеет Базаркин Семен Васильевич, который сейчас работает в совхозе «Печинский», член КПСС. С окончанием войны жизнь в Печах стала лучше. Война здесь не проходила, хозяйство не было разрушено, поэтому поднимать его было легче. Сейчас с. Печи совсем не похоже на то, которое было когда- то. Оно насчитывает 396 домов, 2 улицы большие, третья- новая линия, построенная недавно. От с. Печи отделились Санки, деревня Курилиха, поселок Кузнецкий. Дома хорошие, светлые. Село радиофицировано и электрофицировано. Многие имеют электрические утюги, плитки, приемники. В селе 8 телевизоров. Построен хороший магазин. Намечено построить 12ти квартирный двухэтажный жилой дом, пекарню. Не узнать и Печинскую школу. Если в 1926- 1927 г. г. в школе было 18 человек, то сейчас насчитывается более 300 учащихся. Первым директором школы была Новосельская Раиса Васильевна. Первая пионерская организация в с. Печи образовалась в 1944 году. Сейчас в Печах почти все пионеры в школе. В селе строится новое здание школы областного масштаба. В 1966- 1967 учебном году будет открыт 9 класс. 5 человек имеют высшее образование, 50 со средним образованием. Имеется один врач, 5 фельдшеров, 10 учителей. Сейчас в селе очень много приезжих, которые сейчас уже не отличаются от другого населения.

Достопримечательности и традиции

Образование и культура




Ссылки

Персональные инструменты
Инструменты