Свиридов, Георгий Васильевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

--Спицына Наталья 00:53, 16 декабря 2007 (MSK)--Спицына Наталья 00:53, 16 декабря 2007 (MSK)Музыка Свиридова земная и звездная, скорбная и торжественная излучает особый, ясный, чистый свет — свет добра и красоты. В ней выражение человеческих надежд, чувств и мыслей. Это нечто насущное и жизненно важное. Люди проникаются его музыкой естественно. Однажды услышанная, она остается частью их существа, как воздух Родины, как дым Отечества. Г. В. Свиридов — один из самобытных и ярких композиторов нашей современности.16 декабря 2007 года Г. В. Свиридову исполнилось бы 92 года, и я как землячка, как та, которой посчастливилось родиться в том же городе, где родился наш гений, просто не могу не написать про этого воистину народного композитора. Итак, родился Г. В. Свиридов 16 декабря 1915 года в г. Фатеже Курской области.Свои профессиональные занятия будущий композитор начал в классе фортепиано в Курской музыкальной школе в 1929 году. Педагогом 14-летнего Свиридова была Вера Владимировна Уфимцева, которая сыграла большую роль в общем развитии мальчика. В 1932 году Свиридов уехал в Ленинград и поступил в центральный музыкальный техникум по классу фортепиано, но затем перешел на теоретико - композиторское отделение, чтобы осуществить свою заветную мечту — сочинять музыку. За три года композиторских занятий он написал несколько произведений в разных инструментальных и вокальных жанрах. Среди них особое место занял вокальный цикл из шести романсов на слова А С. Пушкина. Они явились началом творческой самостоятельности автора. В 1936 году он был принят в члены Союза советских композиторов, тогда же поступил в Ленинградскую консерваторию. В годы учебы в консерватории Свиридов написал немало вокальных произведений: цикл на стихи А. Блока, песни на слова А. Прокофьева, М. Лермонтова, П. Беранже. Из инструментальной музыки этого периода наиболее интересны первый фортепианный концерт и симфония для струнного оркестра. После окончания консерватории в 1941 году он сочинял камерную инструментальную музыку. В 50-е годы композитор создает оперетту «Огоньки», ораторию «Декабристы». В середине 50-х годов в творчество Свиридова глубоко вошел Сергей Есенин. 1955—57 годы были напряженными в сочинении «Поэмы памяти Сергея Есенина» и цикла песен «У меня отец крестьянин». В них Свиридов подчеркнул тему высокой гражданственности, тему Родины и родного края. Среди произведений середины 50-х годов особое место в творчестве Георгия Васильевича заняла «Патетическая оратория» на стихи В. В. Маяковского. Именно за это произведение в 1960 году Г. В. Свиридову была присуждена Ленинская премия. Творчество Свиридова разнопланово. От произведений патриотического направления Свиридов перешёл к произведениям, основанным на лучших образцах русской национальной музыки. Особое внимание он обратил на записи народных песен Курской области. Его интересовал богатый мир поэзии этих песен, красота и глубина их музыкального содержания. У него возникает замысел создать хоровой цикл, основанный на фольклоре родного Курского края. Упорно работает над кантатой «Курские песни», первое исполнение которой состоялось в 1964 году. В 1968 году за кантату «Курские песни» Г. В. Свиридову была присуждена Государственная премия СССР. В 1972 году Г. В. Свиридов становится лауреатом Большой премии Французской национальной академии за кантанту "Древняя Русь". В 1984 году Свиридова наградили Золотой медалью имени А. А. Александрова за большие заслуги в создании произведений на героико-патриотическую тему. Начало 90-х годов отличает его творчество сочинением хоровой музыки, так называемых Молитвенных песнопений, за что он награжден Государственной премией России. Очевидно, наличие огромного количества наград говорит о признании государством того неисчерпаемого таланта, которым обладал Г. В. Свиридов. Но главным показателем гениальности курского композитора является тот факт, что ему удалось завоевать любовь и поклонение всего русского народа. Музыка Г. В Свиридова отличается отточенной простотой, национальной характерностью песенных мелодий, блеском и красочностью оркестрового колорита, строгим отбором выразительных средств. Музыка Георгия Васильевича - это музыка, вместившая душу народа.

Персональные инструменты
Инструменты