Самородская Полина. Защита авторского права

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

История авторского права

Появление авторского права относят к открытию в XV в. книгопечатания. Однако техника книгопечатания была создана гораздо раньше в Китае и Корее и оставалась неизвестной европейцам, а сама идея собственности на результаты интеллектуальной деятельности так или иначе признавалась несколько столетий, до того как немецкий книгопечатник Иоганн Гутенберг изобрел способ печатания подвижными литерами. Еще в Древней Греции и Риме плагиат порицался как бесчестный поступок. Авторы произведений того времени не удовлетворялись одной лишь славой, но и получали доход от своих литературных трудов. Учет личных прав авторов того времени позволяетсовременному читателю изучать трактаты великих философов Древней Греции и Китая, опубликованных под их настоящими именами. Некоторые авторитетные ученые утверждают, что понятие «авторское право» существовало всегда, хотя долго не находило отражения в законодательстве. В любом случае, имущественные права авторов того времени сводились лишь к праву собственности на оригинал произведения, выраженный в материальном объекте (рукопись, скульптура, картина т.д.). Процесс становления, развития и охраны авторского права в разных странах шел по-разному. Преимущественно в законодательстве выделялось два подхода: 1) континентальный (развитие происходило в направлении охраны прав авторов). Такой подход, в частности, развивался в англоязычных странах; 2) англо-американский (усиливалась охрана экономических прав издателей). Во Франции учреждение привилегии в литературной области появляется вскоре после начала книгопечатания, примеры можно найти с 1534 г., причем аналогичные ранее появившимся венецианским прецедентам. Следует отметить, что появление института привилегий также обязано и средневековым традициям: любая новая деятельность требовала благословения господина, а в эпоху Нового времени государя (суверена). Предоставление привилегий позволило ему контролировать распространение творческих произведений. Эффективность действия института привилегии сохранилась и в XVI в. во время протестантской реформы. Привилегии предоставлялись на определенный срок, который варьировался от 2 до 20 лет, и в последствии могли предоставляться на новый срок. Предоставляемые привилегии касались исключительных, имущественных авторских прав, в частности, права распространять экземпляры произведения; о личных неимущественных правах, именуемых в современном французском авторском праве моральными правами автора, речи не шло и не существовало защиты от плагиата, наоборот, многие авторы активно заимствовали чужие фрагменты и сюжеты, к примеру, этим славился Мольер. В Средние века предшественниками авторского права были так называемые «привилегии». Привилегии выдавались монархом лично автору по просьбе последнего. Как правило, привилегии выдавались на художественные литературные произведения, и такая практика была редкой. Многие учёные и люди искусства придерживались той точки зрения, что их произведения являются не актом творения; они являются лишь «проводниками» божественного знания, которое выражают посильным способом. Соответственно, заявлять права на свои произведения было бессмысленно и греховно. Стремительное развитие источников авторского права в США частично объясняется, конечно, созданием и растущими потребностями новой нации, но оно было обусловлено также тем фактом, что почти все их положения происходили из источников английского авторского права. Законодательство штатов и Федеральный Закон 1790 года были основаны на Статуте Анны 1710 года. Общее право продолжало играть роль важного регулятора авторского права�. Важным моментом в развитии источников авторского права США было отсутствие какого-либо рассмотрения роли издателя. Хотя это право зародилось в Англии как «право издателя» (copyright as a publisher's right), законодатели уже не уделяли значительного внимания регулированию его прав (в сравнении, например, с Патентным законом 1662 года), принятие во внимание его интересов постепенно исчезало, и авторское право стало рассматриваться как «право автора» (author's right). На наш взгляд, с точки зрения законодателя права издателя являлись как бы продолжением прав автора, и, следовательно, только права автора нуждались в регулировании. Но как только автор и собственник авторских прав не были представлены одним лицом, то уже не было различия в том, кто именно, автор или издатель, реализовывал эксклюзивные права. Появление концепции монополии в Англии было связано с деятельностью издателя, а не автора. Контроль над работой, осуществлялся ли он автором или издателем, являлся монополией по отношению к этой работе. Разница состояла в источнике контроля и, таким образом, в количестве работ, которые контролировались. Основанием установления контроля для издателя являлся договор с автором; контроль автора был естественным следствием самого факта создания им произведения. То есть для издателя представлялось необходимым, чтобы один автор или коллектив авторов обладали монополией в отношении эксклюзивных прав на книгу. Таким образом, законодатели не провели разграничения между интересами издателя и интересами автора. Право США XX века, несомненно, во многом отличается от права Англии XVIII века, от которого оно имело своё происхождение. В отношении авторского права в качестве отличия можно выделить закрепление свободы печати (отмену цензуры) и свободы выражения собственного мнения (гласность). Авторское право не является более средством, используемым для получения Правительством выгоды; оно также не является более средством, используемым небольшой группой издателей-монополистов в целях установления контроля в книготорговле; авторское право используется для получения выгоды от реализации эксклюзивных прав. Современное понимание авторского права, таким образом, имеет определенное противоречие. Общество, в котором господствует свобода выражения мнения как один из основных принципов свободы, ограничивает степень ее осуществления в том смысле, что оно связывает гласность с правовой защитой собственнических интересов�. Таким образом, основной тенденцией развития авторского права США явилось постоянное увеличение сроков защиты авторских прав. 2.

Развитие авторского права в России

Российское авторское право в целом принадлежит к семье европейского, континентального права. Тем не менее само авторское право России отличается от истории авторского права других стран не только особенностями государственного характера, но и запоздалым своим появлением. В России становление авторского права началось несколько позже по сравнению с французским авторским правом: первые нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по поводу художественных, литературных и других произведений искусства, появились лишь во второй четверти XIX в. До этого времени (до конца XVIII в.) действовала государственная монополия на издательское дело, в 1771 г. открылась в разрешительном порядке первая частная типография. Одновременно с этим был принят Указ 1771 г., который ввел цензуру на иностранную литературу. Очевидно, что цензурное законодательство оказывало значительное влияние на становление и развитие положений, касающихся прав авторов и издателей.


Авторское право в СССР

Советское законодательство было излишне зарегламентировано и содержало значительные изъятия из сферы авторских прав, что не слишком хорошо отражалось на практике. Вместе с тем оно неплохо обслуживало административно-командную систему, существовавшую в СССР. После длительного перерыва термин «исключительное право» появился в нормах российского права лишь в 1964 году. Так, ст. 521 ГК РСФСР, закрепившая порядок использования изобретений, на которые были выданы авторские свидетельства, предусматривала исключительное право государства на это изобретение на срок пятнадцать лет со дня подачи заявки. В дальнейшем этот правовой термин все чаще стал употребляться в нормах гражданского права. Так, ст. 4 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» закрепила за гражданами России исключительное право на распоряжение своими способностями к труду. В 1993 году был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (ЗоАП) от 9 июля 1993 г., который стал одним из первых законодательных актов в этой области, построенных на основе общепризнанных международных стандартов. В 2004 г. был внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» Федеральным законом от 20 июля N 72-ФЗ, а именно: увеличение срока действия авторского права до 70 лет после смерти автора и более подробное рассмотрение вопросов, касающихся защиты авторских прав. 1 января 2008 г. - безусловно, одна из самых знаменательных дат в истории российского права интеллектуальной собственности. В этот день вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ�, регулирующая отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. Это событие - не только финал кодификации гражданского законодательства, начавшейся еще в прошлом веке, но и знак почтения разделу цивилистики, незаслуженно долго находившемуся на «периферии» внимания законодателя. Под интеллектуальной собственностью обычно понимают право на результаты творческой и духовной деятельности�. В п. 1 ст. 1255 ГК РФ� определяется специальное значение термина «авторские права», которым обозначаются субъективные интеллектуальные права авторов произведений науки, литературы и искусства. Иными словами, авторские права - это интеллектуальные права, как они определяются в общих положениях (ст. 1226 ГК РФ) применительно только к результатам интеллектуальной деятельности в указанных в данной статье сферах творчества, которые именуются произведениями. Исключительное авторское право - это имущественное право, предоставляющее автору возможность согласно общему положению ст. 1229 ГК РФ и специальной норме ст. 1270 ГК РФ использовать произведение по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. В ст. 1270 ГК РФ содержится неисчерпывающий перечень этих способов, каждый из которых одновременно представляет собой конкретное исключительное авторское право. Такая конкретизация важна, в частности, для целей заключения лицензионных договоров и свободного использования правомерно обнародованных произведений. Хотя в ст. 1270 ГК РФ сформулировано право автора разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение, эти возможности следуют из общей нормы ст. 1229 ГК РФ.

Заключение

Авторское право существует главным образом для того, чтобы позволить человечеству иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности, а также вознаграждать и защищать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. Итак, авторское право может рассматриваться, с одной стороны, как система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений; с другой стороны, как сочетание личных и имущественных правомочий автора. Авторское право (в объективном смысле) - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов имущественными и неимущественными правами, защите прав автора и других правообладателей. Авторским правом охраняются продукты интеллектуального труда, т.е. произведения как результаты творческой деятельности, независимо от их назначения и достоинства самого произведения. В отличие от иного законодательства, обеспечивающего охрану результатов интеллектуального труда, авторское право предоставляет охрану форме результатов творческой деятельности, а не их содержанию. Суть авторского права «заключается в охране формы произведения, а не его существа, так как форма имеет приоритет в авторском праве, но из этого не следует безразличное отношение права к содержательной стороне объекта, без которой его существование невозможно».

Персональные инструменты
Инструменты