Самарские монастыри

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
                Kamen.jpg 
Становление и развитие культовой архитектуры православия в городе Самаре

Древнейшее народное предание связывает основание Самары с именем святителя Алексия, митрополита Московского, древнего покровителя города (1300 – 1387). Собеседник и друг преподобного Сергия Радонежского, воспитатель святого благоверного великого князя Димитрия Донского, один из вдохновителей Куликовской победы, чудотворец и величайший политик – таким вошёл в историю России святитель Алексий. В летописных сводах и в житии приводится рассказ, как Алексий исцелил молитвой ослепшую жену татарского хана. Путь его пролегал по необжитым степным просторам Поволжья. Во время остановки в отшельническом скиту на берегу красивой многоводной реки, он пророчески произнёс: “На сем месте будет город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда и никем разорён не будет”. Пророчество святителя Алексия исполнилось в точности. На месте отшельнического скита и была срублена казаками в 1586 году крепость Самара. Важнейшее место в жизни средневековых самарцев занимала религия. С рождения и до смерти обывателей городка осеняли кресты многочисленных церквей и монастырей, внушая свой образ мира и существования. Храм, символизирующий землю, с куполом (символом неба) – это образ мира, творения Божьего. Купол символизирует также пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Богу. П о церковным канонам вся жизнь христианина должна быть связана с храмом. Основными частями христианского храма являются притвор – место, где могут находиться те, кто готовится принять крещение, кающиеся и отлученные от причастия; средняя (внутренняя ) часть, предназначенная для молящихся; алтарь – важнейшее место храма, символизирующее Царство небесное; солея – возвышение перед алтарём; амвон – место для чтения Евангелия, произнесения проповедей священником. Православный храм называется церковью. Одной из основных отличительных особенностей церкви является иконостас – состоящая из икон стена, отделяющая алтарь от внутренней части храма. Алтарь располагается в специальном полукруглом выступе и всегда находится в восточной части храма, поэтому верующие символически обращаются к восходящему солнцу – образу Христа, рассеивающего мрак смерти. В центре алтаря располагается престол – четырехугольный стол, возле которого совершается евхаристия. Престол православных храмов освящается в память какого-либо святого или события, празднуемого Церковью. От наименования престола получает название и весь храм. Престолов может быть несколько в разных приделах, но храм называется по главному, центральному приделу. Первая церковь, получившая имя Пресвятой и Живоначальной Троицы, была выстроена вместе с основанием крепости – в 1586 году. Деревянная, с приделом Николая Чудотворца, она на долгие годы стала главной соборной церковью города. В 1685 году в Самаре появилась первая каменная Преображенская церковь. Это было первое здание культового назначения. Сюда приходили не только для молитвы, но и для того, чтобы узнать последние новости. Самарские монастыри появились уже в конце 16 – начале 17 веков. Первым – мужской Спасо-Преображенский, позднее с тем же названием – женский. Старицы женского монастыря жили на государево жалованье – ругу и на подаяния прихожан. Монахи мужского, считавшегося домовым патриаршим, владели богатой вотчиной на Самарской Луке. Монахи и монахини подавали пример святой жизни, отправляли религиозные потребности горожан, а в мужском монастыре еще и активно занимались хозяйственной деятельностью. Монастыри также должны были служить приютом для немощных посадских и служилых людей. С такой целью создавались обители и в других новопостроенных крепостях, в том числе в Сызрани. Интересна история создания самарского Иверского женского монастыря, и Николаевского мужского монастыря. К концу 18 века в уездной Самаре насчитывалось около четырёх тысяч жителей. По её улицам стояли 707 деревянных жилых домов и 5 церквей. Самарцы издревле чтили светлую память богоносного Алексия, почитая его небесным покровителем и ходатаем за Самарский град. В его честь были воздвигнуты на побережье Волги 4 часовни, например Часовня Святого Алексия, воздвигнуто несколько храмов: Алексеевская/Успенская церковь, Вознесенский/Алексеевский собор и другие. Его именем была названа главная городская площадь (ныне площадь Революции), где проходили городские празднества, различные представления и совершались молебны. Кроме того, существовала Алексеевская улица (ныне Красноармейская). В первой половине 19 века самарцы перешли под духовное попечительство епископа Симбирского и Сызранского. К этому времени относится повсеместное наступление православия на многочисленные старообрядческие языческие и раскольничьи организации, общины, монастыри. Интересна история создания Казанско-Богородицкой единоверческой церкви. В 1851 году город из уездного стал губернским. Самара постепенно превращалась не только в экономический, но и в духовный центр обширного края под определяющим влиянием Русской православной церкви. Все это дало повод правительству учредить Самарскую губернию с самостоятельной архиерейской кафедрой. На торжественном открытии Самарской губернии, приглашенный губернатором преосвященный Феодотий, епископ Симбирский, вручая губернатору С.Г.Волховскому икону святителя Алексия сказал: “Благословляю тебя, боголюбезный граде, святою иконою святителя Алексия, издалече провидевшего и прорекшего величие твоё. Его святительство, а с ним и Божье благословение всегда опочивает над тобою. Аминь!” 30 марта 1851 года в Самаре было торжественно открыто Епархиальное управление. На следующий день, в Вербное воскресенье, не менее торжественно было совершено и открытие епархии назначенным на Самарскую архиерейскую кафедру Преосвященным Евсевием, бывшим до этого епископом Винницким. В тот же день перед литургией был совершен из Казанского собора крестный ход в Вознесенскую церковь. Здесь был зачитан указ Святейшего Синода об открытии Самарской епархии. После образования в 1851 году Самарской губернии, благотворительность в Самаре получила широкое развитие. Число благотворительных учреждений и обществ с каждым годом увеличивалось, а плодотворная их деятельность принимала все большие размеры. Самарские купцы всегда славились богатством и успехом в делах, а ещё благочестием и благотворительностью. Они создавали дома трудолюбия для неимущих и обездоленных людей, строили великолепные храмы, часовни, жертвовали на детские приюты, например: часовня Святого Алексия, Николо-Софийская церковь, Всехсвятская церковь, Михаило-Архангельский собор, Храм Рождества Пресвятой Богородицы. С 1850 по 1890 год они построили в городе 11 церквей и часовен. Среди самарских меценатов самым выдающимся, пожалуй, был купец 1-ой гильдии Антон Николаевич Шихобалов – почетный гражданин города. Общая сумма его пожертвований составила 1.300.000 рублей. В 1856 году в управление Самарской Епархией вступил Преосвященный Феофил (в миру Надеждин), второй епископ Самарский и Ставропольский. В годы его управления епархией, вплоть до кончины в 1865 году, в Самаре были сооружены церкви: Всех святых, (при ней в дальнейшем была создана Константиновская богадельня), Покровская, Воскресенская (1864 г.), Петропавловская (1865 г.); открыты духовная семинария (1858 г.) и Николаевское духовное училище (1860 г.); женская община была возведена в степень монастыря с наименованием в честь Иверской иконы Божией Матери (1860 г.); в 1863 – учреждается мужской общежительный монастырь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1876 году во время русско-турецкой войны общество взяло на себя задачу помощи семьям солдат и офицерам, призванных на службу в армию. В феврале 1878 года был открыт в Самаре Мариинский приют детей воинов, в котором была построена Николо-Софийская церковь. В 1892 году в Самаре было создано братство Св.Алексия, занимавшееся просветительской и благотворительной деятельностью, при нём существовал Алексеевский детский приют, на содержание которого деньги давал даже Александр III, во время своего посещения Самары. По переписи 1897 года в Самаре числилось 91 672 жителя. В городе была 21 школа с 2565 учениками, две больницы – Земская (ныне им. Пирогова) c 13 врачами, в которой затем был выстроен Храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона и железнодорожная. К этому времени в городе было 3 собора, 22 церкви с 43 попами и архиереем, женский и мужской монастыри. Значительные суммы городского бюджета шли на строительство церквей. Самарской епархии стала принадлежать заметная роль в духовной жизни России. По статистическим данным перед Октябрьской революцией она имела 12 монастырей, около 1000 приходов (церквей) и 2350 священнослужителей, а также Духовную семинарию, женское училище и множество церковных школ. На Самарской кафедре подвизались видные архиереи, например: еп. Феофил (в миру Надеждин), еп. Гурий (в миру Буртасовский), митрополит Мануил (в миру Лемешевский), чудодейственные мощи которого почивают в Покровском кафедральном Соборе, митрополит Иоанн (в миру Снычев) и многие другие. Немало было благочестивых священников, монашествующих и мирян: протоиерей Валериан (в миру Лаврский), игумен Илларион (в миру Овинов), иеромонах Никита (в миру Сапожников), старцы Андрей Злобин и Василий Троицкий и многие другие, чьи жизнеописания излагаются в вышедшей в 1995 году книге “Подвижники Самарской земли”. Самое тяжелое положение Самарская епархия переживала в годы гонений при архиепископе Иринее (в миру Шульмине) (1935 – 1937 гг.). Остался действующий лишь один Покровский собор, который служил на три области – Куйбышевскую, Саратовскую и Чкаловскую (Оренбургскую). Петропавловский храм был закрыт. С 1937 по 1941 год Архиерейская кафедра вдовствовала и самарская многочисленная паства оставалась без пастыря. Многие культовые постройки, которые являлись образцами архитектурного искусства, полностью были уничтожены и безжалостно снесены в период “борьбы” с религией, например, Смоленская церковь, храм Христа Спасителя. Остались ещё свидетели того страшного зрелища, когда срывали колокола с колоколен, как крушили эти замечательные творения рук человеческих, чей завораживающий звон много веков плыл над необъятными просторами земли самарской. Когда погружали колокола на баржу, все городские жители собрались на берегу реки Волги, чтобы проводить их в последний путь. Баржа тяжело отчалила от пристани и вдруг на глазах у всех стала медленно уходить под воду. Прошли годы гонений, и в настоящее время епархия молитвами святителя Алексия и трудами Преосвященнейшего епископа Сергия переживает своё возрождение: восстанавливается Алексеевская часовня, часовня во имя Иверской Божьей Матери, создано Самарское духовное училище, где готовится новое поколение священнослужителей, открываются всё новые и новые приходы, как, например, в Михаило-Архангельском соборе в посёлке Шмидта, возводится храм Кирилла и Мефодия на поляне им. Фрунзе, возобновлена жизнь в женском Иверском и мужском Вознесенском (Сызранском) монастырях. В настоящее время существует около 120 приходов и такой же штат священнослужителей, что по сравнению с 1990 годом больше в 3 раза. Всё больше и больше людей вновь обретают отнятую у них святоотеческую веру, национально-религиозную культуру. Общество начинает нравственно отрезвляться, многие люди, наконец, обретают истинный и высший смысл своей жизни, нравственное здоровье и полноту бытия, что подаёт серьёзные надежды на будущее процветание епархии, города, а значит, и Отечества. ________________________________________

Персональные инструменты
Инструменты