Рок-музыка в Казахстане

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
                        Рок-музыка в Казахстане.


Лет десять-пятнадцать назад рок-музыка шокировала обывателя своей нестандартностью, смелостью. Сегодняшние музыканты еще помнят те провокационные времена, но их «рок-культура» уже совсем другая.

Старые друзья встретились, чтобы вспомнить былое. Сегодня они — довольно известные личности в Алма-Ате. А в молодости были бунтарями и представляли не зависимый от советского Госконцерта андеграундный рок.

На все наши выходки куратор реагировал терпимо, но когда я пришел босиком в университет, то тут уж он меня слегка пожурил, — с улыбкой вспоминает «бунтарскую юность» Бахыт Изящев.

Я считаю, что рок — изначально музыка протеста. Так было на Западе, а у нас, за «железным занавесом», все было тише и спокойнее, — считает Ринат Шаяхметов. — Мы слушали Гребенщикова, Макаревича, но они пели на эзоповом языке, намекая на «новый поворот», «сказочную страну».

Былые хулиганы с гордостью вспоминают бурную молодость и с грустью говорят: настоящего рока больше нет. Свою любовь к рок-н-роллу Ринат Шаяхметов с друзьями решили воплотить в памятнике Джону Леннону.

Эта идея висела в воздухе. Каждый бы хотел увидеть в Алма-Ате такой памятник, рассказывает Ринат. — Когда я увидел, что подобный мемориал открывают в Гаване, то решил, почему бы в таком продвинутом городе, как наш, не поставить свой постамент культовому музыканту.

«Мотороллер» — одна из немногих музыкальных команд Казахстана, которая смогла найти свое место на большой сцене. Ребята считают себя рокерами, но к самому явлению рока в стране относятся скептично.

То, что сейчас происходит на музыкальных площадках Казахстана, назвать роком трудно, — считает солист группы «Мотороллер» Ильяс Аутов. — Это, наверное, судьба рока на всей территории постсоветского пространства — быть в андеграунде, в подполье. Тем более что у нас не обращаются к рок-культуре официально. Впрочем, стихийной дворовой культуре, вынужденной жить в подвале, этого и не надо.

Известный ди-джей и музыкальный продюсер Роман Райфельд судит об уровне популярности рок музыки в стране по заявкам слушателей. Его вывод неутешителен — казахстанский рок практически не востребован. За явным преимуществом он уступает попсе.

Сегодня рок стал коммерческим проектом. К нам, в Казахстан, например, приезжают группы, чтобы зарабатывать деньги, а не революцию устраивать, — говорит музыкальный критик Роман Райфельд. — Я — сторонник взгляда Бориса Гребенщикова, который еще в восьмидесятые пропел, что рок — мертв. Глупо считать, что рок-н-ролл жив у нас.

Пока казахстанцы пессимистично оценивают свою музыкальную культуру, американец Джефри творит ее. Каждый день он выходит на сцену маленького клуба и поет старый добрый рок-н-ролл.

Рок-музыка в Казахстане развивается, и это хорошо, — убежден Джефри. — И чтобы дело шло еще успешнее, мы на публику играем эту музыку.

В прошлом Джефри — директор крупой компании. Каждый вечер он снимал свой деловой костюм, надевал джинсы и брал в руки гитару. Со временем безобидное хобби стало роковым влечением. Джефри бросил работу и с головой окунулся в пьянящую свободу рока. Но бывший бизнесмен дает о себе знать — Джефри мечтает не только повлиять на рок-культуру Казахстана, но и заработать на этом деньги.

Можно ли здесь заработать на роке? Конечно, есть такие места, в которые вкладывают более-менее приличные деньги. Много корпоративных приглашений, когда фирмы хотят слышать живую музыку, и эти предложения интересны, — рассказывает музыкант.

Одни кричат о смерти рока. Другие говорят — он только зарождается. Тем временем на сцене появляются новые лица. Кожу и латекс они сменили на джинсы, протест — на популярность и деньги. Но они также молоды, и им есть что сказать. Только песни стали другими.

Персональные инструменты
Инструменты