Религиозные воззрения негидальцев.
По религиозным воззрениям негидальцы были анимистами. Они считали, что мир населён духами, которых делили на обыкновенных - свен - и злых - амбан. Посредниками между людьми и духами выступали шаманы.
Надо сказать о том, что анимистические воззрения негидальцев были связаны с концепцией трёх стихий.
Духи неба ниспосылали удачу при охоте на копытного зверя - лося и дикого оленя, а также на пушного - соболя, лисицу, хорька, колонка, белку, зайца. Местом приношения жертв духам неба с просьбами об удачной охоте и здоровье являлись родовые мольбища - алачинки, которые каждый отдельный род устраивал недалеко от селения. Среди изображений различных духов на мольбище имелись деревянные человекообразные фигурки духа-хозяина солнца – тыйгани - и духа - хозяина луны - омнанкан, которые передавали хозяину неба – бохга - просьбы охотников и их жертвы.
Хозяин водной стихии – му - влиял на успешную рыбную ловлю. Если в роду были утонувшие сородичи, которые становились помощниками хозяина воды, то осенью, после ледостава, и весной, перед ледоходом, совершались моления у проруби. Центральное место в отношении влияния на судьбу всего рода и каждого его члена отводилось духам четырёх стихий: неба - бохга, тайги - хуяан, воды - му, огня - подя, среди которых главенствовала дух Небесной старухи - бохга эденин.
Негидальцы верили, что дух того или иного животного (дух тайги - хуяан) скрывается в определённой части тела самого животного и что именно он помогал охотнику в его нелёгком промысле, защищал его в тайге или на реке, отводил болезни и приносил удачу. Поэтому каждый охотник имел при себе амулет - синкэн: перо или коготь, кусочек кожи или пучок волос. В этом амулете скрывался дух - хозяин почитаемого животного, - так считал абориген - негидалец. Божества делались из дерева, их почитали, угощали. До сих пор традиционно сохранились угощения хозяину воды - му, хозяину огня - подя, которых просят удачной рыбалки, охоты, здоровья, благополучия в семье. С обрядовой фольклорной областью были связаны также представления о рождении детей, нормы поведения при беременности, воззрения, касающиеся смерти и загробного мира, отношения к овдовевшей женщине и т.д.
Существенным элементом в представлениях негидальцев были различные приметы, поверья, запреты - одяви, обычаи - итка.
Вот некоторые из запретов - одяви:
- Палку, на которую вешают котелок для варки пищи, воткнув, оставлять нельзя: заболеешь неизлечимой болезнью. Это табу существует до настоящего времени.
- Когда едешь по озеру, и рыба плещется в это время, нельзя говорить «рыба играет», надо говорить «листья падают». Иначе переведётся рыба в этом озере.
- Спиной в дом дрова не заносят, с грохотом не кладут, поперёк дома не кладут. Грех.
- На одной стороне дома не спят постоянно, дом может перевернуться как лодка, осиротеет.
- Через человека нельзя перешагивать, грех. Укорачиваешь человеческую жизнь.
- В угол дома ногами не ложись, разрушаешь свой дом.
- Над собой рукавицы не вешают, грех. Рукавицы мнут твоё сердце, оно делается больным.
- Молоток никогда не клади у дверей, грех. Молоток навсегда выгоняет жильцов из дома.
- Никогда под голову не кладите детскую одежду, ребёнок будет болезненным.
Что касается многочисленных запретов, сопровождавших негидальцев в повседневной жизни, то наиболее типичными были одяви, связанные с культом медведя. Если с человеком случалось в тайге несчастье, и охотник попадал в лапы медведя, что у него были галигда, то есть вещи «меченого». На такие вещи накладывалось табу, нельзя было их брать никому с собой в тайгу.
Если запрет почему-либо не соблюдался, существовали способы, опять- таки магического характера, выяснить причину его нарушения или избежать неблагоприятных последствий. Так, например, нельзя было заранее говорить о том, что охотник добудет зверя. Если же этот запрет кем-либо нарушался, то охотник брал палку, на которой висел котёл для варки пищи над костром, плевал на конец палки со словами: «Людей болтовню нацепи на себя и не пускай», и втыкал в землю другим концом.
Вот некоторые обычаи - итка.
- На охоте ли, на рыбалке ли будь, надо угостить хозяина огня - подя, в противном случае - не быть удаче.
- Когда заночуешь в лесу, сделай зарубку на толстом дереве, и когда дерево будет стонать, ни один нечистый дух не подойдёт, испугается.
- Ночью никогда не ходят по воду, говорят, что с водой в дом можно принести плохое.
- Весной и осенью никогда на ночь не оставайся без воды в доме, обязательно принеси заранее. - -Говорят, если останешься на ночь без воды, то перелётные птицы выпьют твою кровь.
- Не надо говорить «мышь», надо говорить «дверь твоего дома».
- Не надо говорить « заяц», надо говорить «старик бегает».
- Не надо говорить « карась», надо говорить «старуха плещется».