Результаты исследований обучающихся в проекте Воплощенная молитва

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Содержание

Авторы работы

Бабушкина Ольга Владимировна

Романов Александр Николаевич

Участники группы Историки

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Как изменялось содержание окладов в различные временные периоды?

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что в различные временные периоды содержание и форма окладов изменялись

Цели исследования

Проанализировать историю развития окладов икон

План работы

1. Провести поиск-исследование "Отличительные черты наиболее известных русских иконописных школ".

2. Узнать, какие техники обработки металла применялись при создании окладов в древности.

3. Проанализировать развитие применения техники горячих эмалей в окладах икон.

Результаты проведённого исследования

1. Мы выяснили, что в настоящее время искусствоведы выделяют такие основные школы иконописи, как Новгородская, Псковская и Московская. Новгородская школа.

Для новгородских икон характерно противопоставление красного и белого, а также некоторые черты реальной жизни. Все элементы распределены равномерно, нет ни перегруженных, ни пустых мест. Фигуры, горы, деревья располагаются симметрично, но эта симметрия разбивается поворотами фигур, наклонами их голов, разнообразными формами гор, построек, деревьев и других изображений. Новгородская живопись небогата изображениями растительности. Иконы в новгородском стиле писались в большинстве случаев на светло-желтых тонах. В изображении человека характерен графический рисунок рук, ног, тела. Фигуры несколько удлиненных пропорций, что придает им строгую стройность и величие. Псковская школа.

Псковская иконографическая живопись имеет своё оригинальное лицо: это и ассиметричный малоустойчивый, неточный рисунок, однако всегда выразительный; и густой колорит тёмных, тёмно-зелёных, вишнёвых с оранжевым, либо розовым оттенком, а также синих тонов. Манера письма размашиста и экспрессивна. По формам выражения, псковская школа была самой непосредственной и импульсивной из всех русских иконописных школ, ей свойственны повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка Очевидно, это связано как с демократической и самостоятельной политической системой Пскова, так и с проникновением плебейского элемента в псковское духовенство. С 1378 года в Новгороде работает известный иконописец Феофан Грек; и это обстоятельство не могло не сказаться на художественной школе соседнего Пскова. Надо сказать, что развитие псковской школы происходило замедленными темпами, нежели в соседнем Новгороде.

Московская школа. Вторая половина 14 века ознаменована творчеством Феофана Грека и его последователей. Однако этому стилю не суждено было надолго закрепиться, так как Андрей Рублёв, очень скоро отошедший от Феофана, не разделял методов работы Феофана, а зачастую использовал прямо противоположные.Феофан Грек

В творчестве Андрея Рублёва центральное место, без сомнения, занимает «Троица».Рублев Троица Творчество Рублёва знаменует высшую точку в развитии московской иконописной школы. Именно Рублёв первым отходит от византийской строгости и аскетизма, вдыхая в древние каноны новую жизнь. Традиции искусства Рублева, Феофана Грека и Даниила Черного получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций. какие техники обработки металла применялись при создании окладов в древности.

2. Изучив источники, мы узнали, что для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров: басма, зернь, канфарение, выемчатая эмаль, оброн, перегородчатая эмаль, скань, фольга (рельефная и прорезная), чеканка, гравировка, чернь, эмалевые расписные накладки. Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укреплённым или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов. В раннем периоде все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас, — эти следы можно видеть на древних иконах. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешёвые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском.

3.Мы выяснили, что горячая эмаль по металлу использовалась в прикладном искусстве древнего Египта, Индии, Китая.

В произведениях прикладного искусства древнего мира, а также и в более поздних изделиях греческих и римских мастеров первых веков нашей эры применялась техника выемчатой эмали. Большого совершенства техника эмали достигла в произведениях прикладного искусства Византии (X—XV вв.). Они замечательны удивительной тонкостью работы, гармонией цвета, пластики, выразительностью композиций и разнообразием технологических приемов. Византийские художники использовали не только выемчатую эмаль, но и перегородчатую. Кроме ювелирных изделий и посуды эмалью украшаются предметы церковного обихода: иконы, оклады церковных книг и др. Мастерство византийских ювелиров нашло своих последователей в древнерусском прикладном искусстве Киева, Владимира, Новгорода, Москвы. Русские мастера продолжили традиции эмальерного искусства и добились в последующие времена высокого совершенства и мировой известности.

В XIV и XV вв. эмаль применяется как фон на литых, чеканных и резных изделиях. К середине XVI в. получила большое распространение техника эмали по скани из золота, серебра или меди. Изделиями такого рода славились мастера Новгорода и Москвы.

Для московских произведений с эмалью XV в. характерно применение прозрачных изумрудно-зеленой, синей и лиловой эмалей, которыми заливался фон надписей или литых накладных изображений. В XVI в. украшение золотых и серебряных изделий эмалями достигает своего совершенства. В цветовой гамме первое место занимает голубой тон с множеством оттенков от сине-василькового до водянисто-голубого, бирюзового, зеленовато-голубого и лилового, а в конце века появляются также густо-красные и зеленые тона.

В XVII в. московские мастера в совершенстве овладевают техникой художественной эмали во всем ее многообразии. Они не только покрывают эмалью плоские поверхности, но и заливают эмалью объемные формы: сосуды, скульптурные чеканные рельефы и т. п. При этом применяются глухие эмали всевозможных цветов и оттенков, а также прозрачные, через которые просвечивает мерцающий блеск золотого и серебряного фона. Период XVI—XVII вв. характеризуется применением горячей эмали в обиходных вещах: посуде, коробочках, футлярах, ножах, вилках. Эмаль как вид украшения, в основном предметов церковного обихода, теперь становится неотъемлемой частью и бытовых и светских вещей.

Значительным для прикладного искусства XVI—XVII вв. является богатство орнаментов, многоцветие и разнообразие применяемой техники. Горячая эмаль на металле выполняется в это время всеми способами: выемчатая, по чеканке, скани. Сложные орнаментальные композиции декора украшаются эмалевыми вставками, а сюжетные композиции покрываются цветной эмалью по чеканному рельефу. Чаще всего художники обращаются к наследию XVII в., как наиболее богатому разнообразными способами исполнения и декорировки изделий. В прикладных произведениях из металла этого времени заметны либо очень точные копии образцов XVII в., либо стилизации, использующие формы, декор и технологию XVII в. Попытка возврата к прошлым, традиционным формам имела благородные цели: она послужила во многих случаях открытию забытых приемов изготовления и, в частности, к возрождению техники горячей эмали на металле. Такие способы, как цельное покрытие эмалью изделия, изготовление прозрачных эмалей на металле или роспись по эмали для ювелирных изделий, были вновь освоены и возвращены в производство. Особенной славой пользовалась основанная в 1842 г. в Петербурге фабрика Фаберже и открытое в конце 90-х годов отделение фирмы Фаберже в Москве, объединяющие несколько производственных мастерских по изготовлению драгоценных ювелирных изделий.Пример Оклад фирмы Очинникова

400px

Вывод

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу: в различные временные периоды форма окладов изменялась незначительно и по сей день остается традиционной. Преобладают оклады прямоугольной либо квадратной формы, однако необходимо отметить, что, начиная с XVIII века выполняются иконы и оклады к ним арочного типа (завершения луковичной или полукруглой формы).

Содержание окладов, оставаясь традиционным (сочетание растительного и геометрического орнаментов), с течением времени изменялось: становилось все более сложным по композиции и по сочетанию применяемых техник исполнения.

Полезные ресурсы

Оклады икон общие сведения

оклады фирмы Фаберже

пример оклада в технике эмалирования

оклад Пахляевой Екатерины

Русские иконописные школы


Краткая история русского искусства эмали

Феофан Грек Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спасас Преображения на Ильиной ул. в Великом Новгороде. 1378г.

Другие документы

Учебный проект Воплощенная молитва

Персональные инструменты
Инструменты