Публикации Патаракина Евгения/GalaxyIntel/Война и мир (1984)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Война и мир (1984) Латур: Магическую битву "Наполеона" и "Кутузова" Толстой сделал сражением толп, которые порой действуют как большие массы, а порой состоят из отдельных персонажей. Посреди этих толп, а порой персонажей - Наполеон и Кутузов без кавычек среди прочего отдают дурно понятые, плохо выполняемые, неверно передаваемые, искажаемые и перевираемые приказы, которые час за часом ведут к перемещению полков и орудий, а взамен получают запоздалые, искаженные и перевираемые сведения. Точно так же обстоят дела с тем миром микробов, о котором я рассказал, рассчитывая, что кто-нибудь напишет о Наташе бешенства и о князе Андрее желтой лихорадки.

Читаю Войну и Мир - 1984 года - и такая получается личная история с Латуром - в 83-84 я как раз был на дипломе в московском Институте Антибиотиков на Каширке - в лаборатории скрининга новых активных веществ. Работа собачья - ищеечья - растим культуры грибов, выделяем из них вещества и проверяем активность на микроорганизах - т.е. этих тоже вырастить и посеять на агар-агаровых подносах, автоматом сделать лунки, накапать субстрат и утром бежать-смотреть-какой-гриб-кого-прибил. Конечно, для микробиолога чтение Латура - немножко другое чтение, чем для всех остальных.

Но есть и еще неожиданные пересечения. В предисловии к французскому изданию 2011 года Латур отмечает переходность того времени, когда публиковалось первое издание книги "Война и мир микробов": персональные компьютеры только начали вторгаться в университетскую жизнь, а эта книга была одной из первых во Франции была передана непосредственно типографу через модем "Olivetti ET 351". Модема не помню, но персональный компьютер Olivetti стоял у меня в лаборатории в Переславле и мы, в нашей рабочей группе, его как-то особенно любили.

Латур думает и пишет о науке и научных исследованиях. При этом сама цель повествования - вывести из тени силы и акторов, которых мы не замечаем. И в этом его Война и Мир продолжает традиции романа Толстого: Пастер играет такую же роль, как Наполеон в трактате по политической философии, который был написан Толстым и носит название Война и мир. В этой книге Толстой выводит сотни персонажей, чтобы разобраться со столь важным для него вопросом, что может человек? Что в действительности может такой великий человек, как Наполеон или Кутузов? Ему требуется почти восемьсот страниц, чтобы восстановить ту множественность сил, которые историки приписывали мужеству или гению нескольких людей. Толстой преуспел, и вся недавняя история строит свои теории на относительной значимости великих людей для общих движений.

Между пивом и пивоваром стоит что-то, что порой действует, а порой нет. Этот третий - "дрожжи", говорит тот, кто показывает микробов. Отправляя пиво, вы отправляете бочку, жидкость, этикетку и дрожжи. Когда вы принимаете роды у женщины, вы полагаете, что в этом задействованы трое - повитуха, ребенок и мать; однако некто четвертый пользуется этим, чтобы перебраться с ваших рук на раны женщины. Вы заинтересованы в том, чтобы женщина выжила; у него другой интерес. Он размножается, женщина умирает, вы теряете клиента. Напрасно говорить о людях, об обществе, о культуре и о целях: повсюду толпы других акторов, которые действуют, преследуют неведомые нам цели и пользуются нами для своего процветания.

Без превращения, настигшего микробов, пастерианцу не на что опереться. Теперь же он может изменять питательную среду, морить микробов голодом, убивать их антисептиками, заставлять питаться чем попало, - короче, истязать их тысячами разных способов, чтобы всякий раз что-то узнавать о них.

Магическую битву "Наполеона" и "Кутузова" Толстой сделал сражением толп, которые порой действуют как большие массы, а порой состоят из отдельных персонажей. Посреди этих толп, а порой персонажей - Наполеон и Кутузов без кавычек среди прочего отдают дурно понятые, плохо выполняемые, неверно передаваемые, искажаемые и перевираемые приказы, которые час за часом ведут к перемещению полков и орудий, а взамен получают запоздалые, искаженные и перевираемые сведения. Точно так же обстоят дела с тем миром микробов, о котором я рассказал, рассчитывая, что кто-нибудь напишет о Наташе бешенства и о князе Андрее желтой лихорадки.

Ну, и конечно, прочитав такой текст, в котором Толстой объявлен литературным отцом краудсорсинга и сетевого понимания событий, я полез искать сетевое отображение романа. И обнаружил на http://voinaimir.com/info/ чудесную инфографику!

Динамическая сеть героев меняется по ходу повествования

Персональные инструменты
Инструменты