Проект Частица великой России. Достопримечательности. Э

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Приветствуем Вас в Судиславле. По мнению некоторых учёных, Судиславль является одним из самых древних городов России. Он скромен, провинциально тих и своеобразен. Внешний облик города складывался веками.

Есть места, в которых не стареют
Ни слова, ни мысли, ни душа…
И тебе, как прежде, сердце греют
Храм и речка в песнях камыша.
Словно в детском сне опять паришь ты,
Все с тобой: синица и журавль,
И щербинкой сельского парнишки
Улыбнется древний Судиславль.

Сергей ПОПОВ

Площадь Советская (Владимирская)

Приехав в Судиславль, мы оказываемся на площади Советской, которая раньше носила название Торговой. В 1886 году на площади построена каменная часовня в память об убитом царе Александре II. Такая же часовня была возведена на пересечении главных городских улиц - Богословской и Владимирской. До настоящего времени эти постройки не сохранились.
В этом же году появилось двухэтажное здание городской думы из красного кирпича с кованым балконом.
А в 1893 году по проекту архитектора М. Парийского на Владимирской площади купечеством были возведены каменные двухэтажные торговые ряды, украшенные механическими часами. Они состояли из 36 лавок, деревянных балаганов, ларей и столов, весов и мер с деревянною ветхою вахнею. Сейчас в этом здании расположен универмаг. Кроме того, в городе имелось два питейных дома, на выгонной земле 5 каменных и 11 деревянных кузниц.
Напротив универмага располагаются торговые помещения. Типичный пример рядовой застройки, соответствующей небольшому провинциальному городу пореформенного времени. К настоящему времени передний фасад здания искажен многочисленными разновременными проектами, на восточном фасаде все проемы заложены. В годы советской власти второй этаж был обшит снаружи тесом, со стороны заднего фасада возведена двухэтажная деревянная постройка; в интерьере на первом этаже разобраны почти все старые капитальные стены, взамен которых установлены деревянные перегородки. Кирпичные станы первого этажа снаружи оштукатурены и побелены, второй этаж рублен с остатком и обшит тесом. Двухэтажный корпус фиксирует красную линию. Сильно вытянутый вдоль красной линии, прямоугольный в плане объем крыт на два ската. Его задний торец примыкает к соседнему зданию, а восточный выходит на Красноармейскую улицу. От прежней декоративной обработки первого этажа сохранились лишь огибающие угловые лопатки, а простейший карниз, проходящий по верху кирпичной кладки, очевидно, сильно изменен при многочисленных ремонтах. На первом этаже протяженного главного фасада находится несколько разновременных проемов с прямыми и пологими лучковыми перемычками. Второй этаж сохранил первоначальную композицию. Равномерный ритм перерубов внутренних стен, между которыми размещено пятнадцать прямоугольных окон, сгруппированных по три, нарушает в средней части узкий простенок с одним окном, видимо, освещавшим междуэтажную лестницу. От первоначальной планировки первого этажа в восточной части здания уцелела единственная поперечная капитальная стена.
Рядом с этим домом находиться дом такой же застройки, но второй этаж выполнен из каменной кладки. Двухэтажный дом обращен к площади продольным северным фасадом. Крупный прямоугольный в плане объем завершен трехскатной крышей с вальмой на западном торце и кирпичным щипцом на восточном. Главный фасад имеет симметричную композицию, акцентированную в средней части плоской раскреповкой с небольшим щипцовым аттиком с плечиками. Над центральным сквозным проездом во двор помещены два тесно сдвинутых окна второго этажа. По сторонам раскреповки равномерно расставлено по пять оконных осей. Фасад ограничен угловыми пилястрами, гладкими на первом и филенчатыми на втором этажах. Поэтажное членение выявлено междуэтажным и венчающим карнизами, состоящими из нескольких простых полочек. На первом этаже здания расположено несколько торговых помещений со складами в дворовой части, второй этаж используется под жилье.

Соборная гора и Преображенский собор

Чудесный вид на Владимирскую площадь открывается с Соборной горы, на которой величаво возвышается Спасо-Преображенский собор. Многие фотографы поднимаются на колокольню собора, чтобы запечатлеть наш старинный русский город. Древнейшее и самое выдающееся здание в поселке Судиславль - Преображенский собор (1758г). Наиболее значительный художественный памятник Судиславля, комплекс церковного зодчества XVII-XIX веков, в котором ограниченно сочетаются постройки разных периодов и стилей; играет исключительно важную градостроительную роль, господствуя в панорамах города. Комплекс расположен на высоком холме (территория бывшего кремля), на западном краю города. Спасо-Преображенский собор и отдельно стоящая колокольня сооружены на средства прихожан в 1758 году вместо предшествующего древнего храма. Во второй половине XVIII века участок обнесли оградой с южными воротами и северной калиткой. В первой половине XIX века выстроены восточные ворота. В 1837 году кинешемский иконописец Турухатаев написал ряд новых икон для иконостаса и починил старые, а в 1840 году другой кинешемец, Автомонов, изготовил и позолотил иконостасов приделов. Обновление иконостаса и настенной живописи в интерьере холодного храма было выполнено во второй половине XIX века на средства купца И. П. Третьякова. По-видимому, в середине XIX века сооружена сторожка. В 1878 году здесь была расположена церковноприходская школа. Отдельно стоящая колокольня расположена в пяти метрах к югу от трапезной собора. Высота до верха креста 43,5 метра. В 1830 году на колокольне были установлены механические часы, приобретённые на средства горожанином Д. Ивановым (сняты в 1930-ых годах). Часы, а также древние колокола были сняты с колокольни в 30 -ых годах XX века. Протяжённость ограды 233 метра. Возле алтаря церкви сохранилось старое надгробие. Собор привлёк внимание художника Кустодиева. Его этюд с видом на Соборную гору хранится в Костромском музее изобразительных искусств. Преображенский собор ныне действующий, в нем постоянно проводятся богослужения. Ежегодно в престольный праздник Преображения, 19 августа, он становится центром духовной жизни всей области, собирая в своих стенах на службу костромское духовенство и прихожан. Являясь жемчужиной поселка, храм обновляется и ремонтируется.
Следующим направлением нашего маршрута является улица Комсомольская, которая раньше называлась Большая Владимирская. Это одна из двух (наряду с ул.Советской) главных улиц Судиславля, ведущая от Советской (раньше Торговой) площади в восточном направлении.

Улица Комсомольская (Владимирская)

Если мы спустимся с Соборной горы на площадь и пойдем по улице Владимирской, увидим дом М. Н. Захаровой. Это один из лучших в Судиславле деревянных жилых домов периода эклектики, следующий традициям позднего классицизма в композиции и декоре. В начале ХХ века принадлежал Марии Николаевне Захаровой, которая в 1911году продала его мещанину Николаю Москвину. Стены дома обиты калёванным тесом. Прямоугольный в плане одноэтажный объём, вытянутый вдоль красной линии улицы. Протяжные фасады имеют одинаковую композицию. Главный фасад выделяется более сложной формой, карниз разорван. Окна первого этажа заключены в рамочные наличники. Доску венчает сандрик-полочка на плоских кронштейнах. Со стороны улицы на северо-западном углу сохранилась верхняя часть металлической водосточной трубы с коронообразным ажурным венчанием. В первом этаже на продольной оси расположены теплые сени. Здесь находится деревянная лестница.

Примером крупной городской усадьбы является усадьба Красильниковых. Комплекс находится в центральной части города и занимает значительный по площади прямоугольный участок, обращенный к улице Комсомольской передней северной стороной. На красную линию застройки вынесены жилой дом и восточнее его лавка, получившие наиболее разработанное декоративное оформление и первоначально объединявшиеся воротами. За главным домом на западной границе участка расположен флигель, на южной границе служебное помещение. Все сооружения выстроены из кирпича.
Если мы пройдем дальше по Владимирской улице, то увидим дом купца И. П. Третьякова. Особняк этот обычно запоминают приезжие люди по мирно прикорнувшим на уступах парадного крыльца трем львам. Но здание поражает и многими другими деталями. Дом двухэтажный с высокими арочными окнами, карнизы ступенчатые, украшены зубчатой лепниной. Здание характерно разнообразными, сложными архитектурными формами. Уличные фасады дома обработаны рустом, имеют усложненные карнизы. Арочные окна обрамлены штукатурными тягами с замковыми камнями. Усадьба была обнесена мощной оградой. Имелось двое ворот. Одни из них, что выходят на улицу Комсомольскую, и поныне впечатляют своей выразительной простотой и прочностью. Интересны ворота усадьбы, выходящие на улицу Комсомольскую. Трехчастные, они имеют проезд в своей центральной части, закрывающийся железными решетчатыми воротами, и две калитки справа и слева от проезда. Ворота и ограда крыты железной кровлей, с фасадов оштукатурены и побелены. Ворота решены в ансамбле с домом И. П. Третьякова. Внутренность особняка в былые времена ошеломляла гостей изяществом. До сих пор сохранились искусно отделанные потолки, изразцовые печи-камины, просторные двери с медными ручками, ведущая на второй этаж решетчатая чугунная лестница. Убранство многочисленных комнат также отличало высокую художественную культуру хозяев. Мебельные гарнитуры не загромождали площадь, они органично вписывались в белое сияние пространства и располагали к уюту, успокоению. В гостиной комнате стоял концертный рояль, по преданию, приобретенный по совету П.И. Чайковского. Примечателен дом и угловым балконом. С него виднелась площадь Судиславля, церковный холм, речная гладь Корбы, лесистые заречные дали…
Напротив усадьбы Третьякова находится обелиск павшим в Великой Отечественной войне. На нем написаны фамилии тех, кто сложил голову ради Отечества.
Дом Папулина один из лучших в Судиславле представительных домов в стиле позднего классицизма, хорошо сохранивший первоначальную внутреннюю планировку и отделку интерьера. Расположен на углу квартала, главным фасадом выходит на улицу Комсомольскую, боковым на улицу Невского. В конце XX века деревянные сени, имевшие на торце парадный вход со стороны улицы Невского, были заменены пристройкой из силикатного кирпича. Здание сложено из кирпича, оштукатурено и побелено. Одноэтажный с полуподвалом прямоугольный в плане объёма, несильно вытянутый вдоль улицы Комсомольской, завершен поперечным мезонином под двускатной кровлей. Симметричный по композиции, в семь осей окон главный фасад в средней части выделен трёхосевым ризалитом с четырёхколонным портиком. Стена полуподвала, прорезанная прямоугольными лежачими окнами с веерными замками, обработана ленточным рустом. Тосканские колонны, охватывающие первый этаж и мезонин, несут антаблемент с треугольным фронтом. Три средних арочных окна первого этажа акцентированы архивольтами и высоко поднятыми кронштейнами. Пары боковых прямоугольных окон обрамлены профилированными наличниками. Проёмы в уровне подоконников соединены полочкой, прерываемый колоннами. Невысокие прямоугольные окна мезонина заключены в рамочные наличники. Боковые фасады дома в пять осей окон различны по декору. Одинаково оформлены прямоугольные окна первого этажа, а в полуподвале руст и замковые камни применены только на уличном боковом фасаде.
Когда приходишь в краеведческий музей своего родного Судиславля и останавливаешься в тесном зале, заставленном и увешанном полотняной, деревянной, лубяной и прочей утварью старинного крестьянского обихода, то каждый раз охватывает удивительное, непостижимое чувство сопереживание с этим отзвучавшим миром. Возможно, так остро воспринимается этот крестьянский быт потому, что мы почти не знаем этих ранее незаменимых в хозяйском быту вещей. Большинство посетителей останавливаются здесь с удивлением и радостью, словно встретившись с заветной сердцу обстановкой. Музей – документальное сосредоточение минувших эпох, своего рода кладовая народной памяти. Краеведческий музей Судиславля в полной мере дает возможность всесторонне познать историю здешней стороны. Потому и тянутся сюда люди. И не только местные. За год в музейном журнале регистрируется около 4400 посетителей, более 150 групп организованных экскурсантов из Костромы, из дома отдыха «Берендеевы поляны». Наш музей привлекателен многими сторонами своей подвижнической работы. Например, всегда интересны выставки живописи мастеров области, творческие встречи с писателями, музыкантами, певцами. Но при этом неизменна популярность археологического, этнографического отдела. Даже самые отдалённые от простонародной деревенской жизни потомственные городские интеллигенты замирают, зайдя в комнату с утварью старинного крестьянского обихода. И чего тут только нет! Стоят в сборе красна-домашний ткацкий стан-с жатыми в валиках, выделываемом из тряпичных лоскутков половичком. Рядом самопрялка, нажми педаль - заиграет, запоёт прялка, потянется кручёная льняная нить. Какие это всё-таки разнообразные вещи из глины- плошки, горшки, корчаги, кринки, бутыли, лохани, умывальники, кувшины! И что примечательно, что особенно изумляет - все эти изделия, как, впрочем, и другая утварь, не какая-то особая, сделанная для показа в музее, а сношенная в шершавых хозяйских ладонях. Музейные предметы красноречиво рассказывают о сообразительности, мастеровитости наших предков. Бельевые валики, маслобойки, светильники для лучины, набор мотыг, берестяные налопаточники. Каждая вещь выручила хозяина, экономила время, облегчала труд.
Дальше мы движемся вверх по улице Комсомольской. И вот на нашем пути встречается полуразрушенное здание церкви. В книге Ю.В.Смирнова описывается старинное кладбище, расположенное рядом. Но мы его не видим. Книга Ю.В. Смирнова «Судиславль и его окрестности» издана в начале 80-х.… «Выезд на Вятский тракт по Владимирской улице акцентировала Успенская церковь. Каменное здание построено в 1790г. санкт-петербургским купцом А.Н.Москвиным и судиславским купцом П.Ф.Кокоревым. Интерьер церкви отличался богатством. В 1928 году церковь передана под дворец пионеров, а затем заброшена. Церковь представляет собой четырехстопный одноабсидный храм крестовокупольного типа, с четырехстопной же трапезной с запада. А перекрытии четверика и трапезной применены крестовые и сомкнутые своды (перекрытие здания отсутствует). Фасады в стиле классицизма украшены сандриками с «подвесными» кронштейнами (треугольные сандрики у окон трапезной и нижнего света четверика и луковые – у окон верхнего света), четырехколонным портиками тосканского ордера у боковых фасадов четверика. Карнизы – мелкие, дробные, с поясками зубчиков и сухариков. Окна – арочные. Территория вокруг церкви, некогда выделенная каменной оградой с кованой решеткой, представляла собой наиболее престижную часть (ныне не существующего) старинного православного кладбища». Улица Советская (Богословская) Не менее интересна ещё одна из главных улиц Судиславля - Богословская, ныне Советская. И начнем мы с бывшей усадьбы Кокоревых, которая была отреставрирована и отдана под отель «Третьяков». Усадьба Кокоревых - самая крупная купеческая усадьба Судиславля, сохранившая первоначальную планировочную основу и главный дом в стиле позднего классицизма. Владение, принадлежавшие купеческой семье Кокоревых, сложилась в середине XIX века. Первоначально усадьба занимала большую часть квартала и включала кроме главного дома каменный надворный флигель и три деревянные хозяйственные постройки, стоявшие по северной и восточной границам двора. К настоящему времени сохранились главный дом, ограда с воротами и надворная хозяйственная постройка 3-й четверти XIX века. В 1930-ых годах дом (как и ограда, он не имел штукатурной обработки фасадов) был надстроен третьим этажом. Видимо, тогда же была изменена композиция дворового фасада: уничтожены два тамбура симметрично размещенных входов, главный вход перенесен в центральную часть фасада. Почти все хозяйственные строения утрачены. Усадьба занимает прямоугольный участок в начале улицы, у подножия горы Лобанка. Трёхэтажный кирпичный главный дом вытянут по красной линии застройки, слева (с севера) к нему примыкает ограда с воротами, а за домом в глубине двора сохранилась хозяйственная постройка. Главный дом имеет композиционную структуру, свойственную позднему классицизму. Все окна прямоугольные, на главном фасаде заключенные в рамочные наличники. Внутренняя планировка здания изменена. Парадная лестница возведена в 1950-е гг., имеет перила на точеных деревянных балясинах. Частично сохранившаяся хозяйственная постройка 3-й четверти XIX века (уцелела только её южная часть) также выдержана в традициях классицизма. Перед невысоким бревенчатым корпусом устроен широкий навес профилированным карнизом, опирающийся на кирпичные столбы (сохранились только два из них).
Следующим памятником архитектуры является флигель. Небольшое жилое здание в формах классицизирующей эклектики. Со стороны двора к основному объёму примыкает кирпичная оштукатуренная пристрой. Пятикомнатный главный фасад симметричен. Его центр подчеркнут высоким аттиком с треугольным фронтоном. В основании прямоугольных окон с А-образными тянутыми обрамлением проходит широкий пояс.
Еще одни ворота усадьбы И.П.Третьякова выходят на улицу Советскую.
Если мы пойдём дальше по этой улице, тот увидим бывший торговый дом с лавками. Сейчас здесь жилой дом. Облик деревянного дома типичного для застройки Судиславля, свидетельствует о стойкости традиции классицизма в городской архитектуре. В 1930-е годы два окна над одним из выходов здания превращены в одно широкое с дробной расстекловкой; к настоящему времени зашиты несколько окон первого этажа, утрачен один из вазонов над выходами. Стены дома рублены из бревен с остатком и обшиты по фасадам, калеванным тесом, скрывающим выпуски венцов на углах и в местах перерубов. Двухэтажный, прямоугольный в плане дом под вальмовой крышей стоит на углу квартала и протяженным восточным фасадом обращен к Советской улице, а торцовым северным к улице Комсомольской.
Если мы пройдём прямо по улице Советской, то увидим здание бывшей Земской больницы. Во времена Советского Союза в этом здании располагалась типография. А в нынешнее время оно является жилым домом.
Рядом с типографией находится дом с аркой - один из наиболее выразительных памятников классицизма в Судиславле, отличающийся пропорциональностью линий и пластичностью фасадного декора. По преданию, здесь располагался постоянный двор, что подтверждается местоположением здания у въезда в город и особенностями его планировки. За домом в глубине двора расположен небольшой бревенчатый сарай кон. 19в. под двускатной кровлей. Утрачен балкон на главном фасаде, а балконная дверь переделана в окно, заложено несколько окон на боковых фасадах, не сохранились первоначальные деревянные сени, примыкавшие к дворовому фасаду. Стены здания сложены из кирпича, главный и боковые фасады оштукатурены, дворовый покрыт толстым слоем известковой обмазки.
В завершении нашей экскурсии хочется сказать: Судиславль, расположенный на пересечении дорог, путей и направлений, красив в любые времена и любую погоду и сейчас мы окунулись в самобытную жизнь русского провинциального городка. Золотые ворота области распахнуты для туристов со всей России. Приезжайте к нам! И если пятизвёздочных удобств мы вам пока не предлагаем, то пятизвёздочное гостеприимство обеспечим всем.
Я люблю эти стены
И бор твой сосновый.
И озёрную гладь, голубую волну.
Судиславль, Судиславль,
Мой зелёный и тихий посёлок,
Я люблю тебя, в своём сердце храню!
В. Гусев «Судиславль»

Вернуться к проекту Частица великой России

Персональные инструменты
Инструменты