Первые наши композиторы (г. Курск)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Статья на удаление

В Интернете уже есть текст статьи по теме - [1] Первые наши композиторы (г. Курск).

Не нарушайте авторское право!


Немало родилось в нашем крае композиторов – профессионалов. Один из старейших известных нам земляков этой плеяды - Степан Аникиевич Дегтярев (1766 – 1813), крепостной графа Шереметева, имевшего поместье в селе Борисовка Курской губернии. Ученик итальянцев А.Сапиенцы и Дж.Сарти, выступал на сцене крепостного театра как певец (тенор) и драматический актер (вместе с Парашей Жемчуговой). В конце жизни получил вольную. Автор многих церковных песнопений и хоровых концертов, ставших классическими. Самое значительное сочинение – оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы от поляков» (1811), исторически подготовившая первую народно – героическую оперу «Жизнь за царя» Глинки. Перевел на русский язык труд В.Манфредини «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке...» (1805). Ровесником С.Дегтярева был незрячий с раннего детства курский дворянин Алексей Дмитриевич Жилин (ок.1766-не ранее 1848). Он играл на многих инструментах, концертировал, исполняя свои фортепианные произведения, преподавал в Петербургском институте слепых. Жилин был одним из первых создателей русской бытовой вокальной и инструментальной музыки. Среди сочинений выделяются романсы «Велизарий», «Полно льститься мне слезами», «Ладьею легкой управляя». Младший современник А.Жилина – Гавриил Якимович Ломакин (1812 – 1885). Происходил он из того же «гнезда талантов», что и Дегтярев. Граф Шереметев, капеллой которого Ломакин руководил с 1830 по 1872 год, отпустил его в 1838 году на волю. В историю русской культуры Ломакин вошел как один из основателей (вместе с М.А.Балакиревым), первый директор и преподаватель Бесплатной музыкальной школы (1862 – 1868). Работал также в училище правоведения, автор хоровых произведений и переложений для хора, пособий («Краткая метода пения» (1878), «Руководство к обучению пению в народных школах»), «Автобиографических записок» (1886). Центром культурной жизни Курска долгие годы является музыкальное училище, основанное в 1884 году приехавшим в наш город Матвеем Петровичем Гердличка. Участник войны 1912 года, он значительную часть жизни посвятил музыкальному образованию (умер в 1868 году ). Продолжателем дела Гердлички на ниве музыкального образования у нас в городе стал Аркадий Максимович Абаза, родившийся в 1843 году в Суджанском уезде Курской губернии. Учился в Харьковском музыкальном училище Российского музыкального общества, затем в Петербургской консерватории. В 1882 году основал музыкальные классы РМО в Курске, которыми руководил до самой смерти в 1915 году. Преподавал игру на фортепиано, пение, теорию музыки, писал музыкальные рецензии в «Курских губернских ведомостях». Известен как автор романсов «Утро туманное» на слова И.С.Тургенева, «То не ветер ветку клонит» и др. Ровесник и современник А.М.Абазы, Петр Андреевич Щуровский (1845 или 1850 – 1908) отдал Курску последнюю четверть жизни. С 1894 года он выступал как дирижер, а также преподавал музыкальные предметы. Издал «Сборник национальных гимнов всех государств света» (1890), автором одного из них – тайландского – был Петр Андреевич. А начинал он с занятий в Московской консерватории по классам фортепиано у А.Дюбюка и теории музыки у П.И.Чайковского. Сотрудничал в периодических изданиях как рецензент, дирижировал оперными спектаклями в провинции, гастролировал в Берлине, где под его управлением состоялась первая в этом городе постановка оперы «Жизнь за царя», выступал в качестве дирижера в Копенгагене и Праге с русской оперной труппой, организовывал концерты в Петербурге, Москве и других городах, читал публичные лекции. В XIX веке в Курске жили Н.А.Рославец (1880 – 1881 – 1944), Н.Обухов (1892 – 1954), Ф.Н.Надененко (1902 – 1990), М.Н.Блантер (1903 – 1990), Г.В.Свиридов (1915 – 1997). Николай Андреевич Рославец свой творческий старт взял в музыкальных классах А.М.Абазы. В 1912 году окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у И.В.Гржимали и композиции у С.Н.Василенко. Активный деятель Ассоциации современной музыки, ответственный редактор журнала «Музыкальная культура», создатель «новой системы организации звуков», преподаватель музыки в Ташкенте и Москве. Творения Н.А.Рославца в свое время оценивались на уровне шедевров Прокофьева и Шостаковича. А.Стравинский называл его «интереснейшим композитором XX столетия». Ровесником Н.А. Рославца был Н.С. Жиляев (1881 – 1942), уроженец Курска, видный теоретик, композитор, текстолог и педагог. В 1896 – 1900 годах занимался по композиции у С.И.Танеева, был одним из его любимейших учеников. В 1905 году окончил Московскую консерваторию по классу свободного сочинения у М.М. Ипполитова – Иванова. В 1907 г., совершая кругосветное путешествие, посетил в Норвегии Э.Грига, страстным почитателем творчества которого был. В годы гражданской войны (1918 – 1920) служил библиографом при штабе М.Н.Тухачевского (его близкого друга и ученика). Это откликнулось в годы сталинских репрессий, когда Жиляева арестовали и он погиб в застенках. 1926- 1930 и 1933-1937 годы – профессор по классу композиции Московской консерватории. Среди его учеников – В.Г.Фере, А.И.Хачатурян, А.А.Александров, К.П.Кондрашин, В.А.Белый, Л.К.Книппер, С.А.Кац, А.Э.Спаддавекиа и др. Статьи Николая Сергеевича о Н.А.Римском – Корсакове, Э.Григе, Р.Вагнере, С.В.Рахманинове, А.Н.Скрябине, С.С.Прокофьеве отличаются содержательностью высказывания, остротой характеристик, смелой постановкой вопросов. Незаслуженно забыт французский композитор Николай Обухов (1892-1954), уроженец Курска, выпускник Петербургской консерватории, в 1918 году эмигрировавший во Францию. Друг М.Равеля, начинавший свое творчество под влиянием А.Н.Скрябина, был новатором в области нотной системы и музыкальных инструментов. Если Обухов – «подарок» Курщины Франции, то Ф.Н.Надененко – Украине. Он родился во Льгове, в 1914 году окончил Киевскую музыкально–драматическую школу имени Н.В.Лысенко по классу фортепиано и композиции у В.Л.Яворского, в 1924 – историко-филологический факультет Киевского университета. Был главным концертмейстером и главным хормейстером в оперных театрах Киева, Ленинграда, художественным руководителем Киевской филармонии, капеллы бандуристов Украины. В музыкальном творчестве особое внимание уделял вокальной музыке. Своего земляка, одного из видных мастеров украинского романса, помнят льговчане, когда говорят о Матвее Исааковиче Блантере, сразу вспоминают его «Катюшу». «Обвальный успех» творения почти заслонил все остальное творчество композитора. А оно заслужило высокую оценку. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, один из основоположников советской массовой песни, родился в городе Почеп ныне Брянской области. Учился в Курском музыкальном училище по классу фортепиано и скрипки. Затем – Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. Композицией занимался у Г.Э.Конюса. Его сочинения «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе», «В путь – дорожку дальнюю», «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом», «Под звездами балканскими», «Солнце скрылось за горою», «Перед дальней дорогой», «Лучше нету того цвету», «Летят перелетные птицы» и многие другие «на слуху» нескольких поколений. Почетный гражданин Курска, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, Свиридов Георгий Васильевич– наша гордость. Он родился в городе Фатеже в 1915 году в семье почтового служащего. Начальное музыкальное образование получил в музыкальной школе Курска, где учился у жены известного изобретателя А.Г.Уфимцева Веры Владимировны. Затем Ленинградский музыкальный техникум, консерватория. Занимался у Д.Д.Шостаковича. Главная тема творчества Свиридова – Родина, ее историческая судьба, жизнь народа. Творчество Георгия Васильевича Свиридова тесно связано с поэзией, как классической, так и современной. Это Пушкин и Лермонтов, поэты – декабристы, Бернс и Шекспир, Блок и Есенин, Маяковский и Исаакян, поэты Твардовский, Прокофьев, Исаковский, а также поэзия фольклорной традиции – русская, болгарская, вьетнамская. Свиридову принадлежит честь «открытия» для музыки поэзии Маяковского, а также и Есенина, хотя среди композиторов он был не первым, обратившимся к их стихам. Он «открыл» и воплотил в музыке некоторые грани пушкинской поэзии, не раскрытые ранее. Свое художественное кредо композитор сформулировал так – «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных». Дебютировав циклом романсов на слова А.С.Пушкина, в зрелом возрасте подарил нам вокальную поэму «Страна отцов», цикл песен на слова Р.Бернса, эпические произведения «Поэма памяти Сергея Есенина», «Отчалившая Русь», «Пушкинский венок» и особенно дорогие землякам «Курские песни», а также музыку к кинофильмам «Время, вперед», «Метель» и др. Творчество Свиридова известно ныне каждому любителю музыки. Ровесник Г.В.Свиридова, видный советский композитор Г.С.Фрид в четырехлетнем возрасте оказался в Курске, его семья спаслась бегством при наступлении деникинцев с юга. Ученик В.Я. Шебалина, Григорий Самуилович, Окончив в 1939 году Московскую консерваторию, а в 1948 – аспирантуру при ней, преподавал в этом вузе, создал в 1965 году Московский молодежный музыкальный клуб, являясь бессменным председателем его совета. Участника Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, Фрида всегда интересовал внутренний мир, духовная жизнь человека. Это определило тяготение композитора к камерности, интимности высказывания, психологической углубленности. Его моно - оперы «Дневник Анны Франк», «Письма Ван Гога» и вокально-симфонический цикл «Федерико Гарсия Лорка – Поэзия» проникнуты размышлениями о жизни, о трагическом в мире, о прекрасном, возвышенном.

Персональные инструменты
Инструменты