Памятник Карою Балогу, зверски замученному белогвардейцами с.Усть-Ишим
Несомненно, человек этот – одна из самых загадочных личностей в истории Усть-Ишимского района Омской области. Загадки начинаются сразу с его фамилии, а точнее с фамилий, которых у него много: Балог, Балук, Рубан, Мадьяров.
Обо всех этих людях на территории района сохранились легенды, различные в мелочах, но схожие в главном, что позволяет говорить о том, что это один и тот же человек. Здесь приводится наиболее вероятная версия периода жизни К.Балога, связанного с территорией будущего Усть-Ишимского района и его гибели.
Карой Балог – военнопленный мадьяр (венгр). В начале гражданской войны в России добровольцем вступил в Красную армию. Его сослуживец И.Груздев так описывал Кароя: «Рослый, смуглолицый, чуть сутулый. Силой обладал почти сверхъестественной и был самым ловким из конников. Шашкой и пикой в кавалерийских атаках владел виртуозно, сам оставаясь неуязвимым. Добродушный и веселый он был общим любимцем в эскадроне. За смелость, отвагу и ловкое обращение с саблей бойцы его прозвали «рубаном».
14 сентября 1919 года северный экспедиционный отряд красных занял Усть-Ишим. Балог был одним из первых кавалеристов, ворвавшихся в село под артиллерийским обстрелом отступавших на пароходе по Иртышу колчаковцев.
С захватом Усть-Ишима на юг, по направлению на Викулово, был направлен разведывательный отряд, который возглавил Карой.
После контрнаступления колчаковцев многие красные части оказались в окружении, в том числе и отряд Балога. В сложной ситуации он присоединился к партизанскому отряду, состоявшему в основном из крестьян деревни Скрипкино (ныне Викуловский район) и возглавил конную часть отряда.
Основной задачей партизан было сорвать начавшийся в этих краях призыв в колчаковскую армию. Войдя с отрядом в село Слободчики, Карой пришел в волостное управление и приказал писарю порвать все бумаги на призывников. Так же он поступил и в Кайлах. Таким образом, мобилизация в армию была сорвана в Слободчиковской, Кайлинской и части Большетавинской волостей.
Достоверно известно, что на территории Усть-Ишимского района его отряд вступал в бой с колчаковцами у деревни Тюрметяки. Также (скорее всего) Балог причастен к расправе над священником Кайлинской Георгиевской церкви Петром Невским, доносившим на партизан и сочувствующих им. Священник был настигнут партизанами возле деревни Серебрянка при попытке бежать в Викулово.
Немногим более месяца действовал этот отряд на территории Каргалинской, Слободчиковской, Кайлинской и Большетавинской волостей. В начале ноября 1919 года, за несколько дней до того как в Усть-Ишим вновь вступили красные, Карой Балог переправился через Ишим в районе крупной деревни Смолино и, взяв с собой лишь несколько человек (по другой версии один), ночью отправился разведать обстановку в волостном селе Слободчики. Тем временем в Слободчиках находился белый отряд по разным источникам численностью до двухсот человек (цифра, скорее всего, сильно преувеличена).
Проявив неосмотрительность или будучи введенными в заблуждение местными жителями, разведчики направились к дому местного старосты. Карой первым вошел в избу и тут же был схвачен расквартированными в доме старосты белыми офицерами (по другой версии ему удалось вырваться, зарубить двух офицеров и ранить нескольких солдат на улице, после чего он все-таки был схвачен). Его товарищам удалось бежать, переправиться на пароме через Ишим и скрыться в лесу.
Схваченного Балога долго били, раздетого водили по селу, обливали холодной водой, отрезали уши, выкололи глаза и добили штыками (по другой версии – расстреляли во дворе одного из домов). Труп бросили на скотском кладбище и запретили селянам его хоронить.
Через несколько дней в село вошли красные. По личному распоряжению командира северного экспедиционного отряда С. Мрачковского труп К. Балога был с почестями похоронен на Усть-Ишимском кладбище.
В 1921 году на его могиле был установлен деревянный обелиск. Но новая власть была безжалостна даже к памяти своих героев.
В 1942 году, с началом строительства здания Дома Советов, церковное кладбище в с. Усть-Ишим сровняли с землей. Не пощадили ни могилу Балога, ни могилы других коммунистов, погибших в 1921 году во время Ишимского восстания.
О венгре-партизане надолго забыли и вспомнили лишь в конце 60-ых годов прошлого столетия с подъемом краеведческого движения, когда начался сбор сведений о нем. В 80-ых годах его именем была названа улица в Усть-Ишиме в районе урочища Дубровка, а 7 ноября 1989 года возле здания исполкома открыт небольшой памятник с надписью «Карою Балогу, зверски замученному белогвардейцами». Так и стоит этот памятник в ограде здания выстроенного на костях человека, которому он посвящен. Памятник Карою Балогу, венгру, погибшему в Сибири за тысячи километров от родного дома на абсолютно чужой для него гражданской войне.