Памятник Воинам Уральского Добровольческого Танкового корпуса от трудящихся Свердловской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Памятник
Под варежкой
Памятник героям Великой Отечесвтенной Войны 1941-1945
проба
проба
Статус охраняется
Страна Россия
Город Екатеринбург
Автор проекта В.М.Друзина и П.А.Сажинаи
Строитель С. Стихин, Ю. Стариков; облицовщики «Дормостстроя» П. Ужегов, М. Татарчук, Х. Файзарахманова, С. Терентьев, Б. Хайруллина.
Дата основания 1962
Строительство 19501962 годы

Содержание

Официальное название

Памятник героям Великой Отечесвтенной Войны 1941-1945. Воинам Уральского добровольческого танкового корпуса от трудящихся Свердловской области.

Расположение

В Екатeринбурге на площади у железнодорожного вокзала

Авторы проекта

  • Скульпторы памятника: В.М. Друзина и П.А. Сажинаи, в оформлении постамента участвовал художник-монументалист Виталий Захарович Беляев.
  • Cтроители: С. Стихин, Ю. Стариков; облицовщики «Дормостстроя» П. Ужегов, М. Татарчук, Х. Файзарахманова, С. Терентьев, Б. Хайруллина.

История создания

В марте 1943 года Урал подарил фронту целый танковый корпус, оснастив его боевой техникой, вооружением, боеприпасами, обмундированием. Все это было создано уральцами в нерабочее время, безвозмездно и выкуплено у государства на добровольные взносы населения. 9 мая 1943 года в здании Свердловского оперного театра город, а с ним и весь Урал, напутствовали добровольцев на священную битву с врагом. Вместе с наказом корпусу было вручено шефское Знамя Урала. Добровольцы дали клятву на верность Родине. Уральский добровольческий танковый корпус наказ уральцев и данную Уралу клятву выполнил с честью. Начав боевой путь на Курской дуге 27 июля 1943 года, он закончил его 9 мая 1945-го освобождением столицы Чехословакии – Праги. Добровольцы дошли до Берлина и участвовали в разгроме фашистских войск в их логове. Боевой путь корпуса длиной 5200 км пролег по России, Украине, Польше, Германии и Чехословакии. За успешные боевые действия корпус был преобразован в Гвардейский. Удостоен почетного наименования «Уральско-Львовский» и награжден орденами Боевого Красного Знамени, Суворова и Кутузова. На боевых знаменах частей и соединений корпуса 54 боевых ордена. 42368 орденов и медалей вручено его воинам. В составе корпуса служили 34 героя Советского Союза и один – дважды герой, 27 кавалеров трех орденов «Славы». Москва 27 раз салютировала воинам корпуса. А теперь заглянем в 50-е годы XX столетия. В Свердловском художественном училище тогда учились два студента – Владимир Друзин и Геннадий Белянкин. После окончания училища пути их разошлись. Друзин уехал в Москву продолжать учебу в институте имени Сурикова, а Белянкин, мечтая стать архитектором, поступил на учебу в Уральский политехнический институт. Учитель Белянкина – профессор УрГУ Б.В. Павловский – познакомил его с Петром Сажиным. И этих двух студентов на долгие годы связала творческая судьба. Первой их совместной работой стал памятник комсомолу Урала. В 1958 году руководство Свердловской области приняло решение увековечить народный подвиг уральцев. Был объявлен конкурс на сооружение памятника воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. Узнав об этом, Петр Сажин предложил Геннадию Белянкину принять участие в конкурсе. Белянкину пришлось срочно менять тему уже почти подготовленного к защите дипломного проекта. Получив разрешение своего руководителя, он приступил к работе над памятником. Сажин и Белянкин сделали массу эскизов, много набросков в скульптурном и графическом исполнении, а также большой макет памятника. Владимир Друзин узнал о конкурсе, будучи в Москве. Сделав свой вариант памятника, он привез его в Свердловск и обратился к Геннадию Белянкину с предложением стать архитектором и его варианта памятника. Белянкин предложение принял. Вариант памятника Петра Сажина состоял из одной фигуры танкиста, которого он слепил с себя. Владимир Друзин предложил вариант памятника с двумя фигурами: рабочего и танкиста. В конкурсе приняли участие обе работы. Всего же на конкурс было выставлено 23. Среди авторов были известные мэтры и студенты. У Геннадия Белянкина началась защита диплома по варианту памятника Петра Сажина. Защита шла не просто, так как дипломные проект готовился в короткий срок и помимо макета памятника необходимо было сделать к нему архитектуру. Времени уже не оставалось. Исполнители не успевали к сроку. Заведующий кафедрой профессор Бычков, прежде чем сообщить дипломату результаты по защите диплома, сказал: «По решению жюри конкурса я должен сейчас вскрыть два конверта и объявить решение жюри». Вскрыв конверты, он объявил, что обе премии по памятнику Уральскому добровольческому танковому корпусу жюри присудило студентам: - первую премию – скульптору Друзину и архитектору Белянкину, - вторую премию – скульптору Сажину и архитектору Белянкину. Друзина, Сажина и Белянкина пригласили в свердловский облисполком и предложили объединить обе работы, сделав один памятник, в котором отразить единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. За основу будущего памятника взяли работу Владимира Друзина – двухскульптурную композицию. Но решение жюри конкурса подлежало утверждению в Москве.

Описание памятника

Общая высота памятника – 13 метров.

На гранитной скале-постаменте в едином порыве сошлись умудренный жизненным опытом рабочий-металлург и юноша-танкист. Наклонная гранитная плоскость постамента придает монументу неудержимую стремительность, взлет, увлекает за собой, как бы вводит гостя в город. Большое значение играет положение левой руки рабочего, которую он положил на плечо воина-танкиста. Оно полно бережливой отцовской любви. Отец-рабочий направляет сына-танкиста вперед, в бой… Отец еще не расстался с сыном. А сын, стоя рядом с отцом, уже всеми мыслями там – на фронте, где идут сражения за родную землю. Фигура танкиста выражает решительную устремленность, чуть согнутое, как лук, сильное молодое тело, выразительное мужественное лицо. Движение плеча, шеи, отклонение головы рабочего создают впечатление сдержанной глубокой скорби. Это правда военных лет! Сплоченность фигур рабочего и воина выражает единство фронта и тыла. Но фигура танкиста выдвинута немного вперед. Это имеет свой глубокий смысл и подчеркивает, что солдат своей грудью защищает тех, кто остался за огненной военной чертой. Постамент памятника – серый уральский гранит. Он дышит жизнью. Он суров, как время, о котором повествует памятник. Он несокрушим, как воля людей, которых он поднимает ввысь. В постаменте слито два начала: могучая уральская скала, символизирующая несокрушимую часть Каменного пояса России, и в то же время угадываются очертания башни танка. Эти два начала поддерживают основную идею памятника о том, что весь Урал от мала до велика поднялся на праведный бой с врагом. Боковые барельефы постамента конкретизируют и развивают содержание памятника. Они отражают минувшее, и хотя оно скрыто за далью времени, но оно живет по сей день как суровое, грозное воспоминание, которое никогда не исчезнет из народной памяти.

Открытие памятника

23 февраля 1962 года газета «Вечерний Свердловск» писала: «Свердловск украсился еще одним произведением монументальной скульптуры – памятником воинам Уральского добровольческого танкового корпуса. На привокзальной площади города был открыт величественный монумент, созданный руками архитекторов В.М. Друзина, П.А. Сажина, архитектора Г.И. Белянкина, художника-монументалиста В.З. Беляева. Он посвящен бессмертной славе воинов Уральского добровольческого танкового корпуса, героически сражавшихся в годы Великой Отечественной войны за честь, свободу и независимость нашей Родины». Памятник был открыт в торжественной обстановке в День Советской Армии 23 февраля 1962 года.

Галерея

Источники

(литература, ссылки)

Персональные инструменты
Инструменты