От образования – к культуре: искусство неявной педагогики
От образования – к культуре: искусство неявной педагогики
Р.А. Лачашвили, Е.В. Орлова
(тезисы доклада на VII Международных педагогических чтениях, январь 2008 г., Москва)
Образование не тождественно культуре, хотя и является ее частью. Оно может оснастить человека знаниями, умениями, навыками и даже компетентностью в определенных сферах практической жизни, но не всегда это сочетается с ценностями, убеждениями, базовыми представлениями о том, как устроен мир вещей и человеческих отношений – всем тем, что составляет основу культуры.
Культура не ощущается и не осознается человеком в его повседневной жизни, она исподволь регулирует его поведение, составляя сложный сплав привычек, взглядов, отношений, который определяет принятие решений.
Культура всегда возникает там, где некоторая общность занята совместной деятельностью. Она диктует членам этой общности: что такое - хорошо, и что такое – плохо. Принадлежность к общности и ее культуре определяет и проводит границу между общностью и окружающим миром.
Культуре нельзя обучить, было бы нелепо устраивать «культурный час» и на нем учить, как «быть культурным», а потом ставить отметки, измеряющие «степень культурности». К культуре можно приучить или приобщить, когда группа людей занимается некоторой деятельностью. И когда группе приходится преодолевать препятствия и трудности, формирование и присвоение культуры происходит быстрее (сравним людей, собравшихся на киносеанс, и группу альпинистов на сложном восхождении).
Приучить можно, пока ребенок совсем маленький, объясняя ему, чего нельзя делать, и показывая, как нужно делать (иногда даже взрослого человека пытаются приучить, обращаясь с ним, как с ребенком, например, в больнице или в армии…)
Кроме этих необходимых правил и норм, кодекса «что такое хорошо и что такое плохо», мы показываем и объясняем ребенку, как устроен мир: «посмотри, какая собачка… нет, тянуть за хвост ее не надо – может укусить».
Ведомый природным любопытством, ребенок сам активно познает этот мир, и начиная с некоторого возраста, обрушивает на окружающих шквал «почему?». Естественная познавательная и поведенческая активность ребенка может подавляться воспитателем, который всегда подсознательно пытается навязать ребенку свою модель мира, запрещая делать что-то или объясняя то, что ребенок хотел узнать сам - пробуя и ошибаясь, накапливая свой собственный опыт.
Нужно помнить - даже когда мы помогаем ребенку развивать какую-то его природную способность, мы тем самым ограничиваем его развитие в других направлениях. В какой мере каждый из нас готов взять на себя ответственность за будущее ребенка, как это сделали отцы Паганини и Моцарта, Шараповой и Сафина? Проблема ответственности и предвидения – главная проблема любого воспитания и любого воспитателя, и каждому предстоит решать эту проблему самому в своей уникальной ситуации воспитания. Возможно, в этой ситуации, которой всегда присуща значительная доля неопределенности, важнейшим правом педагога и ребенка является право на ошибку и поправку…
Существенная часть познания мира ребенком – подражание: хотим мы этого или нет, ребенок все время наблюдает за нами и перенимает образцы поведения.
И очень трудно бывает объяснять, убеждать и приучать к чему-либо, чего мы сами не делаем. Например, чистить зубы, убирать за собой, делать зарядку по утрам и многие другие полезные привычки можно воспитывать у ребенка годами и не иметь успеха, если родители дают обратные примеры своим поведением.
Следует помнить, что культура формируется и поддерживается в любой человеческой общности, когда эта общность занимается совместной деятельностью. Когда ребенок впервые выходит во двор и попадает в компанию сверстников, начинается его приобщение к новой культуре, отличной от той, к которой его приучила семья.
Это приобщение принято называть социализацией, и его результаты определяют позицию новичка в общности: конформист, диссидент, генератор изменений, лидер, изгой и т.п. Считается, что самые серьезные и определяющие социализации в жизни каждого человека это – школа, первое место работы и собственная семья.
Культура школы с первых дней начинает конкурировать с культурой родительской семьи – в первую очередь, по времени и значимости деятельности, в которой принимает участие ребенок. Родители, как правило, высоко ценят настроение, с которым ребенок отправляется утром в школу, но настроение – это еще не все. Обстановка комфорта и безусловной любви, созданная в школе, может отрицательно сказаться на будущем ребенка.
Какие ценности лежат в основе культуры школы, и в какой мере приоритетны забота и комфорт или вызов и преодоление – это вопросы, на которые нет универсального ответа. Очевидно только одно: гармоничное сочетание педагогики поддержки и преодоления должно определяться как возрастом учебной группы, так и индивидуальными особенностями каждого ученика.
И эта гармония должна быть осознанной и преднамеренно поддерживаться каждым педагогом и культурой школы в целом. Культура школы должна быть целостной, ее ценности должны быть такими, чтобы их разделяли и педагоги и учащиеся, а нормы и правила – обязательны для всех. Нельзя провозглашать одно, а делать другое, и если запрет на курение, сменная обувь и форма обязательны для учеников, то столь же обязательны они должны быть и для педагогов.
Преднамеренность в формировании культуры означает тщательность в анализе педагогической ситуации, создании и использовании значащих событий («чудес», встреч, обрядов, ритуалов), но это не должно вести к начетничеству и проповедничеству.
Искусство неявных воздействий, интерпретации любого события в жизни школы, класса, кружка, искусство философских отступлений от темы урока, рассказывания притч, индивидуальных бесед, воспоминаний из собственной биографии составляет сердцевину педагогического мастерства. Важность этого искусства для формирования культуры невозможно переоценить, однако при подготовке и переподготовке педагогов этому не уделяется достаточного внимания.
В педагогических вузах не обучают основам педагогического ремесла, в то время как восхождение к вершинам искусства всегда начинается с совершенного владения ремеслом: живопись, балет, музыка, литература – все это требует долгих лет усердного труда по овладению азами общего для всех ремесла, и только после этого можно говорить об уникальности искусства.
Здесь мы имеем дело с общим законом развития культуры: гений сначала проходит социализацию, усваивает нормы и правила культуры, стоящие за ними ценности и убеждения, затем раздвигает рамки, предлагая выход за границы культуры. Часто это заканчивается трагически для самого гения, но так культура может выйти на новые границы, в ранее запретную область…
Молодой учитель постигает педагогическое ремесло, как правило, в одиночку, подражая своим любимым школьным учителям, и это ставит под угрозу само существование профессии педагога в современном быстро меняющемся мире.
Выходом из этой почти безнадежной ситуации может стать трансформация культуры школы в культуру самообучающейся организации, где важнейшей ценностью являются коллективное исследование и освоение нового: новых знаний, новых образовательных технологий, новой философии образования. Только превратившись из сообщества ремесленников в коллектив исследователей, школа способна ответить на вызовы информатизации, глобализации, устойчивого развития и других, пока не известных тенденций нового века.