Онтология совместной сетевой деятельности

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Формальное описание области знаний - онтология. Онтология определяет термины, которые используются для описания и представления определенной области знаний. Онтологии используются людьми, базами данных и программами-приложениями. У всех этих агентов должно быть общее представление, общая информация об изучаемой и представляемой области знаний. Онтологии включают машино-читаемые определения основных понятий в области и отношения между ними. Онтологии кодируют знания внутри и вокруг определенной области и делают знания доступными для повторного использования.

Из чего строится и что описывает онтология совместной сетевой деятельности?


Содержание

Онтология сетевых отношений между людьми

FOAF Друзья-Друзей

http://xmlns.com/foaf/spec/
Онтология сетевых отношений - Друзья-Друзей
http://api.yandex.ru/blogs/doc/indexation/concepts/what-is-foaf.xml
FOAF (акроним от Friend of a Friend - "друг друга") является машиночитаемым языком для описания людей, групп и отношений между ними.

Основная идея FOAF заключается в хранении информации в формате, который не только понятен людям, но и который легко обработать компьютером: стандартный набор свойств FOAF однозначно описывает отношения между объектами.

Проект «друг друга» (Friend of a Friend, FOAF) позволяет описывать отношение знакомства с помощью RDF. Любой его участник может идентифицировать себя уникальным образом с помощью URI (например, mailto-адресом электронной почты, адресом блога, и т. п.), создать свой профиль, используя предопределённые для FOAF отношения на языке RDF, и перечислить идентификаторы людей, которых этот участник знает. Это описание может обрабатываться автоматически; на его основе можно строить сети доверия, анализировать структуру социальных групп, и т. д. FOAF — это онтология характеристик личностей и человеческих взаимоотношений. Цель - снабдить домашние страницы и профили машинно-понимаемыми описаниями, объединив все социальные сети в одну глобальную базу.

FOAF for dummies
http://habrahabr.ru/post/18263/

Как и вся Всемирная Паутина совокупность документов FOAF является связанной информационной системой. Каждая страница FOAF обычно связана с другими FOAF-документами. Документы FOAF основываются на синтаксисе XML и используют конвенцию описания ресурсов RDF. FOAF определяет набор полезных классов и свойств, которые могут использоваться совместно с обычными RDF-словарями и онтологиями (например, OWL).

На следующей схеме представлены основные концепции онтологии FOAF:

В системе действуют агенты разного рода
Агентом может быть человек - Person
Агентом может быть группа
Агентом может быть организация
У человека есть свойство "знает" - knows
Свойство "знает" связывает этого человека с другими людьми, которых он знает
Глагол "knows" (знает) в RDF называется свойство (property) и его следует воспринимать как существительное, которое определяет отношение между двумя другими существительными.
В системе кроме агентов есть еще документы
У документа есть страница - адрес, по которому документ можно найти в сети
В состав документа могут входить изображения
Человек и документ связаны через проект


Foaf-2010-rus-short.png

<foaf
knows>
<foaf:Person>
<foaf:name>Dima</foaf:name>
<foaf:name>Konstanit </foaf:name>
</foaf:Person>
</foaf
knows>


Онтология соучастия - (participation)

  • http://vocab.org/participation/schema
    • Простая модель, которая описывает различные роли, которые люди играют в группах. В модели использованы роли, которые определены в онтологии ролей для учебного заведения - http://vocab.org/aiiso-roles/schema

Participation-ontology01.png

Онтология деятельности (из проекта IntelLEO)

http://www.intelleo.eu/ontologies/activities/spec/

Деятельность - ключевая часть взаимодействия внутри организации. Онтология деятельности позволяет моделировать и размышлять о деятельности подробно и не забывая всех необходимых составляющих. Поскольку для IntelLEO важна учебная деятельность, то и в онтологии они наибольшее внимание уделили учебной деятельности. При этом достаточно просто расширить эту онтологию категориями и отношениями других видов деятельности.

Онтология определяет класс Деятельность и его подклассы необходимые для моделирования типичных учебных задач. Каждый класс деятельности в свою очередь содержит внутренние классы и свойства. Каждая активность реализуется в соответствующей среде (Форум, Чат, Микроблог) и состоит из нескольких событий - загрузить контент, послать сообщение, сформировать поисковый запрос.


Activities v-01.png

Взаимодействие участников сетевой деятельности IntelLEO

Для моделирования отдельных участников, их отдельных характеристик и основных элементов социального графа использовалась онтология FOAF, которая чаще всего используется для моделирования отношений между людьми. Авторы определяют класс User как подкласс foaf:Person и получают атрибуты и отношения, которые FOAF использует для моделирования людей. Выбор FOAF как одного из составных элементов онтологии учеников и учебных команд позволяет воспользоваться существующими расширениями для описания профессиональной деятельности.

Особое внимание авторы онтологии уделили построению модели целей обучения. Цель учёбы может включать освоение одной или нескольких целевых компетенций. Для каждой компетенции возможно описать следующие атрибуты: желаемый уровень, имеющийся уровень компетентности, срок освоения компетенции, связь компетенции с целями учёбы.

Другая важная черта онтологии связана с командной деятельностью. Дизайн этого раздела онтологии в основном разработан в рамках Онтологии Команды Team Ontology developed within the inContext EU project.

  1. Команда это группа участников
  2. Команда создается для работы над проектом
  3. Команда создается по инициативе одного из участников.
  4. У команды есть собственные критерии отбора участников
  5. Участники команды различаются по своему положению (центр, периферия)
  6. Участники команды различаются по типу участия:
    • активные участники командных действий,
    • участники, которые не принимают участия в командных действиях и обсуждениях, но создают необходимый контент
    • пассивные участники

Участник получает приглашение в команду:

  • Приглашение может быть принято
  • Приглашение может быть отвергнуто
  • * Приглашение может быть оставлено без ответа

User-model v02.png

GI2MO

Онтология GI2MO - онтология создания идей и управления инновациями

Gee2mo.png


IBIS ontology

Проблемно-ориентированная информационная система
http://hyperdata.org/xmlns/ibis/
http://www.weblogkitchen.com/wiki.cgi?GraphicalIbis

Онтология совместного решения проблем

Ibis01.png

EDialog Consensus

Онтология общественных договоренностей

E-dialog-consensus03.png

Общественная политика, управление и принятие решений

EPDO

Онтология электронного участия - вовлечение граждан в вопросы управления

  • Kalampokis E., Tambouris E., Tarabanis K. A Domain Model for eParticipation // Proceedings of the 2008 Third International Conference on Internet and Web Applications and Services ICIW ’08. Washington, DC, USA: IEEE Computer Society, 2008. С. 25–30.

Epdo01.png


Разнообразие форм и средств организации соучастия:



Стадии принятия политических решений

  1. Постановка проблемы
  2. Формулировка проблемы
  3. Принятие решений
  4. Внедрение решений в практику
  5. Оценивание принятых решений

Заинтересованные стороны, участники

Уровни вовлечения в совместную деятельность

Средства организации совместной деятельности

Технологии организации совместной деятельности


Онтология цифровых объектов


Литература

  1. Barbagallo A., De Nicola A., Missikoff M. eGovernment Ontologies: Social Participation in Building and Evolution // Proceedings of the 2010 43rd Hawaii International Conference on System Sciences HICSS ’10. Washington, DC, USA: IEEE Computer Society, 2010. С. 1–10.
  2. Belák V., Svátek V. Supporting Self-Organization in Politics by the Semantic Web Technologies. // In Proceedings of the Second International Conference on eParticipation (ePart 2010). Lausanne, Switzerland. 2010.
  3. Bicking M., Wimmer M.A. Need for computer-assisted qualitative data analysis in the strategic planning of e-government research // Proceedings of the 11th Annual International Digital Government Research Conference on Public Administration Online: Challenges and Opportunities dg.o ’10. Digital Government Society of North America, 2010. С. 153–162.
  4. Bicking M., Wimmer M.A. A scenario-based approach towards open collaboration for policy modelling // Proceedings of the 10th IFIP WG 8.5 international conference on Electronic government EGOV’11. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2011a. С. 223–234.
  5. Bicking M., Wimmer M.A. Concept to Integrate Open Collaboration in Technology Roadmapping: Stakeholder Involvement in Strategic E-Government Planning // Proceedings of the 2011 44th Hawaii International Conference on System Sciences HICSS ’11. Washington, DC, USA: IEEE Computer Society, 2011b. С. 1–12.
  6. Bohøj M. и др. Public deliberation in municipal planning: supporting action and reflection with mobile technology // Proceedings of the 5th International Conference on Communities and Technologies C&T ’11. New York, NY, USA: ACM, 2011. С. 88–97.
  7. Davies J. и др. Technological foundations of electronic governance // Proceedings of the 1st international conference on Theory and practice of electronic governance ICEGOV ’07. New York, NY, USA: ACM, 2007. С. 5–11.
  8. Dwivedi Y.K., Weerakkody V., Janssen M. Moving towards maturity: challenges to successful e-government implementation and diffusion. // SIGMIS Database. № 42. С. 11–22.
  9. Hepp M., Bachlechner D., Siorpaes K. OntoWiki: community-driven ontology engineering and ontology usage based on Wikis // Proceedings of the 2006 international symposium on Wikis WikiSym ’06. New York, NY, USA: ACM, 2006. С. 143–144.
  10. Kriplean T. и др. Supporting reflective public thought with considerit // Proceedings of the ACM 2012 conference on Computer Supported Cooperative Work CSCW ’12. New York, NY, USA: ACM, 2012. С. 265–274.
  11. Lampathaki F. и др. Defining a taxonomy for research areas on ICT for governance and policy modelling // Proceedings of the 9th IFIP WG 8.5 international conference on Electronic government EGOV’10. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2010. С. 61–72.
  12. Linders D. We-Government: an anatomy of citizen coproduction in the information age // Proceedings of the 12th Annual International Digital Government Research Conference: Digital Government Innovation in Challenging Times dg.o ’11. New York, NY, USA: ACM, 2011. С. 167–176.
  13. Medaglia R. Measuring the diffusion of eParticipation: A survey on Italian local government. // Info. Pol. 2007. № 12. С. 265–280.
  14. van der Merwe R., Meehan A. Direct democracy catalysed by resident-to-resident online deliberation // Proceedings of the Third IFIP WG 8.5 international conference on Electronic participation ePart’11. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2011. С. 169–175.
  15. Nam T., Sayogo D.S. Government 2.0 collects the wisdom of crowds // Proceedings of the Third international conference on Social informatics SocInfo’11. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2011. С. 51–58.
  16. Panagiotopoulos P., Moody C., Elliman T. An overview assessment of ePetitioning tools in the english local government // Proceedings of the Third IFIP WG 8.5 international conference on Electronic participation ePart’11. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2011. С. 204–215.
  17. Rana N.P. и др. Diversity and diffusion of theories, models, and theoretical constructs in egovernment research // Proceedings of the 10th IFIP WG 8.5 international conference on Electronic government EGOV’11. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2011. С. 1–12.
  18. Saebo O., Paivarinta T. Autopoietic Cybergenres for e-Democracy? Genre Analysis of a Web-Based Discussion Board // Proceedings the Proceedings of the 38th Annual Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS’05) - Track 4 - Volume 04 HICSS ’05. Washington, DC, USA: IEEE Computer Society, 2005. С. 98.3–.
  19. Sæbø Ø., Rose J., Molka-Danielsen J. eParticipation: Designing and Managing Political Discussion Forums. // Soc. Sci. Comput. Rev. 2010. № 28. С. 403–426.
  20. Sahu G.P. и др. E-Government Development and Diffusion: Inhibitors and Facilitators of Digital Democracy. Hershey, PA: Information Science Reference - Imprint of: IGI Publishing, 2009.
  21. Scherer S., Wimmer M., Ventzke S. Hands-On Guideline for E-Participation Initiatives // E-Government, E-Services and Global Processes IFIP Advances in Information and Communication Technology. / под ред. M. Janssen и др. Springer Boston, 2010. С. 49–61.
  22. Scherer S., Wimmer M.A. Analysis of enterprise architecture frameworks in the context of e-participation // Proceedings of the 12th Annual International Digital Government Research Conference: Digital Government Innovation in Challenging Times dg.o ’11. New York, NY, USA: ACM, 2011a. С. 94–103.
  23. Scherer S., Wimmer M.A. Reference framework for E-participation projects // Proceedings of the Third IFIP WG 8.5 international conference on Electronic participation ePart’11. Berlin, Heidelberg: Springer-Verlag, 2011b. С. 145–156.
  24. Zhou M., Tao J. Development of Ontology-Based Knowledge Management System for Dynamical Participation // Proceedings of the 2009 First IEEE International Conference on Information Science and Engineering ICISE ’09. Washington, DC, USA: IEEE Computer Society, 2009. С. 837–840.



Персональные инструменты
Инструменты