Ожившие родники

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск



Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи



В Ветлужском районе Нижегородской области расположены Святые ключи старца Герасима.

Святые ключи старца Герасима.

Генезис святого места тесно связан с преданием о жителе соседней деревни Чертиха, умершем в конце XIX века или начале XX века. Его фотографию (или считающуюся таковой) можно порой встретить в крестьянской избе - в переднем углу у божницы, к старцу Герасиму обращают молитву. Священник Екатерининской церкви в г. Ветлуге отец Николай так прокомментировал эту народно-православную традицию, сложившуюся в XX веке в Ветлужском крае: «Молиться к Герасиму - не грешно, можно его фотографию держать рядом с книгами. Хотя Герасим и не канонизирован, но звание старца, данное ему народом, церковь признает. При каждой заупокойной службе вспоминаем и о старце Герасиме».


Могила старца Герасима. Могила Герасима — единственная на погосте у Макарьевской церкви, которая сохранилась до настоящего времени. До середины 70-х годов там находился первоначально установленный деревянный крест (ныне заменен восьмиконечным металлическим), сохранился киот с лампадкой, в киоте находится фотография Герасима и рядом с ней иконка Богородицы. На киоте выгравировано «ст. Герасим», висит современное льняное полотенце. На плите, на которой установлен крест, высечено: «1995 около 100 по погребении / Старцу Герасиму вечная память». Известно, что пока Макарьевская церковь не была закрыта, на могиле старца по религиозным праздникам, в том числе обязательно в Радоницу и в воскресенье, служили панихиду. И прежде, и сейчас верующие берут немного земли с могилки, с тем, чтобы в случае болезни приложить к больному месту с молитвой «Дедушка Герасим, помоги ты мне»; раньше у надмогильного креста была ямка, откуда набирали земли. За оградкой прежде росла черемуха, для лечения так же брали ее листья и плоды, а сейчас растет сирень.


У каждого человека есть такое место, где ему хорошо, куда хочется возвращаться и возвращаться, куда тянет, влечёт какая-то невидимая сила. Это может быть родной дом, берег речки или пруда, старый парк или лес, дерево, к стволу которого можно прижаться щекой или журчащая струйка воды из родничка. Таких мест может быть несколько. Мне жаль людей, у которых нет на земле уголка, где бы они чувствовали себя счастливыми. У меня же такие места есть. Одним из них являются ключи старца Герасима. Мне очень понравился этот светлый, уединённый уголок природы, было интересно увидеть пещерку и земляную лестницу с причудливыми перилами из тоненьких стволов деревьев, которая извилисто спускается к прохладным ключам.

Здесь душа отдыхает, на сердце становится как-то по особенному хорошо и спокойно. Действительно, ключи старца Герасима - это райский уголок.

Природа ключей изумительна, ландшафт - разнообразен. Здесь растут высокие вековые ели и сосны, стоят стройные берёзки, тут и там пушистыми кустиками разбросаны можжевельник и акации. Есть даже дикие яблоньки, кедр и орешник, посаженные человеком.

С каждым годом всё больше обустраиваются овраги, ключи, подходы к ним. Люди, едущие за целебной водой, везут к источнику камни, а С.А. Зуев со своими помощниками выкладывают из них дорожки и ступеньки лесенок, чтобы было удобнее подойти к ключам, ведь склоны оврагов очень крутые, а во время дождей становятся скользкими и опасными. Я считаю, что комплекс ключей старца Герасима является уникальным памятником природы. Семь ключей с кристально чистой водой, обустроенные добрыми человеческими руками, способны утолить не только жажду, но уже много лет они помогают людям лечить душевные раны и физические недуги. А ещё это замечательный пример сосуществования и взаимного влияния природы на человека и человека на природу.

Источник у пещеры освящён в день памяти св. пр. Илии 2 августа 1995г. Этот ключ был освящён иеромонахом Московского Свято-Данилова монастыря о. Да¬ниилом, который прибыл в село Макарьевское с целью побывать на родине последнего настоятеля этого монастыря о. Феодора (Поздеевского), который родился в с. Макарьевском в семье о. Ва¬силия - священника местной церкви.

Архиепископ Феодор (родился 21 марта 1876г.) в 2001 году русской православной церковью был причислен к лику святых.

Источники св. преп. Илии и Казанской Божьей Матери обретены в 1996 - 1997гг. освящены 7 августа 1997 года. Находятся на противоположных берегах оврага друг против друга. Сначала истечение воды началось в источнике напротив берега, где была установлена икона, благословлённая на ключи, а затем и из-под холма стала вытекать вода.

В 1996 г. по благословению священника Екатерининской церкви г. Ветлуги о. Николая на ключах была установлена 2-х сторонняя икона Св. пр. Илии и Казанской Божией Матери, которая ранее была отдана в алтарь церкви одной из прихожанок. Некоторое время не было определено место установки иконы (к этому времени в 2-х оврагах было 3 источника). Недоумение разрешилось с открытием на Ильин день 4-го источника.

На праздник иконы Казанской Божией Матери 21 июля 1996 г. на ключах старца Герасима установлен памятный столб с иконой Казанской Божией Матери и св. пророка Илии. «Хранитель» ключей Сергей Андрианович Зуев. Именно его трудами эти места Макарьевской земли как бы пережили второе рождение. Конечно, на протяжении всех этих лет благоустройства ключей у него было немало добровольных помощников. Кто же он? Почему занимается уже более 10 лет обустройством источников? Пусть на эти вопросы ответит он сам.

В 1992 г. в газете «Земля Ветлужская» была напечатана статья «Хранитель источников». «Только в конце жизни я узнал главное. Итак, теперь я знаю, что истина в Боге. Двух истин, как известно, нет. Это моё вступление. Без него, пожалуй, не будет понятно как человек, получивший среднее медицинское образование в ВФШ, высшее в Рижском политехническом институте, прослуживший в Военно-Морском флоте 8 лет, на рыболовном флоте около 5 лет, проживший около 20 лет в Латвии, побывавший за границей, около 10 лет проработавший преподавателем, оставил всё и оказался у источника старца Герасима. Да, в обустройстве источников вокруг с. Макарьевского инициатива моя, но работа всегда велась с помощниками. Помню, после долгого отсутствия на родине, пришлось полгода проработать в Макарьевской школе. Так вот, первые камни к источнику были положены макарьевскими школьниками на уроках географии во время экскурсий по макарьевским окрестностям. О ключике старца Герасима. Для многих он особенный, и для меня тоже. Был я тринадцатилетним школьником. Мы с матерью зашли на него, проводив до оврага брата Александра на войну. Берестяной чашечкой из лужицы в несколько пригоршень (такой тогда был «ключик») мать испила воды. Капли воды смешались со слезами, горе навек поселилось в материнских глазах: четверых сыночков война унесла. Эта участь постигла не только мою мать... И вот, кажется, в память о них, не вернувшихся, о маме, пришло желание сохранить живую воду источника». Летом 1989г. и 1990г. прихожане Ветлужской церкви св. великомученицы Екатерины с настоятелем этой церкви о. Николаем (Кравчуком) совершили несколько поездок на ключ старца Герасима. Проводились работы по обустройству старого источника: расчистка и укрепление склонов оврага, сбор и доставка их к источнику. В память 1000-летия крещения Руси и обновлённого обретения святых мест Макарьевского старца, создано место «Голгофы» для установления здесь креста, который раньше был на храме св. вел. Екатерины. Следует отметить, что с этого времени резко уменьшилось разрушение оврага, в котором ниже находится старый источник «колодчик» как его называют в народе.

                    Вскоре под крестом был обретен новый источник.

Могила старца Герасима на старом кладбище с. Макарьевского. Памятный камень с крестом и ковчегом изготовлен и установлен старожилом с.Макарьевского С.А.Зуевым на праздник Воздвижения Креста Господня в 1995г. Надпись на камне: «1995г. Около 100 лет по погребении. Старцу Герасиму вечная память». С обратной стороны: «Много званых, а мало избранных».

Святой старец Герасим.




          Более ста лет тому назад, а точнее в 1888 году, в молодой семье Воиновых Ефросиний Макаровны и Самойла Яковлевича родился младенец, девочка по имени Анастасия. Настенька была вторым ребенком в семье. Молодые родители очень любили детей. Были рады рождению дочери. Но их радость была омрачена. Со временем выяснилось, что Настенька по каким-то причинам незрячая. Сильно родители это переживали. В селе они пользовались разговорами, что есть некий старец Герасим, который чудесным образом исцеляет, особенно глазные болезни. Однажды Ефросиния отважилась, взяла дочку на руки и отправилась в дальнюю дорогу пешком. От села Печенкино до мест обитания старца Герасима было не близко.
          Ефросиния была в этот день не единственной просительницей об исцелении. Были и другие посетители. На просьбу Ефросиний старец Герасим ответил сухо и строго (как ей показалось): «Иди домой с Богом». Ефросиния была не удовлетворена таким ответом. Она в смущении отошла в сторону. Постоявши некоторое время, с большим волнением ещё раз обратилась со своей просьбой.
            Старец Герасим внимательно посмотрел на неё, на дитя, полушёпотом произнёс: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»... Сложил губы трубочкой, слегка три раза дунул в сторону младенца и произнёс Ефросиний спокойно и мягко: «Иди домой с Богом». Ефросиния опять находилась в некоторой растерянности, но покорно пошла домой. Дорогой приходилось останавливаться не раз на отдых.
              И вдруг...! Ефросиния    была    несказанно    обрадована    и    удивлена...! Настенька тянет ручки к веточкам кустика, под которым был привал. Ловит их.
                Мать с рыданиями радости и восторга воскликнула: «Настенька, миленькая! Ты видишь!». С той поры Анастасия Самойловна дожила до глубокой старости с хорошим зрением.

Записала Святова Екатерина со слов самой Анастасии Самойловны и её сестры Лидии Самойловны. (Ныне обе покойные).1997 год март м-ц

Мои родители Лопатины, Евдокия Михайловна и Илья Андрианович (теперь покойные) жили в дер. Б. Микриха Ветлужского р-на. В 1964г. у мамы заболел правый глаз. Врачи признали страшную болезнь - глаукому. Начались сильные головные боли, от которых мама лишалась сна в течение нескольких суток. Назначенные врачами лекарства не помогали. Измучившись, мать просит отца сходить к дедушке Герасиму за водичкой. Был январь месяц. Отец встал на охотничьи лыжи, поставил в рюкзак трёх литровую бутыль и отправился на ключ старца Герасима, находящийся примерно в 12 км. от нашего дома. Обидная неудача постигла отца на обратном пути. Перед самым домом бутыль лопнула (видимо от мороза)... и на другое утро поездку пришлось повторить. К вечеру долгожданная водичка была в руках у больной. С молитвой к старцу Герасиму и благословением мать выпила немного воды, помыла ею больной глаз, умылась, смочила болевшую голову, легла в постель и вскоре уснула. Сон был необычно здоровый и длительный. С этого времени боли прекратились и больше не повторялись. Слава Богу и благодарение старцу Герасиму! Во истину он был и есть свят! Дивен Бог во святых своих!

               Санкт-Петербург Рыбакова М.И.

Осенью 1955г. мне пришлось работать в составе группы других ветлужан на уборке урожая на колхозном поле, прилегающем к деревне Чертихе (в то время ещё там было несколько домов ) и оврагу, где находится ключ старца Герасима. В эти дни у меня сильно болели зубы. Колхозный бригадир, сочувствуя моим страданиям, посоветовал попробовать воду Герасима, что я тот час и сделал. К моей радости и ещё большему удивлению недуг мой отступил от меня. За всю последующую жизнь, а мне сейчас 70 лет, я никогда не обращался к зубным врачам.

                               г. Ветлуга П. Сверчков.

В 1958 году у меня ноги ниже коленных суставов покрылись коростами. Применяемое лечение врачей не помогало. Решила сходить на ключ старца Герасима, благо от нашего дома он был не далеко. Больные ноги помыла водой из источника (колодчика) и еще 2-3 раза омыла ноги водой дома. Слава Богу и старцу Герасиму – ноги вскоре зажили и больше не повторялось.

   Записал со слов Евдокии Тюленевой 

С.Зуев. 5.03.1997г. с.Макарьевское.

Я, православная М. пользуюсь водою с ключиков старца Герасима в течение нескольких лет. Посылала воду в Архангельскую область своим родственникам для лечения долгозаживающих язв. Вода хорошо способствует заживлению ран.

Записал свидетельство С.Зуев г. Ветлуга март 1997г




          За селом Макарьевским, в овраге, в 300 метрах от села бьёт ключ живой воды. Источник освящён в 1995г. иеромонахом московского Свято —Данилова монастыря, прибывшим на ветлужскую землю с целью прославления архиепископа Феодора на его родине.

Александр Васильевич Поздеевский родился 21 марта 1876г. в с. Макарьевском Ветлужского уезда Костромской губернии. Его отец протоиерей Василий Поздеевский служил в храме во имя преподобного Макария Унжснского. В семье было 9 человек детей. В 1896г, по окончании Костромской Духовной Семинарии, Александр Поздеевский поступил в Казанскую Духовную Академию. В 1900г. принял монашество с наречением имени Феодора в честь великомученика Феодора Стратилата. Впоследствии он преподавал в Калужской, Тамбовской, Московской духовных семинариях, в 1909г. был назначен ректором Московской Духовной Академии. Владыка Феодор пользовался большим авторитетом. С 1 мая 1917г. епископ Феодор - управляющий Даниловым монасты¬рём. В трудные для церкви 20-е годы, во многом благодаря Владыке, монастырь стал оплотом Православия. Он был бескомпромиссным, занимал решительную позицию в отношении обновленчества и церковного раскола. В 1923г. начался мученический путь Владыки Феодора. Постоянные аресты и ссылки, переход из одной тюрьмы в другую. Последний раз архиепископ Феодор был арестован в 1935г. В 1937г. из Сыктывкара, где он находился в ссылке, был отправлен в Ивановскую тюрьму и там 23 октября расстрелян. В августе 2000г. состоялось эпохальное событие в жизни церкви и жизни России - это Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Решением Собора причислено к лику общецерковных святых 1154 подвижника веры и благочестия, среди них семья последнего русского царя Николая <a href="http://cityadspix.com/tsclick-MIQCWPUV-GECAQBFF?url=http%3A%2F%2Fwww.sotmarket.ru%2Fproduct%2Ftasmanian-tiger-raid-pack-mk-2.html&sa=wp&bt=20&pt=9&lt=2&tl=3&im=ODI1LTAtMTQxMTgzMjc3MS0xNTc0NTU2OQ==&prdct=3a01390b3b0c&kw=II%2C%2045" target="_blank" alt="Raid Pack MK II 45 khaki" title="Raid Pack MK II 45 khaki" style="">II, 45</a> священников и мирян Нижегородской Епархии. Ключ, обустроенный в память о. Феодора С.А. Зуевым и его добровольными помощниками становится местом паломничества. Сегодня к источнику идут и идут люди с надеждой на исцеление душевных и телесных недугов. Участники крестного хода "Екатеринбург — Кострома" тоже посетили с Макарьевское и источник, поклонились родным местам Владыки. У Ветлужской земли есть теперь ещё один небесный покровитель.



Епископ Феодор (Поздеевский).

«Да хорошо было наше село Вознесение» - так вспоминают пожилые люди. Село расположено по берегу реки Ветлуги, а на самом берегу величественно возвышались над рекой две Церкви. В праздничные дни слышался звон колоколов, народ стекался со всех деревень ближних и дальних, много людей шло и из далека, из другого прихода, из-за реки, из Семёнова, из деревни Копылихи, Визовый, Деушкина, Щелочихи, Петряева. Кто шёл с палочкой, еле переставляя ноги, кто в полной силе - целою семьёй. Шли лесными дорогами под деревню Каменку, там переезжали на лодках, все спешили в Вознесение, в церквах шла служба. После службы, после литургии в хорошую тихую погоду служили молебны перед гробницей Святого старца Евстафия. Гробница была сделана из дощечек, покрашена краской, огорожена небольшим заборчиком, над гробницей на столбах была навесная крыша, гробница была установлена возле церкви под согнутой берёзой на самом берегу реки. Перед гробницей на подсвечниках горели свечи, а внизу, под бережком, бил ключом живой родничок, называемый людьми Святой ключик старца Евстафия. Перед молебном каждый верующий старался зачерпнуть воды из ключика Святого старца Евстафия. Батюшка под молитву купал крест, освящал воду в ключике, в посудинках, после этого подходили к кресту, прикладывались и шли домой со святой водичкой, счастливые, радостные. Каждый верил, что водичка Святого старца Евстафия поможет, ему изцелиться от недугов и от всех болезней. А в большие праздники, В Христов день на святой неделе, станут обходить церковь, батюшка провозгласит: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» — гаркнет во весь голос народ так, что за несколько километров раздаётся по воде. Да, сколько в то время в людях было радости, человечности, все радуются, христосуются, целуются, обнимаются, святят пасху. Домой идут весёлые, радостные. Но времена менялись. Стали закрывать храмы. Закрыли храм и в с.Вознесении, но вера в Господа нашего, Иисуса Христа, была крепка. Народ так же верил, так же молился, хотя не в церкви, а возле церкви и перед гробницей старца Святого Евстафия. Потом нашлись люди, которые, по рассказам старушек, гробницу сбросили в воду - в реку, а из одной из церквей сделали школу. В село Вознесение стали приходить нерадостные вести, шел разговор, что из второй церкви хотят сделать клуб или Дом культуры. Народ в селе весь был расстроен, особенно пожилые, старики и старушки. Некоторые со слезами молились, просили у Господа: «Господи, не допусти, чтобы из храма сделали клуб, где вместо молитвы будут танцы и пляски!» И молитва, видно, дошла до Господа. В один ясный день на небе появился маленький хохолочек-маленькая тучка. Один раз грянуло, молния угадала прямо в церковь, и сгорела церковь как свечка. Не допустил Господь, чтобы в его храме вместо молитвы пели и плясали. Да, церквей не стало, но остался ключик Святого старца Евстафия. Народ так же стал ходить за святой водичкой. Многие старушки говорили, что вода с ключика Святого старца Евстафия хорошо помогает от глазных болезней. По рассказам старых людей, был такой случай. Одна старушка привела девочку, у нее не открывались глаза. Так она попила водички из ключика Святого старца Евстафия, да промыла глазоньки водой святой, и после у нее открылись глаза и она стала видеть. Да, хорош ключик в селе Вознесении. Бывало сойдёшь под бережок, посмотришь в ключик, а со дна бьют маленькие фонтанчики, подбрасывая кверху жёлтенькие песчинки. Но не все это замечают, не всем дано это видеть. Ну а ключик этот несколько раз заваливали, но народ разваливал, расчищал и опять так же ходил и ходит по сей день за святой водичкой на ключик к Святому старцу Евстафию. С окончанием описания о Святом старце Евстафии и о селе Вознесении, обращаюсь к вам, братия и сестры, берегите и благоустраивайте святые места, следите, чтобы ключик старца Евстафия всё время был в чистоте, ведь это для нас дар Божий. Подробней описать о Святом старце Евстафии нет возможности, старые люди уже не помнят. Записи, которые были в церквях, уничтожены, в одной все сгорело, в другой - всё выкидали и уничтожили.

Запись сделана со слов восьмидесятилетних Лобанова и Лобановой из деревни Каменка и Чиркова Валентина. (Сохранена манера и язык рассказчиков.)








Отрывок из статьи А.Я. Чадаевой 

«Много див ты хранишь, заветлужская даль вековая...» Возле храма Вознесения, в церковной ограде под сенью, стояла на столбиках колода, а в колоде покоились мощи старца Евстафия. Давно, наверное, жил этот старец, если в книге «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», 1863 года издания сказано, что с незапамятных времён почитает его местное население «за святого и чествует служением литий на его могиле». Прямо под сенью росла берёза, изогнулась, будто плакальщица, над гробом старца, который славен был, видно, своей праведной жизнью и молитвенностью. Говорят, в Челпанах, возле Фёдоровского, была у него пещера, в которой он и обитал. С трепетом и благоговением многие поколения людей поклонялись мощам старца Евстафия, весной брали сок у берёзы, отщипывали маленькие кусочки коры. Потом пришли другие люди, свои же, только безбожники. С гиканием и хохотом вытаскивали из-под сени колоду с мощами старца Евстафия и пускали её вниз по течению реки. С плачем и сокрушением сердца о заблудших своих чадах вылавливали верующие из реки колоду, водружали её в церковь. Так было до 1937 года, до великого двунадесятого праздника Вознесения Господня. И туча-то надвинулась небольшая, но вышла из неё молния и попалила в день Вознесения Вознесенскую церковь вместе с мощами старца Евстафия, чтобы не над чем было более кощунствовать. Всё сгорело дотла. Осталась только согбенная старая берёза. Сейчас нет там ни берёзы, ни колоды, ни храма. Но осталась благодать святого намоленного места. И ещё - ниже, по склону, бьётся, пульсирует чистейшей воды ключик. О нём говорят: « ключик старца Евстафия», наполняют целительной влагой сосуды, молятся, точно возле Силоамской купели. Стояли и дети воскресной школы, и священник служил панихиду старцу Евстафию...

Газета «3емля Ветлужская» №116

от 12 октября 1996 года.












В нашем крае, объединяющим началом всего служит река Ветлуга. Жители говорят о себе «Мы с Ветлуги-реки» и называют себя ветлугаями. Сейчас, к сожалению, преобладает потребительское отношение к воде. Однако при более внимательном изучении вопроса взаимодействия человека и водных источников открывается интересная картина. С XIII века на Ветлуге стали строиться христианские храмы. Одним из главных христианских обрядов является обряд крещения. Интересно то, что воду, использованную при крещении, в нашей церкви (Екатерининской) сливают в специальный неглубокий колодец, который находится вблизи церкви и предназначается только для этой цели. В храме, на ключах, на реке проводятся водосвятные молебны. В Крещение на реке освящалась вода. Прорубь готовили заранее. Прорубали в виде креста, набирали воду, возили её в церковь, где после службы её могли взять верующие. Богослужение проходило и на реке. В последние годы воду из реки в черте г.Ветлуги не берут, и молебны у проруби не служат, т.к. вода не достаточно чистая. А вот молебны на ключах стали более частым явлением. Например, жители с.Макарьевского в ночь на Крещение собираются у ключа о.Феодора. Так как церковь в селе не действует, священника нет, то молятся самостоятельно. Читают молитвы, тропарь по освящению воды, акафист великомученику Феодору Стратилату, набирают водичку из родника, обливаются, умываются. На ключах старца Герасима водосвятные молебны бывают в Крещение, в Ильин день (2августа), в Макарьев день (7августа). Так как старец Герасим не канонизирован официально церковью, молитвы специальной ему нет, жития его тоже, то люди, приходящие за водой, чаще всего читают «Отче наш», «Богородицу», или, набирая воду, обращаются к ст. Герасиму со словами: «Старец Герасим, моли Бога о нас грешных», «Старец Герасим, исцели своею благодатью», «Старец Герасим, помоги мне грешному (ной)». С.А. Зуев рассказывал об интересном обряде в с.Макарьевском, который он наблюдал будучи ещё ребёнком в начале 30-х годов в день Преображения Господня (19августа). При стечении всех жителей села, священник храма во имя преп. Макария Унженского служил на реке водосвятный молебен, после службы купали лошадей. Дети плавали на лошадях, обливали их водой. Такой обряд ему удалось увидеть всего один единственный раз. Старые жители города Ветлуги и окрестных населенных пунктов всегда очень заботятся о своих колодцах. Стараются содержать их в порядке, откладывают деньги, копят их на сруб, на ремонт колодца. И это неспроста, так как колодец - это не только вода, жизнь всего хозяйства, но и святое место. При копке колодца раньше соблюдали определённый порядок. Совершалась молитва перед началом работ, после их окончания освящалась вода. Колодец - это святое место, осквернение его - грех.

Персональные инструменты
Инструменты