Нижегородская областная психоневрологическая больница №1

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Нижегородская областная психоневрологическая больница №1

Архитектурный комплекс больницы был построен в 1899 – 1908 годах по проекту архитектора П.П. Малиновского при непосредственном участии выдающегося русского врача-психиатра и общественного деятеля П.П. Кащенко.

Общий вид основного корпуса. Фото А.Ю. Абросимовой

На сегодняшний день комплекс колонии для душевнобольных является вновь выявленным объектом культурного наследия (памятником истории). (Приказ председателя Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 12.05.99 № 4-ОД).

Нижегородский период жизни и деятельности П.П. Кащенко (1889 – 1904 годы) исследователи определяют как один из плодотворных этапов в истории русской психиатрии. Сам Кащенко проявил себя здесь не только как талантливый врач, но и как отличный организатор психиатрического дела.

Непосредственно открытию Ляховской колонии предшествовала длительная подготовительная работа. Положение душевнобольных в Нижнем Новгороде до приезда П.П. Кащенко, было чрезвычайно тяжелым. В отделении для умалишенных Нижегородской губернской земской больницы, размещавшемся в бывших конюшнях и рассчитанном на 30 больных, зимой скапливалось до 100 человек. Больные спали не только на койках, но и на полу. Нижегородские земские врачи не раз ходатайствовали перед городскими властями о строительстве отдельной психиатрической лечебницы. По выражению Петра Петровича больница на Тихоновской улице в момент его приезда даже отдаленно не напоминала лечебное заведение.

В 1890 году, благодаря поддержке заведующего статистическим бюро при Нижегородской губернской земской управе Н.Ф. Анненского, П.П. Кащенко параллельно с обычной переписью крестьянских дворов организовал сбор необходимой информации о количестве нуждавшихся в психиатрическом лечении по 8 уездам (из 11) Нижегородской губернии. Оперируя конкретными фактами, он аргументировано обосновывал необходимость открытия еще одного лечебного учреждения, нового по своему типу – загородной психиатрической колонии. Главными аргументами за размещение колонии вне города, были полный покой больных, наличие «необходимого простора», возможность организовать работы на открытом воздухе, что в наибольшей мере отвечало правильной организации лечения психических заболеваний. Для воплощения в жизнь этих гуманных положений и было необходимо строительство загородной колонии.

Корпус имени купца Н.А. Бугрова построен на его пожертвования. В настоящее время не используется. Фото А.А. Давыдовой

Активная деятельность П.П. Кащенко увенчалась успехом, и в 1892 году Нижегородским земским собранием вопрос о строительстве новой больницы для душевнобольных за городом был решен окончательно. В 1893 году этот же орган постановил нижегородской губернской земской управе определить место будущей колонии и составить проект ее устройства. Основанием для данного постановления послужили два доклада о положении душевнобольных в губернии, сделанные П.П. Кащенко в 1893 и 1894 годах на заседаниях той же земской управы Как всегда, большое значение в практике имело наличие (или отсутствие) денежных средств на производство работ. Не дожидаясь решения вопроса о финансировании из городского бюджета, П.П. Кащенко обратился к нижегородскому купечеству с просьбой оказать содействие в строительстве так необходимой Нижегородской губернии колонии. Осуществление проекта устройства загородной лечебницы было ускорено благодаря частным пожертвованиям, общая сумма которых составила более 57 тысяч рублей. Самый первый взнос в размере 5 тысяч рублей сделала почетная гражданка Мария Иоакимовна Бочкарева, значительную сумму пожертвовали известные нижегородские промышленники братья Иван, Николай и Митрофан Рукавишниковы, известный нижегородский купец и меценат Николай Александрович Бугров взял на себя расходы по строительству отдельного корпуса, который затем получил его имя. В 1895 году И.М. Рукавишников, руководствуясь указаниями П.П. Кащенко, приобрел 50 десятин земли под колонию – часть бывшего имения писателя П.И. Мельникова-Печерского в деревне Ляхово недалеко от города. Затем он передал его земству, которое на своем заседании 12 ноября 1897 года приняло этот дар. Освидетельствование участка состоялось 24 марта 1898 года. От построек прежних владельцев в центре усадьбы остались лишь конюшня и каретный сарай.

Первоначальный общий эскизный проект колонии выполнили архитектор А.К. Никитин и губернский инженер К.Г. Иванов, но он был отвергнут Земским собранием. Оно постановило построить на пожертвованном участке только два павильона – мужской и женский на 80 человек с квартирой для врача и хозяйственными постройками (1-я очередь строительства). Экстренное собрание 22 июня 1899 года утвердило составленные к тому времени архитектором П.П. Малиновским планы этих сооружений. Закладка зданий состоялась 16 сентября 1899 года.

10 февраля 1901 года в деревне Ляхово состоялось торжественное открытие первой в России психиатрической колонии, а 22 февраля сюда из приемного отделения нижегородской психиатрической больницы была переведена первая партия больных. Заведовать колонией под общим руководством П.П. Кащенко Земская управа назначила врача П.П. Шафранова. На февраль 1901 года в больнице находилось на излечении 76 человек (52 мужчины и 24 женщины).

Представление о сложившейся планировочной структуре колонии и внутренней планировке большинства ее зданий дают проектные и фиксационные чертежи, выполненные для составления земской отчетности, как опубликованные, так и хранящиеся в Центральном архиве Нижегородской области. Каких-либо существенных расхождений между ними не обнаружено, поэтому архитектурный комплекс колонии для душевнобольных в деревне Ляхово можно считать примером практически полного воплощения оригинального авторского замысла. Колония разместилась приблизительно в 8 км к юго-востоку от существовавшей черты города на пологом склоне холма (на сегодняшний день вошла в состав Приокского района Нижнего Новгорода).

Лечебный корпус. Второй этаж был достроен в 30-х годах 20 века. Фото А.Ю. Абросимовой

Надо отметить, что выбор территории для устройства нижегородской колонии был хорошо продуман. Сам П.П. Кащенко еще до сбора необходимых средств несколько раз выезжал на место, чтобы убедиться в пригодности участка для этих целей и только потом предложил купить его И.М. Рукавишникову. С точки зрения врача бывшее имение П.И. Мельникова-Печерского отличалось следующими преимуществами:

- располагалось недалеко от города, в живописной местности на правом высоком берегу реки Оки около старицы речки Рахмы, где были водоносные слои, обеспечивавшие бесперебойное снабжение водой;

- было достаточно обширным, чтобы разместить не только больничные здания, но и необходимый для трудовой терапии больных хозяйственный комплекс: мастерские, ферму, огороды;

- имело пересеченный рельеф местности, т.к. его монотонность могла плохо сказаться на психически больных.

Благодаря опыту, полученному П.П. Кащенко при поездке в Европу, и таланту архитектора П.П. Малиновского проект колонии в Ляхово удалось реализовать так, что были использованы все передовые достижения западноевропейской и отечественной психиатрии того времени, накопленные в строительстве аналогичных учреждений. Согласно архитектурному замыслу все ее строения увязывались в единый комплекс, отвечавший требованиям гуманного обслуживания и лечения душевнобольных.

Женский лечебный корпус. Хорошо сохранен первоначальный вид 1899 - 1908 гг. Фото А.А. Давыдовой

С технической точки зрения колония была оснащена с использованием самых передовых технологий начала ХХ века. Здесь действовали водопровод, центральное отопление (температура в больничных помещениях не должна была быть ниже 18градусов С), электрическое освещение и телефон, канализация со специальным фильтром для очистки сточных вод. В 1909 году техническое обслуживание колонии осуществлял штат служащих под руководством инженера Г.Д. Бехли, состоящий из 21 человека.

В Нижегородской колонии для душевнобольных впервые были претворены в жизнь принципы гуманного индивидуального лечения. В начале ХХ века она по праву считалась лучшей в России.

После 1917 года колония продолжала функционировать как медицинское учреждение психоневрологического профиля. К 1930 году она одновременно могла принимать на лечение 615 больных. В 1934 году клиническая психиатрическая больница на Тихоновской улице (сейчас ул. Ульянова) в Нижнем Новгороде стала обслуживать только городское население, а колония для душевнобольных в Ляхово была реорганизована в областную психоневрологическую больницу № 1.

На сегодняшний день постройки колонии в Ляхово используются по своему первоначальному назначению. В них до сих пор размещается областная психоневрологическая больница № 1. Она представляет собой обширный лечебно-профилактический комплекс со стационарными отделениями, необходимыми лечебно-диагностическими кабинетами и подсобными службами, в большинстве своем разместившимися в зданиях 1901 – 1909 годов.

За прошедшие со времени основания колонии столетие существенных изменений в планировочной структуре колонии не произошло. Лишь утрата двух самых старых деревянных одноэтажных павильонов (в том числе бывшего павильона И.М. Рукавишникова) привела к возникновению пустого пространства в самом центре архитектурного комплекса, которое может быть использовано под новое строительство.

Каменные павильоны для пациентов, в которых сейчас размещаются различные отделения больницы, остались практически не перестроенными. В советское время производилось их приспособление под современные потребности больницы, одноэтажные павильоны были надстроены вторыми этажами. Два деревянных дома врачей со службами, располагавшихся в противоположных концах колонии, были разобраны; дома технического персонала стали использоваться как лечебные корпуса и хозяйственные здания.

Персональные инструменты
Инструменты