Наши прадеды-это наша память!
Жизни и работа в тылу.
Дедушка вспоминал: «Я целыми днями был дома один, хозяйствовал, топил печь, как мог, готовил еду. Было мне тогда 5 лет. Навсегда осталось в памяти то чувство голода, которое постоянно мучило нас тогда. С другими мальчишками мы бегали на вокзал и встречали поезда с раненными, которых привозили с фронтов. Каждый из нас думал: «А вдруг там отца раненного найду!?» Я навсегда запомнил, как приходили эти поезда, как мы помогали, чем могли раненным: кто за кипятком бежал, кто за газетой, кто за махоркой. И только еще поезд подходил, а с ним и жуткий удушливый и тошнотворный запах стоял на перроне – запах крови и гниющего человеческого тела».Но нам надо было, как-то жить, и мать Павлова Александра Даниловна должна была кормить нас с братом. Брат поступил в военное училище и стал учиться на офицера – артиллериста, но в войне он у нас не успел поучаствовать, мал еще был и пока учился, война кончилась. Мать у нас была портнихой, и только это нас спасло от голодной смерти. Мать рано утром уезжала на электричке на авиационный завод и работала там до вечера. Работа у матери была тяжелая и самая неквалифицированная, она же на заводе до войны не работала, была домохозяйкой и мало что умела. Ее поставили в цех, где собирали самолеты ИЛ-2. Мать говорила, что они клепали крылья самолетов, а крыша в цехе была худая, и холод зимой был такой, что дрель примерзала к рукам. На руки поливали горячую воду, и дрель отлипала, а иначе можно было вместе с кожей отодрать ее с ладоней. Возвращаясь поздно вечером со смены домой на электричке, мать не раз думала: «Все, нет больше сил, сейчас вот, разожму руки и под поезд, и будь что будет». Но одна мысль сразу же ее останавливала: «Придет отец с фронта и скажет, как же ты сыновей не уберегла!?» Эта мысль заставляла жить и бороться дальше, мысль о пропавшем отце и надежда его увидеть. А после смены, приехав, домой, мать садилась за швейную машину и до утра перешивала чужие старые вещи на заказ.
Авиационный завод в г. Куйбышеве.
После начала Великой Отечественной войны в город Куйбышев (ныне Самара) были эвакуированы из Москвы и Воронежа авиационные заводы № 1 и № 18. В кратчайшие сроки заводы развернули выпуск самолётов-штурмовиков Ил-2. В зиму 1941/1942 самолёты отправлялись на фронт в разобранном виде по железной дороге, но вскоре было решено построить аэродром, на котором стали испытываться изготовленные самолёты, и часть из них отсюда же отправлялась прямо на фронт. Завод расположился около железнодорожной станции Безымянка, в 12 км к востоку от центра города и в 4 км от железнодорожной станции Безымянка, по имени которой и назван аэродром.
Сейчас такой самолет ИЛ-2 [1] стоит недалеко от моего дома на Московском шоссе, как памятник героям и труженикам тыла и каждый год 9 мая лучшие ученики нашей школы возлагают к его подножию цветы.Память героям в г. Севастополе.
И вот этим летом мы всей семьей ездили в город Севастополь. Я увидела этот город, услышала много рассказов и историй, связанных с героическими битвами советского народа с фашистами в годы Великой Отечественной Войны. И, побывав в музее Черноморского флота, я увидела в огромном зале на стене нарисованный план битвы за Крымский полуостров, увидела фотографии бойцов того времени, их вещи и оружие. Я увидела, что у мамы на глазах стояли слезы, когда она смотрела на вещи солдат, павших смертью храбрых на этой земле. А я тогда подумала, что может быть это вещи моего погибшего прадеда, его пробитая пулями шинель и полусгоревшие документы лежат сейчас под стеклом. Мне показалось, что как то по особенному тихо стало тогда в зале и только голос экскурсовода привычно рассказывал о давних событиях. Я узнала, как до сих пор не забывают и чтят память героев-защитников простые жители города-героя Севастополя, с каким уважением рассказывали нам местные жители истории боев за родной город и чувство гордости, что и моя семья, мой прадед защищал эту землю, переполняли меня. И я захотела рассказать об этом своим одноклассникам, потому что ни кто не забыт и ни что не забыто!