Национальный орнамент Коми

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Национальный орнамент Коми

Автор: Носков Артем

Происхождение

Для народного изобразительного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов. Исследователи отмечают близость геометрических узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси). Вероятно, близость мотивов орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой.

В научной литературе, посвященной изучению народного искусства коми, высказывается несколько точек зрения по поводу происхождения и развития различных композиций и вариантов геометрического орнамента у коми.

Л. С. Грибова определяет пас как одну из ведущих основ орнамента финно-угорских народов и выделяет несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция. По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив. Это утверждение не согласуется с традиционными представлениями, характерными для многих пародов, о том, что орнамент выполняет функцию оберега от нечистой силы.

Г.Н. Климова в монографии "Текстильный орнамент коми" рассматривает динамику развития геометрического орнамента коми на протяжении двух последних веков и приходит к выводу, что развитие его было обусловлено целым рядом факторов: материала изготовления (глина, дерево, кожа, ткань); техническими способами его исполнения; влиянием других культурных традиций.

В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми выделяется три основных варианта: *ижемский - с преобладанием так называемых семиричных бордюров;

  • вашко-мезенский и среднесысольский - широкие бордюры и сетчатые узоры;
  • верхневычегодский-для которого ха рактерны особенности 1 и 2 групп узоров.

Типология

В зависимости от мотивов выделяется несколько групп геометрического орнамента коми:

  • Узоры из простых геометрических мотивов-точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональных линий, треугольников - представлены в большинстве видов техники.
  • Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов характерны для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики.
  • В текстиле коми самыми многочисленными и разнообразными являются диагонально-геометрические узоры, в которых выделяются несколько основных композиций:

а) так называемые семиричные бордюры (прерывные и непрерывные);

б) сетчатые узоры;

в) узоры ассемметричного строения (путанка);

г) симметричные узоры, для которых характерно равенство узора и фона.

Большинство же вариантов диагонально-геометрического орнамента [1], по мнению Л. С. Грибовой, развилось на территории коми из знаков собственности - пасов, которые первоначально наносились на глиняные, берестяные и деревянные изделия, а впоследствии воспроизводились и в текстильном орнаменте коми.

Растительные [2] и орнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских [3], верхневычегодских, вымских и удорских коми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом.

Растительные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для набойки-домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных набивочных досок. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны. Самая распространенная у коми набойка - синяя ткань с несложным растительным орнаментом белого или желтого цветов. Более сложная набойка изготовлялась с использованием нескольких набивочных досок и красок различных цветов: на одном отрезе ткани набивалось несколько разных по мотивам и цвету орнаментальных полос.

Исследователи народного искусства коми полагают, что растительный орнамент получил распространение на территории коми в конце XIX - начале XX веков вместе с техникой кружево плетения и изготовления набивочных тканей под влиянием русской культуры и не имеет местной специфики. Тем не менее народные мастера умело сочетали новшества с местными геометрическими орнаментальными традициями .(нередко в вышивке и кружевных изделиях коми встречаются геометрические орнаментальные мотивы).

Семантика

Выделяются несколько основных групп названий орнамента коми, которые соотносятся:

с названиями орудий труда и различных предметов (пила пинь - зубья пилы, матка сер - компас, домас сер - узор-заплата, перна - крест используется геометрический орнамент.);

с представителями животного мира (сюр сер-рог, кoр сюр-олений рог, вoв юр- лошадиная голова, мое син- коровий глаз, черань паук,.);

с различными растениями, (коз сер-елочный узор, дзоридз - цветок, пыш тусь - конопляное зернышко) и некоторые другие группы.


Компас знаний

Карта знаний

Ссылки на ресурсы Интернет

Персональные инструменты
Инструменты