Научно-культурный центр имени Славского, город Димитровград
История НКЦ им. Славского
Научно-культурный центр имени Славского в Димитровграде открылся 6 ноября 1987 года как научно-политический центр НИИАР "Октябрь". Затем это - научно-культурный центр ГНЦ НИИАР, а теперь просто НКЦ имени Е.П. Славского. Автор проекта здания - ленинградский архитектор Ю.В. Вуйма, авторы 8 мозаичных полотен парадного дворика - ленинградские художники Василий Петрович Гусаров и Валентин Григорьевич Леканов. В далеком ноябре 1987 года комиссия НИИАР в лице зам директора Малиновского и зам. секретаря парткома С.Ю.Зуева приняла работу ленинградцев. По замыслу архитекторов внутренний парадный дворик предполагалось заполнить скульптурами, но художники В.П.Гусаров и В.Г.Леканов убедили, что они неуместны: мало света.
Решить эту проблему, по убеждению ленинградских художников, должны были мозаичные фрески с их сочными яркими красками, которые дают сильный контраст с сумеречным полумраком парадного дворика.В результате были созданы 8 мозаичных фресок из древнего и удивительно красивого материала, который пришел к нам из Византии (иконы собора Киевской Софии - 11-12 века) - смальты.
Смальту в те годы в СССР изготавливали в Лисичанске, Ростове, Москве, но считалось, что смальта сваренная в цехе Ленинградской академии художеств отличалась более яркими насыщенными цветами. Из этих соображений и, конечно, из чувства патриотизма архитекторов для создания наших фресок применили ленинградскую смальту.Путь создания мозаичных фресок - это тяжкая и трудоемкая работа: на цемент (а раньше на воск, известь) надо закрепить под определенным углом камушки необходимого оттенка. Один кв. метр наших фресок - 10 000 камушков из ленинградской смальты. Каждая фреска по 2 тонны В создании каждой фреске использовано более 50 цветов и оттенков . Только золотистых и красных - по 8 оттенков. НКЦ имени Е.П. Славского Парадный дворик. Преобладают темно-золотистые краски, которые в контрасте с холодными тонами парадного полумрака создают особую мелодию и оживляют пространство внутреннего дворика, а врывающийся сквозь строй строгих колонн свет золотистых сосен, зеленых лип, голубого неба дополняет и усиливает настроение радости и торжества жизни...
При этом, обратите внимание, мозаика выполнена нетрадиционно. Художники отказались от эффекта кафельного блеска, который бы зеркально отсвечивал, затрудняя восприятие.В процессе поиска, путем многократного поворачивания кусков смальты авторы, по словам Гусарова, добились особого матового отражения с крапинками блеска - люрексный эффект. Художественное творчество потянуло за собой архитектуру. Стало необходимо доработать оформление внутреннего дворика - остеклить, приподнять потолочный навес, создать зимний сад - созерцание требует особой обстановки, чему не способствует климат Димитровграда. Времена изменились: иссяк денежный поток, растаяла политическая воля, но за 25 лет совсем уже не парадный дворик сохранил свой первоначальный вид. Пока, к нашему счастью, всяк идущий мимо особо не обременяя себя и не спрашивая на то дозволения, а только под присмотром бронзового вождя, может прикоснуться к великому искусству и увидеть собственными глазами чудо чудное - эти дивные мозаичные фрески.
Славский Е. П.
Славский Ефим Павлович - советский государственный и партийный деятель, трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1954, 1962 г.г.), один из руководителей проекта по созданию советского ядерного оружия, позднее — руководитель советской атомной промышленности. Был удостоен большого количества наград.