Мизонова (Иванова), Валентина Григорьевна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Bronze soldat.jpg

Учашиеся 9 класса - Кравцова Рита, Иванова Катя, Аминова Нигора, Якушов Никита с классным руководителем Дельпер В.П. МОУ Каменская СОШ, Красноярский край


Ветеран Великой Отечественной войны,

Родилась 20 декабря 1926 года

д. Закрючье Пожеревитского р-на Ленинградской области.


С каждым годом всё меньше и меньше становится участников прошлой войны. Поредели ряды ветеранов и в нашем, недавно построенном посёлке, живём мы на территории войсковой части, население небольшое, каждый знает друг о друге почти всё, все на виду, вместе печали переносим, вместе радуемся.

Вместе со всеми нами радуется новому дню, солнышку и Валентина Григорьевна Мизонова, ветеран Великой Отечественной войны. Живёт она одна, с трудом себя обслуживает, потому что инвалид 1 группы: совсем плохо стали видеть глаза, болят ноги и руки, но она охотно открыла нам дверь, когда мы к ней постучались.

Как забросила судьба ее, ленинградку, сюда к нам, в Сибирь, этот вопрос волновал нас прежде всего, как смогла она оказаться на войне, когда ей еще и 15 лет не было?

В этот день желание рассказать о себе, о пережитом, казалось неудержимым. Она рассказывала о родном селе, о доме, в котором родилась и выросла, о том страшном дне, когда в одно мгновение он превратился в руины и пепел.

Дотла сожгли фашистские оккупанты не только дом Ивановых, но и все близлежащие деревни: Закрючье, Пожеревитинск, Ладогено.

Все в жизни проходит, да не все забывается. Не забываются у нее военные испытания, люди, в панике бегущие от огня подальше в лес, в болото. Она и сама чудом спаслась… Не забываются имена военных подруг, таких же девчонок, как и она.

Да и военнообязанной она стала чисто случайно: разбросало всю семью по разным углам война. Старший брат воевал на Мурманском флоте, и погиб он в 1944 году, младший пропал без вести, погибли почти все родственники, в живых остались только мать и старшая сестра, но она не знала, где они находятся. Не знала она, куда ей идти, где найти себе приют. Вот и «прибилась» к Эвакогоспиталю №1396, пока просто на «птичьих правах», а потом уже в 1944 году была оформлена санитаркой. Так и выжила. А ведь все могло быть иначе. Кто не помнит жизнь в блокадном Ленинграде в течение 29 месяцев, а деревня ее находилась в нескольких километрах от осажденного города, вся Ленинградская область была захвачена фашистами.

Год 1944.

Полевая почта г. Добель 21587 1 Прибалтийский фронт. Санитарка Эвакогоспиталя №1396, который входил в состав Действующей армии с 22/04 1942 по 9 мая 1945 и с 9 августа 1945 по 3 сентября 1945.


Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома жён, матерей, сестёр поднимать детей, беречь домашний очаг и ждать их.

Но июнь 1941 года поднял на защиту страны весь наш народ от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастёрки и сапоги, белые косынки и халаты. И в их числе оказалась Валентина Григорьевна.

Она не была на поле боя, не выносила раненых, но бомбёжек, крови, смертей и прочих ужасов войны ей предоставилось сполна. Никакой работой не гнушалась: стирала бинты и халаты, ухаживала за тяжелоранеными, помогала и врачам, и медсёстрам. Всего и не передать вот так сразу… Это надо пережить…

Но война не смогла убить в них желание жить, любить и быть любимыми. Ворвалась любовь и к ней непрошено, нежданно - негаданно. Появился вдруг он, красивый, молодой, с которым она готова была пойти на край света. Но «дан приказ ему на запад, ей - в другую сторону». Он уезжает в свою часть, а её поезду дан приказ двигаться на восток, и больше они не встретились…

Май 1945. Победа!

А поезд всё идёт и идёт на восток. За окнами мелькают чужие города, сёла, полустанки, незнакомые люди. Позади уже Красноярск, Иркутск, Чита и до Владивостока – рукой подать. Наконец, остановились в большом дальневосточном селе Раздольном. И вот наступил тот день, когда пересеклись пути - дороги юной Валентины и Александра Мизонова. « Но не было у меня к нему никакой любви, - говорит Валентина Григорьевна, - и зачем за муж пошла, сама не знаю, наверное, боялась в девках остаться»… А может, занято было ещё сердце тем, другим, о котором Александр Иванович так никогда и не узнал, хотя прожил со своей супругой 52 года. Свела их судьба и повела дальше. Долго не дружили: со дня знакомства, а это было 3 сентября, прошло всего 12 дней… А когда случайно в разговоре девушка сообщила, что госпиталь направляют в Сучан, он сразу же на другой день принёс разрешение на женитьбу от своего командира, а ей пришлось взять – у своего… Вот так два крёстных отца – командира дали «добро» на их совместную жизнь. И уже 15 сентября 1945 был особен: во Владивостоке их брак был официально зарегистрирован. С этого времени она и носит фамилию мужа, вот уже почти 62 года.

До 46 года жили молодожёны в Раздольном в небольшой, похожей на купе вагона, комнатке, а затем демобилизовались и уеха-ли на родину мужа в село Елань Енисейского района Красноярского края. Так она стала – сибирячкой. Привёл в дом к матери молодую жену Александр Иванович. И всё бы ничего, да свекровь в открытую показывала свой характер. Валю старалась просто не замечать, а сына укоряла: « Привёл нищенку, век с ней будешь мучиться, чем Агния была тебе не пара». До войны он, действительно, с ней встречался.

«Часто порывалась я сбежать от них, но жалела сына, который уже появился на свет в июле 1946 года, не хотела оставлять его без отца, - вспоминает про себя баба Валя, - вполне возможно да и образование у нас совершенно разное: он директор школы, а я малограмотная…»

Но годы шли и шли своим чередом, через 5 лет у них уже было трое детей: в 1951 появилась на свет ещё одна парочка – Валюшка и Сашенька, так назвали родители близнецов в свою честь. Семья полностью захватила женщину, никакие думки уже в голову не приходили.

Но однажды всё – таки не выдержали и написала тому, единственному, для которого до сих пор оставалась местечко в сердце. Написала только для того, чтоб узнать, жив ли он. Письмо было адресовано его матери (Валентина Григорьевна до сих пор помнила их адрес).

И каково же было её удивление, когда в пришедшем ответе она прочитала: « Я до сих пор чувствую, мне кажется, что ты рядом, всегда со мной ». Столько прошло времени, а эти слова она слышит до сих пор. Вот так – то бывает в жизни судьба это или что–то другое? И вообще, что такое судьба?

Долгими вечерами перебирает в мыслях всю свою жизнь Валентина Григорьевна и обидно становиться ей оттого, что осталась одна, и где-то там, теперь уже для неё далеко-далеко, на Украине, живёт родной человек, сын Саша, которому расстояние не позволяет часто бывать у матери.

Похоронила она своего первенца-сына совсем молодым в 1991 году, а вскоре мужа, и дочь. И теперь одна в пустой квартире, в которую они переехали из Енисейского района в 1975 году, к сыну Александру, который служил в нашей части офицером, поэтому рада она каждому, случайно зашедшему в гости.

Рада она была и нам, угощала конфетами и печеньем, всё заботилась, чтоб мы съели и слушали её рассказ. И мы благодарны ей за то, что она вспомнила, это так нужно нам, молодым.

Господи, не лиши нас памяти. В ней сохраняется наше прошлое, прозревается будущее… Память, не оставь нас!

Офицеры в/ч 74008 с ветеранами Великой отечественной войны и труда 1983. Их ещё много…

Прошлое нельзя забывать…Такая память нужна. Мы должны знать о том, что было. Если мы забудем прошлое, мы потеряем наши традиции, мы забудем нашу культуру, мы обнищаем духовно…

Персональные инструменты
Инструменты