Меликова Эля
Автор: Меликова Эля, ученица 6 "А", школы №1, г.Мончегорска, Мурманской области
Руководитель: Романова Галина Васильевна, учитель истории
Содержание |
Введение
25 декабря 2004 года по телевизору шла передача о жизни последнего русского императора Николая II. Вел ее Эдвард Радзинский. Он рассказывал об исторических событиях конца XIX – начала XX века, последних днях жизни семьи Романовых, показывал фотографии, на которых были запечатлены исторические факты. И вдруг моя бабушка (Иванова Вера Александровна) говорит: «А ведь знаешь, внучка, вот этот полный усатый мужчина наш родственник». В это время по телевизору показывали фотографию «Игра в войну» (1909 г.), где изображены цесаревич Алексей, какой-то мужчина с барабаном в руках и еще один мальчик. Я очень была заинтригована таким сообщением. Ведь к большому моему сожалению, о моей семье, о моих «корнях» я знаю не так уж много. С этого момента решила - во что бы то ни стало узнать об этом моряке, находившемся рядом с Романовым Алексеем Николаевичем.
- Pril1.jpg
Иванова В.А. с мужем
- Pril2.jpg
Деревенько с цесаревичем Алексеем
- Pril3.jpg
Деревенько с женой
Боцман Деревенько(18?? – 1918).
Деревенько Андрей Еремеевич родился на Украине в Житомирской области. В Петрограде он познакомился с Сысоевой Анной Андреевной, родной сестрой моей прапрабабушки, Сысоевой Евдокии Андреевны Вскоре они поженились. Андрей Еремеевич служил на царской яхте «Штандарт» боцманом. На срочной службе Деревенько был 20 лет. Матросов отбирали на эту яхту из числа реакционно-мыслящих, или, наоборот, острых и ловких, прошедших через горнило матросских бунтов, но которые раскаялись и стали называться «покаянниками». В обязанности боцмана входило знание всех матросов и унтер-офицеров по именам, умение хорошо разбираться в морском деле, производить подъем тяжестей, уборку якорей, пользоваться компасом, уметь управлять рулем и парусами на шлюпках при различных обстоятельствах и многое другое.
В 1907 году у берегов Финляндии случилась катастрофа: яхта ударилась о подводную скалу. Вода устремилась в трюм, «Штандарт» накренился и стал оседать. Однако благодаря своим герметичным переборкам яхта не затонула
- Спасайте наследника престола! - закричал Николай II.
Сама государыня Александра Федоровна вместе с наследником Алексеем резво прыгнула в воду. В этот момент некто вырывает из ее рук сына и заодно с ним скрывается в пучине! Не скоро на поверхности моря, уже далеко от шлюпки, показалась голова матроса, который, держа мальчика над водой, поплыл обратно к «Штандарту». Этим матросом являлся боцман Деревенько. Позже его наградили Георгием, нашили на рукава форменки шевроны за отличную службу и внесли в придворный штат с титулом «дядька наследника»
Деревенько - дядька цесаревича Алексея
Андрей Еремеевич был физически сильным человеком, добрым душой. Он очень любил детей. Ведь у него у самого было 3 сына: Сергей, Александр, Алексей. К цесаревичу он относился как к своему сыну. У наследника уже была няня-Мария Ивановна. Ей в помощь был взят Деревенько. Алексей сразу же полюбил этого гиганта-матроса. В 1907 году цесаревичу было 3 года. Цесаревич Алексей болел гемофилией, поэтому его нужно было окружить особым уходом и заботами. Вот почему к нему, по предписанию врачей, были приставлены, в качестве телохранителей, два матроса с императорской яхты: боцман Деревенько и его помощник Нагорный, которые по очереди должны были за ним следить.
Деревенько рассказывал моей прапрабабушке, что по линии императрицы, матери цесаревича Алексея, ее дядя, брат и два племянника умерли от этой болезни. А у Алексея Николаевича наблюдалась большая нервность, он не был подчинен никакой дисциплине. Мальчика надо было носить как дома, так и на дворе, и Деревенько дали велосипед с сиденьем перед седлом для наследника. На этом велосипеде матрос возил Алексея по парку в Царском Селе. Телохранитель давал оседлать себя под «лошадку». Он сажал цесаревича себе на шею и часами носился как угорелый по аллеям царских парков, выжимая свою тельняшку потом будто после стирки. Но зато цесаревичу теперь не грозили царапины и ушибы.
Часто приходили играть с наследником дети Андрея Еремеевича, и вся одежда Алексея обычно переходила к ним. У бедного цесаревича никогда не было аппетита, но Деревенько умел уговорить его. Самым большим счастьем для него оказывалась игра с сыновьями своего телохранителя, Андрея Еремеевича, которые были несколько моложе его. Деревенько всегда был рядом с наследником.
Деревенко и Деревенько - родственники?
С 1912 года приват-доцент по кафедре клинической хирургии Военно-медицинской академии Владимир Николаевич Деревенко назначен личным врачом цесаревича Алексея. Хирург и дядька были почти однофамильцы. Но в фамилии доктора нет Ь, а в фамилии Андрея Еремеевича Деревенько он есть. Оба эти человека служили одной цели – оберегали наследника престола. В существующих документах часто путают фамилии этих людей. В своей работе я опираюсь на сведения о дядьке со слов моих родственников.
Деревенько. Кто он?
Андрей Еремеевич был хорошим мужем и отцом. Конечно, близкие в силу такой ответственной работы, дома видели его не часто, но в свободную минуту, выходные дни он проводил с семьей. Императрица уважала Андрея Еремеевича и его жену. Она часто делала подарки его семье, дарила одежду и столовое серебро. Анна Андреевна в свою очередь делала подарки моей прапрабабушке, своей родной сестре, Евдокии Андреевне.
Моя прапрапрабабушка Устинья навещала свою дочь в Петрограде, которая проживала в отдельном флигеле в Царском Селе вместе со своим мужем Деревенько А.Е. и тремя сыновьями. А добираться раньше было непросто! Из Архангельской губернии на подводах, а часто и просто пешком.
1917 год – переломный период в истории России. В феврале 1917 года победила революция, Николай II отрекся от престола, к власти пришло Временное правительство, а семья Романовых была посажена под домашний арест и отправлена в Тобольск. После революции 1917 года Деревенько со своей семьей уехал на родину, в Житомирскую область. Семью долго преследовали чекисты. Хутор, где они раньше жили, был сожжен. Сам боцман вскоре умер от сердечного приступа. Его жена, Анна Андреевна, с детьми и в полупомешанном состоянии, в рубищах вернулась домой в Архангельскую губернию.
Точки зрения на боцмана Деревенько А.Е.
О Деревенько – боцмане, телохранителе цесаревича Алексея есть противоречивые сведения. С одной стороны, это человек, преданный царю, России, любящий своего воспитанника, готовый носить его на руках и день, и ночь, заботящийся о нем.
Из воспоминаний Пьера Жильяра, наставника и учителя цесаревича Алексея: «Дядькой цесаревича был боцман с императорской яхты «Штандарт» Деревенко (мы знаем что Деревенько), который часто носил маленького Алексея на руках. Самым большим его счастьем было играть с двумя сыновьями матроса».
По воспоминаниям С.Офросимовой: «С двух лет к нему был приставлен боцман Андрей Деревенько, оберегавший цесаревича от ушибов и соблюдавший его интересы ревниво, до подобострастия. Любовь его к дядьке Деревенько была нежной, горячей и трогательной».
С другой стороны – его считают предателем, который не поехал с царем и не погиб вместе с ним, чуть ли не вором. Эдвард Радзинский пишет: «Старый его друг, боцман Деревенко, оказался вором и предателем. Этот моряк, которому доверена была жизнь наследника, решил воспользоваться возможностью сбежать, напоследок унизив ребенка».
Я не считаю дядьку цесаревича Алексея предателем и тем более вором! После того как арестовали императорскую семью, Андрей Еремеевич подавал прошение Временному Правительству сослать его в Тобольск вслед за Николаем II. Прошение было отклонено, так как у телохранителя было на иждивении трое детей. В этом случае он рисковал жизнью своей семьи, будущим своих сыновей. Сама императрица, Александра Федоровна, предоставила своим слугам право выбора: разделить участь семьи Романовых или уйти в свои семьи. Человек, который 11 лет большую часть своего времени уделяет маленькому больному мальчику, дарит ему свою нежность, заботу, ласку, не раз спасает его жизнь, я считаю, вряд ли украдет у него вещи или обидит его. Ведь дорогие подарки делала ему императрица в знак признательности за добросовестную службу. А Николай II в конце каждого круиза награждал «усатого няня» именными золотыми часами.