Межрегиональный проект Я вижу музыку/Музыка для снятия усталости
Содержание |
Эдвард Григ "Пер Гюнт" Сюита N1 "Утро"
Норвежский композитор, пианист, дирижёр, Эдвард Хагеруп Григ относится к тем художникам, роль которых оказалась решающей для развития национальной культуры. Начав творческую жизнь в маленькой «провинциальной» стране, композитор силой своего гения возвысил норвежскую музы-ку до вершин мировой классики. Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита к драме Ибсена «Пер Гюнт», который получил широкое признание в виде двух оркестровых сюит. Сюита «Утро» из сюиты №1 по праву считается замечательным музыкальным произведением.
Родина композитора - Норвегия - северная страна с очень красивой природой, горами, долинами. Эдвард Григ в своей музыке часто воспевал красоту норвежской природы, которую очень любил. В пьесе «Утро» композитор описывает красоту пробуждающейся норвежской природы. В этом произведении мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой, воспринимаемые как перекличку наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широко-го пространства, воздуха. С разговора этих инструментов начинается «Утро» Грига.Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели. Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому. Звучность нарастает. Чистые гармонические краски (трезвучие - основной вид гармонии), яркие, неожиданные в сопоставлении друг с другом, воспринимаются как краски в живописном пейзаже. При каждом новом повторе наигрыша по-являются мелодические варианты, которые связывают сходные фразы в единую мелодию. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, на-конец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми краска-ми оркестр. Музыка в начале спокойная, ласковая, нежная, добрая. А середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь теплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются. В насыщенном, широком по диапазону звучании струнной группы эта живописная музыка наполняется лиризмом, чувством радости, полноты жизнеощущения. Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Григ эту чудесную картину. В конце музыка опять звучит, успокоено, заворожено, мечтательно и нежно. Несколькими штрихами Григ в конце пьесы расширяет конкретно-образные ассоциации: соло валторны и ходы, близкие к звучанию охотничьих рожков, легкие трели флейт - всё это воспринимается как лесные голоса, щебет птиц на фоне тишины, покоя утренней природы. В»Утре» Грига яркая красочная живопись природы соединяется с тонким лиризмом музыки.
Музыка
Работы учащихся