Межрегиональный проект Я вижу музыку/Музыка для развития логического мышления
Содержание |
Иоганн Себастьян Бах "Токката и фуга ре минор"
Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор, один из величайших композиторов в истории музыки. Музыкальная деятельность Баха была в полном смысле мно¬госторонней — композитор, органист, клавесинист, скрипач, пе¬дагог, знаток инструментов, изобретатель. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени (кроме оперы), он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Его мощная творческая фантазия вызвала к жизни необычайное богатство форм: к примеру, в многочисленных баховских кантатах невозможно найти две фуги одинакового строения. Тем не менее, есть структурный принцип, весьма характерный для Баха: это симметричная концентрическая форма. Современник Баха, математик Готфрид Лейбниц называл его музыку безотчетной радостью души, «которая вычисляет, сама того не зная».Едва ли не самое популярное органное произведение юности Баха – Токката и фуга ре минор (565). Относительно короткие в сравнении с другими циклами, эти токката и фуга длятся меньше десяти минут. Но по насыщенности звучаний, по емкости содержания, по драматическим признакам, по архитектонике сложных форм обе части этого произведения составляют идеальное целое и относимы к высочайшим достижениям мирового органного искусства. Это и пример совершенного слияния фуги с предваряющим вступлением – токкатой. Начинается токката со взволнованного возгласа - аккордовыми последованиями, которые сменяют пассажные разделы Пауза. Снова возглас. Еще один. Далее – шквал звуков, насыщенных густыми, низкими голосами. Музыкант ведет музыку к высшей точке напряжения. Но в тот же момент ощущается начало нового развития движения. И эта фаза многоголосной музыки оказывается еще напряженней, еще более могучей. Но движение переходит в новую форму. Захватывает дух на конечной вершине фуги. Токката поражает нас своим волевым порывом, чтобы оставить нас на миг в глубокой тишине.
После паузы – фуга – в переводе с латинского «быстрое течение» - полифоническая форма музыкальной композиции, основанная на развитии одной темы, которая проводится попеременно в разных голосах (вокальных или инструментальных). Итак, тишина прерывается мелодической речью. В начале фуги звучит ведущий голос, показывая тему в главной тональности. Далее начинается мелодический «бег» голосов. Один передает другому тему, принявший ее голос "бежит" дальше, слышится и следующий голос, объявляющий эту же тему. По-молодому мятежная, в темпе токкатного движения, эта речь артистически сдерживается голосами басов. Голоса вступают в различных последовательностях, улавливаются разные тональности. Мелодия иногда трудноузнаваема: она увеличивается в длительности своей или сокращается, звучит в зеркально обращенной форме, приобретает новый звуковой облик. Изящные и лиричные голоса воспринимаются как доверительные признания. Ощущается ясная и естественная логика общего развития при индивидуаль¬ности каждого из голосов в их совместной беседе.Фуга не противопоставляет себя токкате. В развитии темы и разработке ее также ощущается целеустремленность молодых сил. Что это? Мятеж бунтаря или напор сил созидания? Звуки органа вызывают и зримые, и умозрительные поэтические картины. Низвергаются лавины, взметается пламя, ведут спор небожители, борется добро со злом, парит возвышенное, страстями полнится земное, поют хоры, ведет исповедь сердце. Вписываются в баховское музыкальное мироздание проявления самой жизни в ее вечном движении.
Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьем сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья
Почувствует бессмертия восторг
Людмила Волошина
Музыка Баха
Работы учащихся
Дополнительная информация
Краткая Биография. Фотографии. Занимательные факты о И.С. Бахе.Творчество.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Великий композитор Иоганн Себастьян Бах