Медовый Ключ, деревня (Малмыжский район Кировской области)
Медовый Ключ, деревня (Малмыжский район Кировской области) | |
---|---|
Идёт загрузка карты…
| |
Местоположение | 56° 29' 47" С, 51° 3' 56" В |
Тип | Деревня |
Первое упоминание |
Медовый (Медовой) Ключ - бывшая деревня Малмыжского района Кировской области (ранее Малмыжского уезда Вятской губернии).
По преданиям, деревня была основана приблизительно в 1860 году переселенцами из деревни Каракули Вятскополянского района Кировской области.
Первые переселенцы переправились с правобережья р. Вятки на левобережье у Каракульской пристани, которая тогда была представлена одним домом, в нём жил “стражник”, приглядывавший одновременно за пристанью и за помещичьим Барским лесом. Дорога постепенно шла в гору, названную Венцом, очень длинную, трудную для гружёных лошадей, так что ехавшие на телеге люди сходили с неё и шли пешком. Эту дорогу потом назвали Солдатовой, т.к. одним из первых переселенцев был отставной солдат, накануне разведавший этот путь. По пути в новые деревни стоял ещё один дом в лесу, принадлежавший помещице Волковой, которую в народе прозвали “Волчихой”. Путникам повстречался ключ, “выкипающий” из земли, а через него было перевалено дерево с ульем пчёл. Вот здесь и решили создать поселение и назвать его Медовым Ключом. Сюда же вскоре стали переезжать жители не только из д. Каракули, но и из Тоймы Вятскополянского района. В деревне появились три улицы, расположенные буквой “П”, в центре которой был ключ. Самая длинная из них называлась Каракульской, две другие – Тоймы.
Сначала жители вели частное хозяйство, строились из леса, который валили. Всего деревня насчитывала 96 дворов. Потом стали создаваться колхозы, их было два: Каракульский и Тойменский. После их объединения колхоз назвали “Восход”. Председателем был избран самый лучший мужчина в деревне – Жуков Михаил Петрович, он был коммунистом, не пьющим, была у него с женой одна дочь.
Сеяли рожь, овёс, ячмень, гречиху, лён, пшеницу, просо, вику, клевер, чечевицу. Занимались и животноводством: были фермы с крупным рогатым скотом, конный двор, свинарники, овчарня, в общем, хозяйство большое. С личных хозяйств сборщики налогов, называемые агентами и назначаемые верхней властью, собирали почти подчистую. За несвоевременную сдачу налогов просто забирали скот, жить в колхозе было не сладко.
В деревне была школа, в которой учились с 1 по 4 классы. Сельсовет позднее перевели в Каксинвай. Из-за большого количества жителей в Медовом Ключе даже хотели построить церковь, но здесь жили люди разных вероисповеданий – и мирские (православные) и староверы – у которых церквей не было, поэтому пока шёл спор, церковь была построена в Каксинвае, который стал центром 1-го благочиния Малмыжского уезда. От Медового Ключа до Каксинвая 4 версты (1 верста – 1,0668км).
Осенью, в Богородскую, 21 сентября, сюда ездили на ярмарку, на которой красавицей из овощей была репа! В близлежащую, 8 км, деревню Тан ходили на Сабантуй, в ней жили татары. Севернее была, и есть сегодня, деревня Малая Шабанка, в ней живут марийцы, они так же учились в школе, в Медовом Ключе.
Леса были богаты грибами и ягодами, собирали только белые грибы и грузди, ни лисички ни сыроежки за грибы не признавали. В лес ходили недалеко, т.к. у дальнего ложка встречались медведи.
В центре деревни стояла маслобойка, масло делали из льна, за домами были овины, где молотили зерно.
За деревней была небольшая гора, где во время Гражданской войны (1919 г.) был вырыт окоп, в котором прятались жители. Однажды “белые” подожгли улицу Каракульскую с восточной стороны, горело 8 домов, взрослые выносили из домов свой крестьянский инвентарь, домашнюю утварь, а дети прятались в этом окопе. Неподалёку от деревни Медовый Ключ в лесу есть могила командира Красной Армии, расстрелянного белогвардейцами весной 1919 года.
Дольше всех в деревне жили Чагина Мария Тимофеевна (раньше её звали Марьей Тиминой, отчество говорилось как современная фамилия) и Анна Прокофьевна. Сейчас на месте деревни нет никаких опознавательных знаков. Есть только ключ, который до сих пор “вскипает” из-под земли, да маленький деревянный навес около него, для пастухов, которые отдыхают у ключа, давшего название и жизнь деревне, приютившей русских людей на целое столетье.
Владимир Семибратов
Калина из Медового Ключа
Каким-то чудом «газик» миновал
Просёлочную грязную дорогу.
Здесь некогда усадеб было много.
Ищу то место, где наш дом стоял.
Медовый Ключ... Лишь в памяти у нас
Да в паспортах теперь твоё названье.
И всё труднее стало узнаванье
Того, что было, в видимом сейчас.
Где прежде возвышался отчий дом -
Лишь бугорок с побегами малины,
Но в садике по-прежнему калина
Нас угощает ягодным кустом.
Калина из Медового Ключа,
Что с мёдом хороша, как говорится,
Никто тобой уже не насладится,
Напрасно твои бусины горчат!
Вот угощу я ими вдалеке
От этих мест жену и сына.
Пускай они узнают вкус калины,
Что до сих пор растёт у нас в садке.
Медовый Ключ... Ни мёда, ни ключа
(Забит родник и ряскою, и тиной),
И только одинокая рябина
Горит как поминальная свеча.
Информанты: бывшие уроженки д. Медовый Ключ – сестры Глушковы:
- Саламатова Мария Ивановна (1914 г.р., г. Вятские Поляны, 1 пер. Шорина, 12)
- Чупракова Анна Ивановна (1930 г.р., г. Вятские Поляны, ул. Тургенева, 9)
- Узлова Евдокия Ивановна (1920 г.р., пгт Красная Поляна, пер. Первомайский, 16)
Источник: http://krp43.narod.ru/index.htm